Радужные перспективы
Обзор рынка строительства коммерческой недвижимости
Рынок строительства объектов коммерческой недвижимости по-прежнему
на подъеме. По мнению аналитиков, ему, в отличие от жилищного строительства,
не грозит кризис.
По планам администрации Санкт-Петербурга к 2010 году Северную столицу
будет посещать порядка 5 млн туристов. Чтобы эта цифра стала реальностью,
в «Программе развития Петербурга как туристического центра», рассчитанной
до 2012 года, запланирован ежегодный рост гостиничного потенциала на
2–2,5 тыс. номеров.
Рост в два раза
Возведение
торговых центров по-прежнему остается одним из перспективных сегментов
коммерческой недвижимости. К концу 2006 года объем предложения торговых
площадей Петербурга составит примерно 1 878 000 кв. м. Это почти в 2
раза больше аналогичного показателя 2005 года.
В связи с появлением новых проектов, наполнением рынка и ростом конкуренции
можно прогнозировать снижение доходности и, как следствие, рост сроков
окупаемости новых проектов. Однако до избытка торговых площадей в городе
еще далеко. Так что инвесторы с уверенностью могут вкладывать средства
в строительство торговой недвижимости и рассчитывать на гарантированный
высокий доход.
282 800 кв. м торговых площадей было введено в Петербурге в
1-м полугодии 2006 г.
Таким образом, объем предложения на конец 1-го полугодия 2006 года
составил 1 295 215 кв. м.
Из общего числа качественных торговых комплексов, по данным аналитиков
компании «Бекар», развлекательную часть имеют 29%. Одной из наиболее
популярных и востребованных развлекательных услуг являются многозальные
кинотеатры (мультиплексы), которые располагаются в основном на последних
этажах торгового комплекса.
50% торгово-развлекательных центров имеют в своем составе кинотеатр
или мультиплекс.
Другим крупным якорным арендатором в составе торгово-развлекательного
комплекса нередко выступает фитнес-клуб – он входит в состав более чем
33% ТРК. Самой распространенной сетью фитнес-клубов, расположенных в
составе торговых комплексов, является Sport Life («Академический», «Владимирский
пассаж», «Фрунзенский», «Румба»). У 22% ТРК развлекательная часть представлена
боулингом («Гулливер», «Сенная», «Норд», «Меркурий»).
Стоимость аренды увеличится
В 2005 г. наблюдался незначительный ежемесячный рост арендных ставок
на уровне 12–15% годовых. Как правило, увеличение арендных ставок происходит
в тех случаях, когда меняются арендаторы.
Особого внимания заслуживает ценовая политика в отношении якорных арендаторов,
привлекаемых в торговые комплексы для формирования основных покупательских
потоков.
– Арендная плата для них может быть в два и более раз ниже, – комментирует
ситуацию Олег Спивак, директор по консалтингу компании «Бекар». – К
примеру, если для якорного арендатора стоимость квадратного метра в
зависимости от занимаемой площади может составлять от $120 до $300,
то обычный арендатор будет платить от $205 до $1500 за кв. м.
Понятно, что для успешной работы крупный ТК должен иметь в своем составе
как минимум одного якорного арендатора, делающего комплекс привлекательным
для посещения целевыми группами. Особенно это важно для комплексов,
размещенных вдали от торговых улиц и станций метрополитена.
Пока спрос на качественные торговые помещения в торговых центрах не
удовлетворен, нет оснований для пересмотра арендных ставок. Пик ввода
торговых площадей придется на 2-е полугодие 2006 г. Это может привести
к пересмотру арендных ставок действующих торговых центров в сторону
снижения. В первую очередь данный процесс затронет собственников низкокачественных
площадей в торговых комплексах, из которых может начаться миграция арендаторов
в новые, более качественные, помещения.
На окраины
В 2006–2007 годах на рынке торговых площадей Санкт-Петербурга ожидается
дальнейший рост предложения и ввода новых масштабных торговых центров.
В соответствии с заявленными сроками строительства, во 2-м
полугодии 2006 г. будет введено около 777 000 кв. м торговых площадей.
