Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 87 август 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Возвращая утраченное
Новые методы и материалы на службе реставрации

Одним из приоритетных направлений деятельности по благоустройству Санкт-Петербурга является сохранение его культурно-исторического наследия.
Восстановление архитектурных ансамблей, произведений монументально-декоративного искусства осуществляется в соответствии с программой реконструкции исторического центра Петербурга.

Традиции ленинградской реставрационной школы успешно развиваются мастерами новых поколений. Реставраторы монументально-декоративной пластики, скульпторы, научные сотрудники, технологи сумели не только возродить забытые технологии, они разрабатывают и внедряют в реставрационную практику новые методы и материалы.

В XVIII–XIX вв. для создания архитектурных сооружений и скульптуры широко использовался пудостский камень. Из этого материала выполнены памятники первой трети XIX в., вошедшие в золотой фонд отечественного искусства: скульптурные группы Биржи, статуи Ростральных колонн, Горного института, Адмиралтейства. К началу 90-х гг. XX в. эти произведения монументально-декоративной скульптуры находились в аварийном состоянии, которое стало следствием не только почти 200-летнего пребывания на открытом воздухе, но и многочисленных ремонтно-поновительских работ.

Во второй половине 1990-х научно-исследовательским и проектным институтом «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург) были проведены комплексные технико-технологические исследования. На их основе разработана принципиально новая технология реставрации.

Она предполагает восполнение утрат в материале памятника, применение клеев, мастик и крепежных конструкций, изготовленных из материалов, максимально близких по своим свойствам к пудостскому камню.
Эта технология с успехом применялась при реставрации монументально-декоративной скульптуры ансамбля стрелки Васильевского острова, Адмиралтейства, дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове. Руководителем реставрационных работ являлся художник-реставратор высшей квалификации Государственного Эрмитажа, член Государственной комиссии по аттестации реставраторов Вячеслав Семенович Мозговой.

Большой объем реставрационных работ был выполнен в Калининграде к 750-летию города. Специалистами ООО «Реставрационная мастерская «Наследие» отреставрированы и воссозданы монументальные скульптуры Королевских ворот, изображающих трех правителей Восточной Пруссии.
Фигуры, выполненные берлинским скульптором Вильгельмом Людвигом Штюрмером в 1843–1852 гг. из песчаника польских каменоломен, серьезно пострадали во время штурма Кенигсберга в 1945 г. Их аварийное состояние усугублялось значительной деструкцией песчаника с расслоением, растрескиванием и отслаиванием крупных фрагментов камня, наличием многочисленных очагов биопоражения и коркового разрушения поверхности.
В результате проведенных мероприятий поверхность скульптур была очищена от всех видов загрязнений, выполнено структурное укрепление камня и стабилизация трещин, воссозданы многочисленные утраты, произведена защитно-декоративная обработка песчаника.

Мраморная скульптура, находящаяся на открытом воздухе, – одна из наиболее сложных проблем в области охраны памятников. Она требует индивидуального подхода и поиска эффективных методов реставрации, консервации и защиты.

Сегодня наряду с реставрацией практикуется замена подлинных произведений копиями, выполненными из современных долговечных материалов. Особенностью применяемой методики является максимально точное и достоверное воспроизведение оригинала, как его художественных и стилистических особенностей, так и состояния подлинной поверхности, несущей на себе следы авторской обработки и многочисленных изменений, вызванных влиянием природной среды и времени.

Так, были выполнены копии скульптур «Верность» и «Щедрость», находившихся на аттике Мраморного дворца, для Государственного Русского музея. Эти скульптуры имели интенсивные загрязнения, биопоражения, значительную степень деструкции мрамора, нуждались в срочном проведении реставрационно-консервационных работ.
В рамках проекта Государственного Русского музея – реставрации Парадной лестницы Михайловского замка – были выполнены работы по копированию скульптуры «Ватиканская Клеопатра», некогда украшавшей центральную нишу.
Уже в течение ряда лет осуществляется копирование декоративной парковой скульптуры Государственного музея-заповедника «Петергоф», ведется работа по изготовлению копий скульптур Висячего сада Государственного Эрмитажа.

Осуществление копийных работ позволяет не только сохранить оригинальные произведения, но и восстановить исторический облик скульптурного убранства архитектурных ансамблей, дворцово-парковых ансамблей и исторических интерьеров.

В. С. Мозговой, С. Л. Петрова (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна