«СНС ЛАВАЛИН» вместо «БОМБАРДЬЕ»
Когда примет пассажиров «надземка»
Исторически сложившаяся система застройки Санкт-Петербурга, когда
улицы расходятся от центра радиально, имеет не только преимущества.
Триста лет строительства города показали, что накапливаются трудности
для развития транспортной сети. Проблема частично решается строительством
КАД и ЗСД. Но этого недостаточно.
Наилучшим
выходом могло бы оказаться строительство кольцевой линии метрополитена.
Но оно затруднено особенностями петербургской почвы и высокой стоимостью.
1 км подземной трассы обходится в $100 млн, а на отдельных
участках вдвое дороже.
80% стоимости прокладки линии метро оплачивает региональный бюджет.
Вечная нехватка денег делает этот проект неосуществимым, и потому еще
в начале постперестроечной истории Северной столицы родилась идея создания
надземного транспорта.
В чем его преимущества? Прежде всего в относительной дешевизне строительства
и содержания. Сначала наш город обратился к опыту мирового лидера сооружения
таких трасс – канадской фирмы «Бомбардье Транспортейшн». Глава этой
корпорации, которая насчитывает 80 тыс. работников в разных странах,
Р. Браун, заявил, что проект представляет интерес.
Уже на первом этапе речь шла о проектировании и строительстве
Южного полукольца надземной железной дороги. Была выбрана и
его трасса: проспект Ветеранов – Предпортовая – Дунайский проспект –
Обухово с пересечением трех веток железной дороги и трех радиальных
линий метрополитена. То есть эта трасса перехватывает все южные магистрали
города и соединяет их. Протяженность ее – 22 км, скорость движения 2-вагонного
состава – до 100 км в час. Помимо Южного варианта трассы был предусмотрительно
запланирован и вариант Северный, а в дальнейшем – их соединение.
Смущала, однако, стоимость проекта: около 1 млрд долларов, и такая малость,
как отсутствие минимальных средств для начала работ. Хотя некоторые
горячие головы обещали пустить первую очередь надземки уже к 300-летию
города. Ввод в эксплуатацию первого участка от ул. Пионерстроя до станции
метро «Проспект Ветеранов», включая строительство эстакады высотой 6
м и депо, был намечен на 2003 г. Юбилей миновал, а проблема надземного
экспресса все не сходит с повестки дня городских властей.
В прошлом году, когда истекал очередной ориентировочный срок ввода
в эксплуатацию Южного полукольца, этот процесс оживился. И из разряда
прожектов перешел в число объектов, которые ведет Комитет по инвестициям
и стратегическим проектам (КИСП). А его председатель М. Ю. Соколов считает,
что этот проект является таким же эффективным, как ЗСД или Орловский
тоннель. И наравне с ними может получить средства из Инвестиционного
фонда.
Но до того как власти города озвучили эти свои намерения, им пришлось
отказаться от сотрудничества с «Бомбардье Транспортейшн» из-за высокой
цены проекта. А подходящую для города стоимость предложила транснациональная
компания «СНС Лавалин», тоже из Канады. У этой компании представительства
находятся в 30 странах, а в России она работает с 1976 г.
Канадцы предложили удешевить проект строительства линии от Сосновой
Поляны до Обухова. Сделать это можно, проложив комбинированную рельсовую
наземную линию. По ней и пойдут сочлененные вагоны типа ЛСТ (легкий
скоростной транспорт). Объем инвестиций оценили в $420 млн.
Первый этап работы – проектирование и обоснование инвестиций, которое
ведет ООО «Гипротранс» с объемом затрат городского бюджета 57 млн руб.
Чтобы уменьшить стоимость реализации проекта, трассу постараются провести
по свободным от застройки землям.
Есть возможность реализовать этот проект на основе частно-государственного
партнерства. Не исключено также размещение заказа на изготовление подвижного
состава на петербургских предприятиях. Губернатор В. И. Матвиенко считает,
что проект надземного экспресса должен быть не только экономичным, но
и современным, красивым, достойным нашего города.
Сейчас завершается банковское технико-экономическое обоснование надземного
экспресса. Консультантом при его разработке выступала «СНС Лавалин».
Вскоре будет выбрана компания, которая осуществит работы по обоснованию
инвестиций в проект. Фирма, которая станет концессионером, будет названа
в конце текущего или начале будущего года, надеется Соколов. А победитель
конкурса сможет приступить к работе в феврале 2007 г. Тогда первая очередь
экспресса может быть запущена в 2009 г.
И последние уточнения этого проекта. Надземный экспресс на большей части
своего протяжения пройдет по земле. Эта скоростная трасса может на 18
км совпасть с автомобильными дорогами. И лишь 4 км разместят на эстакаде.
Возросла и цена «приземленного» варианта – до $500 млн.
Сейчас трасса находится на стадии проектирования. Ожидается, что оно
будет завершено к концу сентября. А в следующем месяце предполагается
презентация проекта правительству города. Уже известно, что начало этой
трассы перенесено. Его переместят в центр комплекса «Балтийская жемчужина».
А закончится магистраль в Купчине.
По данным председателя КИСП М. Ю. Соколова, объем перевозок будет составлять
300 тыс. пассажиров в день, составы пойдут с интервалом 3–5 мин.
1 км наземной трассы на земле составит $20–25 млн.
Эстакадная трасса обойдется в 3 раза дороже.
Финансировать проект, как это и задумывалось с самого начала, предполагается
по принципу частно-государственного партнерства. При этом половина средств
поступит из бюджета – возможно, с привлечением денег Инвестфонда. Вторую
половину вложат частные инвесторы.
Председатель КИСП обращает внимание на то, что строительство «Балтийской
жемчужины» дало толчок для развития и роста ряда проектов в транспортной
и в инженерной сфере. Так, в юго-западной части Петербурга начинается
возведение ТЭЦ на берегу реки Красненькой. Новая электростанция будет
обеспечивать энергией всю Южно-Приморскую часть города. А теперь к строящемуся
кварталу «привязано» и начало надземной трассы.
КИСП сообщил, что концессионное соглашение может быть подписано уже
к марту 2007 г. Центральным звеном реализации концессионного проекта
выступит специализированная проектная компания (СПК). При этом 90% ее
акций будут находиться в собственности инвесторов. Концессионное соглашение
будет предусматривать серьезные контрольные механизмы со стороны города,
заверил М. Ю. Соколов. А 10% акций этой компании будет передано в собственность
Петербурга.
Полностью завершить строительство южной части трассы намечено
к 2015 г.
Валентин Воронов
По данным канадской стороны:
20 станций будет построено на новой железной дороге;
15 руб. составит стоимость проезда;
15 лет при таких тарифах потребуется, чтобы «надземка»
окупила себя;
300 тыс. пассажиров в день перевезет она на первом этапе;
500 тыс. пассажиров в день – проектная мощность.