КАД. Почему был отложен финиш?
Размышления накануне открытия
Этот номер журнала, возможно, будут перелистывать пассажиры первого
автобуса, маршрут которого пройдет по Восточной части КАД. Ибо трудно
представить себе обстоятельства, которые смогут помешать открыть эту
трассу в сентябре 2006 г.
Тем более что совсем недавно В. И. Матвиенко напомнила – строительство
КАД находится под личным контролем президента В. В. Путина и является
приоритетным направлением для городского руководства.
КАДровая чехарда
Незадолго
до начала саммита в Санкт-Петербурге состоялось совещание с участием
руководства города и министра транспорта РФ И. Е. Левитина. В повестке
значился и вопрос о завершении строительства первой очереди КАД – Восточного
и Западного полукольца. Ведь пуск первой его части назначен на сентябрь.
Годовой объем финансирования первой очереди КАД от Приозерского шоссе
до автомобильной дороги «Россия» длиной 65,8 км составляет
5,1 млрд руб. А необходимо более 8 млрд. Об этом сообщил генеральный
директор ДСТО Борис Мурашов. Затраты выросли из-за не слишком качественно
сделанного проекта.
Появлению Мурашова у руля ГУ «Дирекция по строительству транспортного
обхода Петербурга» (ДСТО) предшествовали события почти анекдотического
характера. Так, на заседании 28 сентября прошлого года заезжий московский
чиновник – руководитель ФДА Олег Белозеров – вдруг заявил, что руководитель
ДСТО Егор Тратников от этой работы отстранен за срыв графика проведения
работ по строительству КАД. Его преемником был назван А. А. Смирнов.
Но долго трудиться ему не пришлось. Уже в октябре его по инициативе
того же Белозерова сменил Борис Мурашов. Похоже, это рекорд чехарды
в руководстве крупнейшей стройки региона.
Кстати, сам Мурашов, хотя и работал на КАД вместе с Тратниковым почти
4 года, в должности и. о. директора пробыл тоже рекордно долго – до
14 марта сего года.
Специфика федеральной стройки
Тут самое время напомнить, что строительство КАД ведется на
средства федерального бюджета и под чутким руководством столичных чиновников.
И кадровые перемены, как и связанные с ними пересмотры итогов тендеров,
проведение новых конкурсов и вызванное этим прекращение финансирования
на определенный период, преследовали эту стройку с самого начала.
Когда все лоты на Восточное полукольцо (ВПК) КАД были распределены и
генподрядчики приступили к работе, никто не мог бы предсказать КАД ее
нынешнюю судьбу. Тогда достаточно быстро был завершен первый лот КАД
от Горской. Но хотя на нем удалось сэкономить значительные средства
и он был сдан в эксплуатацию, по этой трассе практически никто не ездил.
В конце 2002 г. столичные чиновники решили, что на эту стройку выделено
слишком много бюджетных средств. Да и к отобранным на московском уровне
подрядчикам появилось немало претензий. Финансирование всех объектов
было приостановлено на неопределенный срок. В том числе и на сооружение
вантового моста. А оно шло в хорошем темпе – первую очередь объекта
можно было сдать к 300-летию Санкт-Петербурга.
Но этот лот, как и все остальные, заморозили, в результате чего он был
законсервирован, затем расконсервирован и сдан на год позже намеченных
сроков. Новые тендеры утвердили в качестве генподрядчиков прежних строителей,
и работа на объектах возобновилась.
С той только разницей, что на участках трассы вдвое уменьшили
ее полосность. Вместо 6 и 8 полос решили в первой очереди сдавать в
эксплуатацию по три и четыре полосы.
Дорога в целом строилась по полному профилю. Но радетели за федеральный
бюджет «сэкономили» на этой рационализации 45 млрд руб. Как будто не
было ясно, во что выльется эта афера. В результате сейчас, когда ВПК
КАД уже почти готово, по прикидкам специалистов, для завершения всего
комплекса потребуется около 80 млрд руб. А сама трасса на большом ее
протяжении с нынешнего «узкого» варианта будет доводиться до проектного.
Как заявил Борис Мурашов, в ДСТО принято решение о частичном исполнении
работ по полному развитию ВПК КАД. В том числе на участке от пр. Культуры
до Шафировской развязки строится 8 полос вместо 4, измененных строительством
до 2005 г. Вроде бы радоваться этому надо. Но возращение к проектному
варианту оказалось вынужденным – у строителей магистрали не было другой
работы.
…А получается как всегда
И тут мы должны рассказать об обстоятельствах, вскрытие которых на
сооружении КАД оказалось для многих неожиданным. Но столь важным для
судьбы магистрали, что в Петербург в качестве ревизоров приехала группа
депутатов Госдумы. И вот что они увидели.
Неудивительно, что основные вопросы по КАД были вызваны отставанием
темпов строительства, а также проблемами финансирования. Депутатов удивило,
что средства не были освоены в прошлом году и в первом полугодии нынешнего.
