Не панацея, но…
Лизинг дорожно-строительной отрасли
Быстрое развитие дорожно-строительной отрасли на Северо-Западе России
вызывает повышенный спрос на строительные материалы и технику.
Многие лизинговые компании заинтересованы сегодня в финансировании именно
этого направления.
Я лизинг бы выбрал только за то!..
Преимущества
обращения в лизинговую компанию очевидны. Как отмечают специалисты ГК
«ИНТЕРЛИЗИНГ», при использовании лизинга нет необходимости отвлекать
от основной деятельности крупные средства для закупки новой техники.
Немаловажную роль в этом процессе играют и налоговые льготы. Многие
лизинговые компании подходят к принятию решений о финансировании более
гибко, чем большинство банков при предоставлении кредита.
Руководитель отдела маркетинга ООО «ЛизингПромХолд» Светлана Кудряшова
дополняет:
– Лизинг может быть единственным источником средств для фирм,
еще не имеющих деловой истории и достаточных активов для обеспечения
залога для получения кредита в банке.
Несомненным плюсом лизинговой сделки является гибкость системы платежей
и возможность их адаптации к движению денежных средств лизингополучателя.
Среди налоговых выгод ускоренная амортизация, равная «трем», уменьшение
налогооблагаемой прибыли и т. п. Срок лизинга, как правило, значительно
больше срока кредита. Кроме того, риски морального и физического износа
целиком лежат на лизинговой компании, в отличие от прямой покупки, покупки
«в рассрочку» или в кредит, когда эти риски несет дорожно-строительная
компания.
– Нередко лизинговые компании оказывают дополнительные услуги, – отмечает
начальник отдела лизинга грузового автотранспорта и спецтехники ООО
«Глобус-Лизинг» Максим Вишневский. – Это может быть регистрация и страхование
имущества. У многих лизингополучателей отпадает необходимость открывать
собственное автохозяйство. Эту услугу, как и многие другие: регистрацию
в ГИБДД/Гостехнадзоре, страхование по довольно низким корпоративным
тарифам, организацию доставки и таможенного оформления оборудования,
– лизинговые компании могут взять на себя.
Попасть в десятку
Одной из тенденций современного рынка лизинга является развитие «розницы»:
разработка специальных лизинговых
программ для мелких клиентов, упрощение и ускорение процедур рассмотрения
заявок, переход лизинговых компаний к ведению более сложных и рисковых
сделок. Очень популярны совместные программы с поставщиками техники,
что дает возможность клиентам получить более полный и качественный сервис
за меньшие деньги, а поставщикам – увеличить объем продаж.
Практически у каждой компании существуют сегодня специализированные
программы по лизингу дорожно-строительной техники.
Так, ООО «ЛизингПромХолд», к примеру, предлагает своим клиентам следующие
условия:
• удорожание от 8,53% в год;
• срок лизинга до 3 лет;
• авансовый платеж от 0%;
• срок рассмотрения заявки от 1 суток;
• гибкий график лизинговых платежей;
• минимальный пакет запрашиваемых документов;
• размер минимальной сделки от 10 000 долларов США;
• размер максимальной сделки до 3 300 000 долларов США;
• отечественная и импортная техника, новая и б/у.
В ЗАО «Техноспецсталь-Лизинг» пользуется популярностью специальная
программа «Стань первым – ПОПАДИ В ДЕСЯТКУ». Программа позволяет клиенту
получить технику либо с первоначальным взносом 10%, либо с удорожанием
в 10%.
Остерегайтесь «подводных камней»
При выборе лизинговой компании, как и при выборе любого финансового
партнера, следует соблюдать осторожность. Мы провели опрос среди крупнейших
лизинговых компаний, работающих в нашем регионе, и они сошлись в критериях
оценки, которые следует учитывать при выборе.
Во-первых, необходимо обращать внимание на возраст такой организации,
ведь долгое функционирование на рынке – залог ее благополучия. Во-вторых,
следует поинтересоваться тем, кто финансирует выбранную лизинговую компанию.
Чем больше схем, технологий и инструментов финансирования доступно последней,
тем более разнообразные программы и лояльные условия она может предложить
для каждого конкретного случая. Так, у лизинговых компаний, созданных
как дочернее предприятие банка, есть как минимум одно неоспоримое преимущество
– более оперативные возможности финансирования. Однако надо отметить,
что банк, в свою очередь, должен отличаться надежностью и входить в
ТОР’30 крупнейших банков России.
В-третьих, стоит обратить внимание на рынки присутствия и диверсификацию
портфеля. В качестве главного преимущества универсальных лизинговых
компаний отметим, что потенциальный лизингополучатель, сотрудничая только
с одной лизинговой компанией, может приобрести различное оборудование
– как автотранспорт, так и офисную мебель или дорогостоящие станки.
Разноплановость лизинговой организации говорит о ее большей надежности,
поскольку позволяет ей присутствовать сразу на многих рынках.
Но не стоит думать, что любая организация может легко стать клиентом
лизинговой компании.
Лизинговые компании, как и банки, большое значение уделяют оценке
финансового состояния лизингополучателя.
В некоторых случаях представленные документы могут не устроить
аналитиков компании. Кроме того, на пути лизингополучателя встречаются
свои «подводные камни». Чаще всего это стоимость лизинговых услуг. В
некоторых случаях она может быть дороже кредита. Также клиента может
ждать возмещение НДС не сразу на всю стоимость приобретаемой техники,
а равномерно за срок действия договора лизинга.
Существует еще одна проблема, честно предупреждают в ЗАО ФК
«Балтинвест». Это «серые» поставщики, уходящие от налогообложения.
Ни в коем случае нельзя пользоваться их услугами. Арест и изъятие имущества
такой компании сотрудниками правоохранительных органов не снимает с
лизингополучателя обязательств по уплате лизинговых платежей.
Елена Рачкова
Мнение специалиста
«Балтийский лизинг» дает прогноз
Из семи инвестиционных проектов, признанных правительством России
наиболее значимыми для экономики и социальной сферы страны, три имеют
прямое отношение к дорожной отрасли. Это проекты сооружения первого
участка автострады Москва – Санкт-Петербург, строительства платной магистрали
«Западный скоростной диаметр» и Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге.
Другие четыре – это инфраструктурные проекты, в которых также значительная
часть отводится дорожному строительству, строительству мостов, путепроводов
и тоннелей. Согласно положению о федеральном инвестиционном фонде, затраты
на каждый из этих проектов составляют не менее 5 млрд рублей.
Таким образом, любому специалисту-маркетологу не нужно объяснять,
где сегодня и в ближайшие несколько лет будет наблюдаться инвестиционный
бум в России.
На российском рынке, помимо отечественных, присутствуют почти все основные
мировые производители дорожной техники. За последние три года доля продаж
техники через лизинговые компании у отдельных поставщиков достигает
30–40%. Ежегодно доля новых договоров лизинга дорожно-строительной техники
и оборудования (асфальтобетонные заводы, дробилки и пр.) составляет
не менее 6% в общем объеме инвестиций по лизингу (в 2005 году это примерно
15 млрд рублей). Очевидно, это далеко не предел.