Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 88 сентябрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

«СНС ЛАВАЛИН» вместо «БОМБАРДЬЕ»
Когда примет пассажиров «надземка»

Исторически сложившаяся система застройки Санкт-Петербурга, когда улицы расходятся от центра радиально, имеет не только преимущества.
Триста лет строительства города показали, что накапливаются трудности для развития транспортной сети. Проблема частично решается строительством КАД и ЗСД. Но этого недостаточно.

Наилучшим выходом могло бы оказаться строительство кольцевой линии метрополитена. Но оно затруднено особенностями петербургской почвы и высокой стоимостью.

1 км подземной трассы обходится в $100 млн, а на отдельных участках вдвое дороже.
80% стоимости прокладки линии метро оплачивает региональный бюджет.

Вечная нехватка денег делает этот проект неосуществимым, и потому еще в начале постперестроечной истории Северной столицы родилась идея создания надземного транспорта.
В чем его преимущества? Прежде всего в относительной дешевизне строительства и содержания. Сначала наш город обратился к опыту мирового лидера сооружения таких трасс – канадской фирмы «Бомбардье Транспортейшн». Глава этой корпорации, которая насчитывает 80 тыс. работников в разных странах, Р. Браун, заявил, что проект представляет интерес.

Уже на первом этапе речь шла о проектировании и строительстве Южного полукольца надземной железной дороги. Была выбрана и его трасса: проспект Ветеранов – Предпортовая – Дунайский проспект – Обухово с пересечением трех веток железной дороги и трех радиальных линий метрополитена. То есть эта трасса перехватывает все южные магистрали города и соединяет их. Протяженность ее – 22 км, скорость движения 2-вагонного состава – до 100 км в час. Помимо Южного варианта трассы был предусмотрительно запланирован и вариант Северный, а в дальнейшем – их соединение.
Смущала, однако, стоимость проекта: около 1 млрд долларов, и такая малость, как отсутствие минимальных средств для начала работ. Хотя некоторые горячие головы обещали пустить первую очередь надземки уже к 300-летию города. Ввод в эксплуатацию первого участка от ул. Пионерстроя до станции метро «Проспект Ветеранов», включая строительство эстакады высотой 6 м и депо, был намечен на 2003 г. Юбилей миновал, а проблема надземного экспресса все не сходит с повестки дня городских властей.

В прошлом году, когда истекал очередной ориентировочный срок ввода в эксплуатацию Южного полукольца, этот процесс оживился. И из разряда прожектов перешел в число объектов, которые ведет Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП). А его председатель М. Ю. Соколов считает, что этот проект является таким же эффективным, как ЗСД или Орловский тоннель. И наравне с ними может получить средства из Инвестиционного фонда.
Но до того как власти города озвучили эти свои намерения, им пришлось отказаться от сотрудничества с «Бомбардье Транспортейшн» из-за высокой цены проекта. А подходящую для города стоимость предложила транснациональная компания «СНС Лавалин», тоже из Канады. У этой компании представительства находятся в 30 странах, а в России она работает с 1976 г.

Канадцы предложили удешевить проект строительства линии от Сосновой Поляны до Обухова. Сделать это можно, проложив комбинированную рельсовую наземную линию. По ней и пойдут сочлененные вагоны типа ЛСТ (легкий скоростной транспорт). Объем инвестиций оценили в $420 млн.

Первый этап работы – проектирование и обоснование инвестиций, которое ведет ООО «Гипротранс» с объемом затрат городского бюджета 57 млн руб. Чтобы уменьшить стоимость реализации проекта, трассу постараются провести по свободным от застройки землям.
Есть возможность реализовать этот проект на основе частно-государственного партнерства. Не исключено также размещение заказа на изготовление подвижного состава на петербургских предприятиях. Губернатор В. И. Матвиенко считает, что проект надземного экспресса должен быть не только экономичным, но и современным, красивым, достойным нашего города.

Сейчас завершается банковское технико-экономическое обоснование надземного экспресса. Консультантом при его разработке выступала «СНС Лавалин». Вскоре будет выбрана компания, которая осуществит работы по обоснованию инвестиций в проект. Фирма, которая станет концессионером, будет названа в конце текущего или начале будущего года, надеется Соколов. А победитель конкурса сможет приступить к работе в феврале 2007 г. Тогда первая очередь экспресса может быть запущена в 2009 г.
И последние уточнения этого проекта. Надземный экспресс на большей части своего протяжения пройдет по земле. Эта скоростная трасса может на 18 км совпасть с автомобильными дорогами. И лишь 4 км разместят на эстакаде. Возросла и цена «приземленного» варианта – до $500 млн.

Сейчас трасса находится на стадии проектирования. Ожидается, что оно будет завершено к концу сентября. А в следующем месяце предполагается презентация проекта правительству города. Уже известно, что начало этой трассы перенесено. Его переместят в центр комплекса «Балтийская жемчужина». А закончится магистраль в Купчине.
По данным председателя КИСП М. Ю. Соколова, объем перевозок будет составлять 300 тыс. пассажиров в день, составы пойдут с интервалом 3–5 мин.

1 км наземной трассы на земле составит $20–25 млн.
Эстакадная трасса обойдется в 3 раза дороже.

Финансировать проект, как это и задумывалось с самого начала, предполагается по принципу частно-государственного партнерства. При этом половина средств поступит из бюджета – возможно, с привлечением денег Инвестфонда. Вторую половину вложат частные инвесторы.
Председатель КИСП обращает внимание на то, что строительство «Балтийской жемчужины» дало толчок для развития и роста ряда проектов в транспортной и в инженерной сфере. Так, в юго-западной части Петербурга начинается возведение ТЭЦ на берегу реки Красненькой. Новая электростанция будет обеспечивать энергией всю Южно-Приморскую часть города. А теперь к строящемуся кварталу «привязано» и начало надземной трассы.

КИСП сообщил, что концессионное соглашение может быть подписано уже к марту 2007 г. Центральным звеном реализации концессионного проекта выступит специализированная проектная компания (СПК). При этом 90% ее акций будут находиться в собственности инвесторов. Концессионное соглашение будет предусматривать серьезные контрольные механизмы со стороны города, заверил М. Ю. Соколов. А 10% акций этой компании будет передано в собственность Петербурга.
Полностью завершить строительство южной части трассы намечено к 2015 г.

Валентин Воронов

По данным канадской стороны:
20 станций будет построено на новой железной дороге;
15 руб. составит стоимость проезда;
15 лет при таких тарифах потребуется, чтобы «надземка»
окупила себя;
300 тыс. пассажиров в день перевезет она на первом этапе;
500 тыс. пассажиров в день – проектная мощность.



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна