Возвращая утраченное
Новые методы и материалы на службе реставрации
Одним из приоритетных направлений деятельности по благоустройству
Санкт-Петербурга является сохранение его культурно-исторического наследия.
Восстановление архитектурных ансамблей, произведений монументально-декоративного
искусства осуществляется в соответствии с программой реконструкции исторического
центра Петербурга.
Традиции ленинградской реставрационной школы успешно развиваются мастерами
новых поколений. Реставраторы монументально-декоративной пластики, скульпторы,
научные сотрудники, технологи сумели не только возродить забытые технологии,
они разрабатывают и внедряют в реставрационную практику новые методы
и материалы.
В XVIII–XIX вв. для создания архитектурных сооружений и скульптуры
широко использовался пудостский камень. Из этого материала выполнены
памятники первой трети XIX в., вошедшие в золотой фонд отечественного
искусства: скульптурные группы Биржи, статуи Ростральных колонн, Горного
института, Адмиралтейства. К началу 90-х гг. XX в. эти произведения
монументально-декоративной скульптуры находились в аварийном состоянии,
которое стало следствием не только почти 200-летнего пребывания на открытом
воздухе, но и многочисленных ремонтно-поновительских работ.
Во второй половине 1990-х научно-исследовательским и проектным
институтом «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург) были проведены
комплексные технико-технологические исследования. На их основе разработана
принципиально новая технология реставрации.
Она предполагает восполнение утрат в материале памятника, применение
клеев, мастик и крепежных конструкций, изготовленных из материалов,
максимально близких по своим свойствам к пудостскому камню.
Эта технология с успехом применялась при реставрации монументально-декоративной
скульптуры ансамбля стрелки Васильевского острова, Адмиралтейства, дворцово-паркового
ансамбля на Елагином острове. Руководителем реставрационных работ являлся
художник-реставратор высшей квалификации Государственного Эрмитажа,
член Государственной комиссии по аттестации реставраторов Вячеслав Семенович
Мозговой.
Большой объем реставрационных работ был выполнен в Калининграде к 750-летию
города. Специалистами ООО «Реставрационная мастерская «Наследие» отреставрированы
и воссозданы монументальные скульптуры Королевских ворот, изображающих
трех правителей Восточной Пруссии.
Фигуры, выполненные берлинским скульптором Вильгельмом Людвигом Штюрмером
в 1843–1852 гг. из песчаника польских каменоломен, серьезно пострадали
во время штурма Кенигсберга в 1945 г. Их аварийное состояние усугублялось
значительной деструкцией песчаника с расслоением, растрескиванием и
отслаиванием крупных фрагментов камня, наличием многочисленных очагов
биопоражения и коркового разрушения поверхности.
В результате проведенных мероприятий поверхность скульптур была очищена
от всех видов загрязнений, выполнено структурное укрепление камня и
стабилизация трещин, воссозданы многочисленные утраты, произведена защитно-декоративная
обработка песчаника.
Мраморная скульптура, находящаяся на открытом воздухе, – одна
из наиболее сложных проблем в области охраны памятников. Она требует
индивидуального подхода и поиска эффективных методов реставрации, консервации
и защиты.
Сегодня наряду с реставрацией практикуется замена подлинных произведений
копиями, выполненными из современных долговечных материалов. Особенностью
применяемой методики является максимально точное и достоверное воспроизведение
оригинала, как его художественных и стилистических особенностей, так
и состояния подлинной поверхности, несущей на себе следы авторской обработки
и многочисленных изменений, вызванных влиянием природной среды и времени.
Так, были выполнены копии скульптур «Верность» и «Щедрость», находившихся
на аттике Мраморного дворца, для Государственного Русского музея. Эти
скульптуры имели интенсивные загрязнения, биопоражения, значительную
степень деструкции мрамора, нуждались в срочном проведении реставрационно-консервационных
работ.
В рамках проекта Государственного Русского музея – реставрации Парадной
лестницы Михайловского замка – были выполнены работы по копированию
скульптуры «Ватиканская Клеопатра», некогда украшавшей центральную нишу.
Уже в течение ряда лет осуществляется копирование декоративной парковой
скульптуры Государственного музея-заповедника «Петергоф», ведется работа
по изготовлению копий скульптур Висячего сада Государственного Эрмитажа.
Осуществление копийных работ позволяет не только сохранить
оригинальные произведения, но и восстановить исторический облик скульптурного
убранства архитектурных ансамблей, дворцово-парковых ансамблей и исторических
интерьеров.
В. С. Мозговой, С. Л. Петрова (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)