– Однако, учитывая тенденцию задержки сроков сдачи в эксплуатацию торговых
площадей, действительный объем ввода во 2-м полугодии 2006 г. может
составить примерно 550 000–650 000 кв. м, – уточняет Олег Спивак.
Таким образом, общий объем предложения торговых площадей на рынке Петербурга
в конце 2006 года составит примерно 1 878 000 кв. м, что почти в 2 раза
больше аналогичного показателя 2005 года. Столь значительный рост ввода
качественных торговых площадей в торговых центрах приведет к появлению
на рынке новых сетевых операторов и, как следствие, к значительному
усилению конкуренции.
По мнению специалистов компании «Бекар. Консалтинг», дефицит земельных
участков в центре города под строительство ТЦ будет обусловливать размещение
новых торговых центров на периферии города – в спальных районах (ТРЦ
«Ульянка», «Континент», «Сити Молл» и др.). Кроме того, развитие КАД
приведет к строительству новых крупных торговых центров, все более ориентированных
на региональное и суперрегиональное обслуживание на окраинах города.
В дальнейшем можно с уверенностью прогнозировать увеличение спроса торговых
площадей. Это мнение подкрепляется тенденцией уменьшения доли рынков
и нестационарных объектов торговли.
По-прежнему востребованы
В течение 1-го полугодия 2006 года было введено в эксплуатацию семь
бизнес-центров общей площадью 45 000 кв. м. Большая часть из них – класса
«В». В то же время, за первое полугодие не было введено ни одного бизнес-центра
класса «С», что говорит о продолжении развития рынка высококачественных
офисных центров.
Таким образом, общий объем предложения на конец 1-го полугодия 2006
г. составил порядка 1 000 500 кв. м. «При этом следует отметить, что
введенные в эксплуатацию бизнес-центры класса «В» и «В+» ни в чем не
уступают классу «А», – говорит Олег Спивак, директор по консалтингу
компании Becar. – Они проигрывают лишь своим местоположением». Как и
в 2005 году, лидерами предложений бизнес-центров остаются Центральный
(27,2%) и Адмиралтейский (15,6%) районы.
Другой фактор, говорящий о недостатке высококачественных офисных помещений,
– стабильное заполнение качественных торговых площадей, близкое к 100%.
Согласно заявленным планам, во 2-м полугодии 2006 г. будет введено порядка
– 100 000–150 000 кв. м офисных помещений. Однако, по прогнозам специалистов
компании «Бекар. Консалтинг», к концу года будет сдано в эксплуатацию
не более 75 000 кв. м офисных помещений. «Как правило, в эксплуатацию
вводится не более 50% от заявленного объема площадей», – говорит Олег
Спивак. В случае сохранения этой тенденции общий объем рынка качественных
офисных площадей на конец 2006 года может составить около 1 050 500–1
100 000 кв. м, на конец 2007-го – порядка 1 200 000 кв. м.
Тенденции и реалии туризма
Программа
развития туристической отрасли Санкт-Петербурга на 2005–2008 гг. предполагает,
что наш город будут ежегодно посещать до 5 млн туристов.
Объем финансирования программы составит около 1 млрд рублей.
До 2008 г. в Петербурге планируется ввести в эксплуатацию около
20 новых гостиниц разного класса. Это позволит увеличить общий номерной
фонд примерно на 12 тысяч мест.
Пока количество гостиничных мест на тысячу жителей в Петербурге составляет
пять номеров.
В 2003–2005 гг. в городе открылось девять больших гостиниц на 1 624
номера (3 157 мест).
Существующих пятизвездочных гостиниц недостаточно – по прогнозам Комитета
по внешним связям Администрации города на период до 2008 года, город
нуждается еще как минимум в 1 000 гостиничных мест первого класса.
Среднегодовая заполняемость гостиниц первого класса приближается к максимальным
показателям европейских отелей аналогичного класса (60–70%). А их заполняемость
в летний период достигает 95%. Похожая ситуация наблюдается в ведущих
отелях Петербурга среднего класса, наиболее соответствующих по уровню
сервиса и обслуживанию европейским стандартам.
Крупные компании охотно идут на строительство гостиниц. Например, холдинг
«Адамант» объявил о планах построить в Петербурге до 2009 г. две гостиницы.
К принадлежащей компании гостинице «Москва» на площади Александра Невского
(более 800 номеров) должны добавиться гостиничные комплексы на Пулковском
шоссе (на 350 номеров) и на улице Чайковского (около 100 номеров).
Есть интерес к этому бизнесу и у западных компаний. (Подробнее об этом
читайте в этом номере материал нашего корреспондента «Под звездами гостиничных
брендов»).
Правительство Петербурга одобрило изменения в программу развития гостиничной
инфраструктуры города.
По словам председателя Комитета по инвестициям и стратегическим
проектам Максима Соколова, ежегодно будет формироваться перечень участков
для выставления на торги специально под строительство объектов гостиничной
инфраструктуры. Кроме того, не реже одного раза в год будет
проводиться проверка соблюдения инвесторами сроков проведения изыскательских
работ и строительства гостиниц.
Так что перспективы развития гостиничного бизнеса, да и всей коммерческой
недвижимости в городе радужные. Если к тому же учесть, что банки охотно
дают компаниям, занимающимся строительством гостиниц, бизнес-центров,
торговых центров кредиты, то можно сказать, что потребности Петербурга
в коммерческой недвижимости в ближайшем будущем будут удовлетворены.
Соотношение арендуемой площади и арендных ставок по типам операторов
Тип оператора |
Якорные арендаторы |
Не якорные арендаторы |
Арендуемая площадь, кв. м |
Арендные ставки $ за кв. м/в год |
Арендуемая площадь, кв. м |
Арендные ставки $ за кв. м/в год |
Продуктовые операторы |
1000 - 15000 |
120-280 |
- |
- |
Товары для дома |
1000-4000 |
216-300
|
30-100 |
400-550 |
Спортивные товары |
1000-1600 |
200–300 |
50–300 |
205-650 |
Одежда и обувь |
1000–3500 |
200–300 |
30–300 |
300-1500 |
Книги, аудио и видео |
oколо 1000 |
180–240 |
- |
- |
Операторы развлекательных функций |
500–7000 |
120–160 |
- |
- |
Красота и здоровье |
- |
- |
40-300 |
400-1200 |
Операторы общепита |
- |
- |
20-80 |
500-700 |
Аксессуары и сувениры |
- |
- |
20-140 |
150-1200 |
Операторы, представляющие услуги
(ремонт, парикмахерские и др.) |
- |
- |
3–50 |
30–80 |
Заполненность бизнес-центров на 1-е полугодие 2006 г.
Класс бизнес-центра |
Заполненность (в %) |
В % к 2003-2005 гг. |
«А» |
99 |
95–98 |
«В» |
100 |
95–100 |
«С» |
97 |
95–96 |
Количество гостиничных мест в расчете на 1000 жителей в других городах
Город |
Количество мест |
Москва |
10 |
Прага |
13 |
Берлин |
14 |
Вена |
26 |
Амстердам |
35 |
Среднеевропейские цифры |
12-14 |
№ |
Наименование |
Адрес |
Тип объекта |
Общая площадь, кв. м. |
1 |
ТРК «Гранд Каньон» |
пр. Энгельса, 139 |
окружной |
74 000 |
2 |
ТРК «Южный полюс» |
угол ул. Пражской и пр. Славы |
окружной |
35 000 |
3 |
«Окей» |
у ст. м. Ладожская |
окружной |
11 000 |
4 |
«Окей» |
у ст. м. Пионерская |
окружной |
8 100 |
5 |
Castorama (DIY) |
Дальневосточный пр., д. 16, к. 2 |
|
11 000 |
6 |
ТРК «Варшавский экспресс» |
наб. Обводного кан. |
окружной |
37 100 |
7 |
ТРК «Континент» |
перес. Маршала Казакова и пр. Стачек |
окружной |
56 700 |
8 |
«Шкиперский Молл» |
Наличная ул., 18 |
окружной |
20 000 |
9 |
Гипермаркет «Карусель» |
Пулковское шоссе, участок 2 |
окружной |
18 000 |
10 |
«Лента» |
Уральская ул., д. 29, к. 1 |
окружной |
12 000 |
ИТОГО: |
282 800 |
Сергей Велень