Много вопросов вызывало и качество выполняемых работ.
Борис Мурашов утверждает, что средства расходуются нормально.
Из 5 млрд руб., предусмотренных на 1-е полугодие, освоено почти 3 миллиарда.
А неравномерность их освоения связана с тем, что финансирование было
открыто только в марте и… сезонностью работ.
Депутата Мартина Шаккума интересовало, почему в прошлом были заменены
5 из 8 подрядчиков на КАД. А депутата Александра Хинштейна мучил другой
вопрос: «Почему компания «БСК», которая в прошлом году уже находилась
под следствием за хищение 7 млрд руб., не только не была отставлена,
но еще и получила из бюджета больше 3 млрд руб. без банковской гарантии?».
Борис Мурашов объяснил, что выделялись средства еще при прошлом руководстве.
Отношения с «БСК» сохранили, потому что требовалось скорейшее завершение
строительства станции Ржевка, которое вела эта фирма. Оказалось, что
в зону КАД попали частные станция Ржевка и нефтепровод, которые и были
перестроены за государственный счет.
Теперь вслед за депутатами, визит которых замолчать невозможно, общественность
узнала об истинных причинах срыва пуска ВПК КАД в прошлом году. Нефтепровод
не дал возможность уложиться в сроки. Но новое руководство ДСТО разрабатывало
вычурные варианты открытия движения по трассе хотя бы в конце 2005 г.
План объезда уже согласовали с КГА и Комитетом по транспорту. Он включал
участок в 5 км городской уличной сети. Южную часть ВПК КАД намечали
открыть до Колтушской развязки. Далее большегрузный транспорт выходил
бы на Индустриальный проспект до Шафировского проспекта и далее на КАД.
Этого, слава богу, не случилось. Автору этих строк довелось на городском
автобусе уже этим летом «болтаться» по этому объезду.
Сейчас проект выполнен в своем основном варианте, хотя и с большими
издержками и удорожанием. К наименьшим потерям можно отнести ту кадровую
чехарду в руководстве, о которой сообщалось выше.
А что же со строительством Западного полукольца КАД?
В конце сентября 2005 г. был объявлен конкурс на строительство ЗПК
КАД. Затем последовал предварительный отбор участников, вскрытие конвертов
и тому подобные мероприятия, включая подписание государственных контрактов.
Планировалось, что уже в 2006 г. на Западное полукольцо выделят 12 млрд
руб.
Но тут есть одно очень большое НО. По своей сути ЗПК КАД является транспортной
составляющей другой стройки века – Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга
от наводнений. Они вступают в эксплуатацию в 2008 г. А Западное кольцо
в полном объеме сможет функционировать не раньше чем через два года
после этого.
Делить нельзя, но приходится
Об этих обстоятельствах в деталях осведомлена губернатор Санкт-Петербурга
В. И. Матвиенко. Вот что она сообщила недавно о работах по сооружению
Западного полукольца КАД:
– Идет нормальный рабочий процесс. И хотя это федеральная стройка, властям
города приходится участвовать в решении многих вопросов, потому что
это наше общее дело.
Понятие федеральное и региональное четко определяет разграничение полномочий
между центральными и региональными органами власти. Первые отвечают
за судьбу объектов в целом, за организацию и технологию выполнения работ,
за их проектирование и качество, за своевременное финансирование. Последнее
обстоятельство – самое важное. Ибо город, даже имей он средства помочь
прокладке КАД, не может это делать. Иначе будет обвинен, как это и предусмотрено
законом, в нецелевом использовании средств из своего бюджета.
А потому и повлиять решающим образом на улучшение ситуации город не
может. Недаром наш губернатор подчеркнула, что строительство КАД находится
под личным контролем президента В. В. Путина, являясь приоритетным направлением
для городского руководства. Но ведь президенту по каждому километру
трассы не докладывают. Да что там километры – и о казусе со Ржевкой
не сразу сообщили.
И тем не менее В. И. Матвиенко как может помогает строителям. Она просит
быть объективными в критике в адрес ДСТО. Так как все нарушения, о которых
говорится, были совершены еще прежним руководством. А нынешнее, считает
она, действует в соответствии с законодательством и ничего не нарушает.
Кроме того, напоминает губернатор, в проект не было заложено строительство
развязок. А без них КАД – мертвая дорога. Ведь выехать на объездную
магистраль из города было бы невозможно. Поэтому город на свой страх
и риск за счет сокращения полосности (вместо восьми – четыре) трассы
строит развязки, не требуя при этом дополнительного финансирования.
Вот такие события скрываются за радостным сообщением – 1 сентября на
всем протяжении ВПК КАД открывается транзитное движение! И большегрузный
транспорт сможет освободить от своего присутствия улицы города. Полное
же окончание работ, включая 2-ю очередь вантового моста, эстакады от
моста до Московского шоссе и расширение проезжей части, запланировано
на 2008 г.
Валентин Воронов