Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 88 сентябрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Радужные перспективы
Обзор рынка строительства коммерческой недвижимости

Рынок строительства объектов коммерческой недвижимости по-прежнему на подъеме. По мнению аналитиков, ему, в отличие от жилищного строительства, не грозит кризис.
По планам администрации Санкт-Петербурга к 2010 году Северную столицу будет посещать порядка 5 млн туристов. Чтобы эта цифра стала реальностью, в «Программе развития Петербурга как туристического центра», рассчитанной до 2012 года, запланирован ежегодный рост гостиничного потенциала на 2–2,5 тыс. номеров.

Рост в два раза

Возведение торговых центров по-прежнему остается одним из перспективных сегментов коммерческой недвижимости. К концу 2006 года объем предложения торговых площадей Петербурга составит примерно 1 878 000 кв. м. Это почти в 2 раза больше аналогичного показателя 2005 года.
В связи с появлением новых проектов, наполнением рынка и ростом конкуренции можно прогнозировать снижение доходности и, как следствие, рост сроков окупаемости новых проектов. Однако до избытка торговых площадей в городе еще далеко. Так что инвесторы с уверенностью могут вкладывать средства в строительство торговой недвижимости и рассчитывать на гарантированный высокий доход.

282 800 кв. м торговых площадей было введено в Петербурге в 1-м полугодии 2006 г.

Таким образом, объем предложения на конец 1-го полугодия 2006 года составил 1 295 215 кв. м.

Из общего числа качественных торговых комплексов, по данным аналитиков компании «Бекар», развлекательную часть имеют 29%. Одной из наиболее популярных и востребованных развлекательных услуг являются многозальные кинотеатры (мультиплексы), которые располагаются в основном на последних этажах торгового комплекса.

50% торгово-развлекательных центров имеют в своем составе кинотеатр или мультиплекс.

Другим крупным якорным арендатором в составе торгово-развлекательного комплекса нередко выступает фитнес-клуб – он входит в состав более чем 33% ТРК. Самой распространенной сетью фитнес-клубов, расположенных в составе торговых комплексов, является Sport Life («Академический», «Владимирский пассаж», «Фрунзенский», «Румба»). У 22% ТРК развлекательная часть представлена боулингом («Гулливер», «Сенная», «Норд», «Меркурий»).

Стоимость аренды увеличится

В 2005 г. наблюдался незначительный ежемесячный рост арендных ставок на уровне 12–15% годовых. Как правило, увеличение арендных ставок происходит в тех случаях, когда меняются арендаторы.

Особого внимания заслуживает ценовая политика в отношении якорных арендаторов, привлекаемых в торговые комплексы для формирования основных покупательских потоков.
– Арендная плата для них может быть в два и более раз ниже, – комментирует ситуацию Олег Спивак, директор по консалтингу компании «Бекар». – К примеру, если для якорного арендатора стоимость квадратного метра в зависимости от занимаемой площади может составлять от $120 до $300, то обычный арендатор будет платить от $205 до $1500 за кв. м.

Понятно, что для успешной работы крупный ТК должен иметь в своем составе как минимум одного якорного арендатора, делающего комплекс привлекательным для посещения целевыми группами. Особенно это важно для комплексов, размещенных вдали от торговых улиц и станций метрополитена.

Пока спрос на качественные торговые помещения в торговых центрах не удовлетворен, нет оснований для пересмотра арендных ставок. Пик ввода торговых площадей придется на 2-е полугодие 2006 г. Это может привести к пересмотру арендных ставок действующих торговых центров в сторону снижения. В первую очередь данный процесс затронет собственников низкокачественных площадей в торговых комплексах, из которых может начаться миграция арендаторов в новые, более качественные, помещения.

На окраины

В 2006–2007 годах на рынке торговых площадей Санкт-Петербурга ожидается дальнейший рост предложения и ввода новых масштабных торговых центров.

В соответствии с заявленными сроками строительства, во 2-м полугодии 2006 г. будет введено около 777 000 кв. м торговых площадей.
– Однако, учитывая тенденцию задержки сроков сдачи в эксплуатацию торговых площадей, действительный объем ввода во 2-м полугодии 2006 г. может составить примерно 550 000–650 000 кв. м, – уточняет Олег Спивак.
Таким образом, общий объем предложения торговых площадей на рынке Петербурга в конце 2006 года составит примерно 1 878 000 кв. м, что почти в 2 раза больше аналогичного показателя 2005 года. Столь значительный рост ввода качественных торговых площадей в торговых центрах приведет к появлению на рынке новых сетевых операторов и, как следствие, к значительному усилению конкуренции.

По мнению специалистов компании «Бекар. Консалтинг», дефицит земельных участков в центре города под строительство ТЦ будет обусловливать размещение новых торговых центров на периферии города – в спальных районах (ТРЦ «Ульянка», «Континент», «Сити Молл» и др.). Кроме того, развитие КАД приведет к строительству новых крупных торговых центров, все более ориентированных на региональное и суперрегиональное обслуживание на окраинах города.
В дальнейшем можно с уверенностью прогнозировать увеличение спроса торговых площадей. Это мнение подкрепляется тенденцией уменьшения доли рынков и нестационарных объектов торговли.
По-прежнему востребованы
В течение 1-го полугодия 2006 года было введено в эксплуатацию семь бизнес-центров общей площадью 45 000 кв. м. Большая часть из них – класса «В». В то же время, за первое полугодие не было введено ни одного бизнес-центра класса «С», что говорит о продолжении развития рынка высококачественных офисных центров.

Таким образом, общий объем предложения на конец 1-го полугодия 2006 г. составил порядка 1 000 500 кв. м. «При этом следует отметить, что введенные в эксплуатацию бизнес-центры класса «В» и «В+» ни в чем не уступают классу «А», – говорит Олег Спивак, директор по консалтингу компании Becar. – Они проигрывают лишь своим местоположением». Как и в 2005 году, лидерами предложений бизнес-центров остаются Центральный (27,2%) и Адмиралтейский (15,6%) районы.
Другой фактор, говорящий о недостатке высококачественных офисных помещений, – стабильное заполнение качественных торговых площадей, близкое к 100%.
Согласно заявленным планам, во 2-м полугодии 2006 г. будет введено порядка – 100 000–150 000 кв. м офисных помещений. Однако, по прогнозам специалистов компании «Бекар. Консалтинг», к концу года будет сдано в эксплуатацию не более 75 000 кв. м офисных помещений. «Как правило, в эксплуатацию вводится не более 50% от заявленного объема площадей», – говорит Олег Спивак. В случае сохранения этой тенденции общий объем рынка качественных офисных площадей на конец 2006 года может составить около 1 050 500–1 100 000 кв. м, на конец 2007-го – порядка 1 200 000 кв. м.

Тенденции и реалии туризма

Программа развития туристической отрасли Санкт-Петербурга на 2005–2008 гг. предполагает, что наш город будут ежегодно посещать до 5 млн туристов.
Объем финансирования программы составит около 1 млрд рублей.
До 2008 г. в Петербурге планируется ввести в эксплуатацию около 20 новых гостиниц разного класса. Это позволит увеличить общий номерной фонд примерно на 12 тысяч мест.
Пока количество гостиничных мест на тысячу жителей в Петербурге составляет пять номеров.
В 2003–2005 гг. в городе открылось девять больших гостиниц на 1 624 номера (3 157 мест).
Существующих пятизвездочных гостиниц недостаточно – по прогнозам Комитета по внешним связям Администрации города на период до 2008 года, город нуждается еще как минимум в 1 000 гостиничных мест первого класса.
Среднегодовая заполняемость гостиниц первого класса приближается к максимальным показателям европейских отелей аналогичного класса (60–70%). А их заполняемость в летний период достигает 95%. Похожая ситуация наблюдается в ведущих отелях Петербурга среднего класса, наиболее соответствующих по уровню сервиса и обслуживанию европейским стандартам.
Крупные компании охотно идут на строительство гостиниц. Например, холдинг «Адамант» объявил о планах построить в Петербурге до 2009 г. две гостиницы. К принадлежащей компании гостинице «Москва» на площади Александра Невского (более 800 номеров) должны добавиться гостиничные комплексы на Пулковском шоссе (на 350 номеров) и на улице Чайковского (около 100 номеров).
Есть интерес к этому бизнесу и у западных компаний. (Подробнее об этом читайте в этом номере материал нашего корреспондента «Под звездами гостиничных брендов»).

Правительство Петербурга одобрило изменения в программу развития гостиничной инфраструктуры города.
По словам председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максима Соколова, ежегодно будет формироваться перечень участков для выставления на торги специально под строительство объектов гостиничной инфраструктуры. Кроме того, не реже одного раза в год будет проводиться проверка соблюдения инвесторами сроков проведения изыскательских работ и строительства гостиниц.
Так что перспективы развития гостиничного бизнеса, да и всей коммерческой недвижимости в городе радужные. Если к тому же учесть, что банки охотно дают компаниям, занимающимся строительством гостиниц, бизнес-центров, торговых центров кредиты, то можно сказать, что потребности Петербурга в коммерческой недвижимости в ближайшем будущем будут удовлетворены.

Соотношение арендуемой площади и арендных ставок по типам операторов
Тип оператора Якорные арендаторы Не якорные арендаторы
Арендуемая площадь, кв. м Арендные ставки $ за кв. м/в год Арендуемая площадь, кв. м Арендные ставки $ за кв. м/в год
Продуктовые операторы 1000 - 15000 120-280 - -
Товары для дома 1000-4000

216-300

30-100 400-550
Спортивные товары 1000-1600 200–300 50–300 205-650
Одежда и обувь 1000–3500 200–300 30–300 300-1500
Книги, аудио и видео oколо 1000 180–240 - -
Операторы развлекательных функций 500–7000 120–160 - -
Красота и здоровье - - 40-300 400-1200
Операторы общепита - - 20-80 500-700
Аксессуары и сувениры - - 20-140 150-1200
Операторы, представляющие услуги
(ремонт, парикмахерские и др.)
- - 3–50 30–80
Заполненность бизнес-центров на 1-е полугодие 2006 г.
Класс бизнес-центра Заполненность (в %) В % к 2003-2005 гг.
«А» 99 95–98
«В» 100 95–100
«С» 97 95–96
Количество гостиничных мест в расчете на 1000 жителей в других городах
Город Количество мест
Москва 10
Прага 13
Берлин 14
Вена 26
Амстердам 35
Среднеевропейские цифры 12-14

Наименование Адрес Тип объекта Общая площадь, кв. м.
1 ТРК «Гранд Каньон» пр. Энгельса, 139 окружной 74 000
2 ТРК «Южный полюс» угол ул. Пражской и пр. Славы окружной 35 000
3 «Окей» у ст. м. Ладожская окружной 11 000
4 «Окей» у ст. м. Пионерская окружной 8 100
5 Castorama (DIY) Дальневосточный пр., д. 16, к. 2   11 000
6 ТРК «Варшавский экспресс» наб. Обводного кан. окружной 37 100
7 ТРК «Континент» перес. Маршала Казакова и пр. Стачек окружной 56 700
8 «Шкиперский Молл» Наличная ул., 18 окружной 20 000
9 Гипермаркет «Карусель» Пулковское шоссе, участок 2 окружной 18 000
10 «Лента» Уральская ул., д. 29, к. 1 окружной 12 000
ИТОГО: 282 800

Сергей Велень



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна