Возрожденная Александринка готовится к юбилейному сезону
Завершены
работы первого этапа реконструкции российского государственного академического
театра драмы им. А. С. Пушкина (Fлександринского), начатые в мае 2005
года. Немногим более чем за год выполнен большой объем реставрационных
и строительно-ремонтных работ. Главными объектами реконструкции театра
стали сцена и зрительный зал.
С точки зрения технических возможностей старейший драматический театр
России уже в новом сезоне 2006 года станет лучшей сценической площадкой
страны.
Генеральным подрядчиком работ по реконструкции-реставрации Александринского
театра является компания «Петр Великий». О том, что сделано, о значении
этой работы для участников строительства беседуем с генеральным директором
компании В. А. Блашкевичем.
– Валерий Антонович, объект, на котором ваш коллектив работает,
входит в число основных достопримечательностей Петербурга. Есть ли особенности
в работе на таких именитых объектах?
– Александринский театр – памятник архитектуры федерального значения,
поэтому большое внимание ему уделяется и со стороны Правительства РФ,
и со стороны заказчика – Федерального агентства по культуре и кинематографии
в лице Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации,
и со стороны самого театра. За ходом реконструкции пристально следит
КГИОП, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко. Компания
«Петр Великий», подрядные строительные организации и реставраторы сделали
все возможное, чтобы завершить запланированные работы в срок, с высоким
качеством.
– Какую часть работ выполнила ваша компания, привлекали
ли специализированные фирмы для работ над сценическим пространством
театра?
– «Петр Великий» является генеральным подрядчиком реконструкции,
и одна из основных наших функций заключается в организации и координации
всех работ. В Александринском театре компания выполнила также общие,
не требующие узкой специализации, ремонтно-строительные и реставрационные
работы. Узкоспециализированные работы, такие как реконструкция механики
сцены, замена, монтаж и настройка звуковой и световой техники, восстановление
металлического декора, уникальных люстр, бра, кресел зрительного зала
отданы субподрядным организациям, профессионалам в своей области.
–
Что из вашего профессионального багажа особенно пригодилось на этом
объекте?
– Опыт. Компания, образованная в 1997 году, за 9 лет работы участвовала
в нескольких важных федеральных проектах, связанных с реконструкцией
и реставрацией памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. В нашем
послужном списке Музей истории религии, Театр комедии им. Н. П. Акимова,
дворец Петра Первого в Летнем саду, дом купцов Елисеевых, дворец семьи
Шереметевых (бывший Дом писателей), дворы Капеллы, фасады здания Капеллы
им. М. И. Глинки и Мариинского театра.
– В реставрационных работах вы использовали традиционные
технологии или пришлось применить что-то новое?
– Петербургская реставрационная школа имеет глубокие корни и богатые
традиции, и в основном мы опирались на опыт, накопленный ею за многие
годы. Что-то новое мы применяем крайне редко и с большой осторожностью.
Однако при реконструкции, в частности, системы вентиляции, кондиционирования
и дымоудаления здания театра мы объединили исторические и современные
системы. Использовали вентиляционные каналы, созданные при строительстве
театра. После чистки и частичного восстановления они включены в современную
систему, которая смонтирована на базе новейшего оборудования. Старая
вентиляционная система очень пригодилась, так как внутри зала, не испортив
интерьер, невозможно было провести современные воздуховоды.
– Проводилась ли замена несущих конструкций здания?
– Перед началом работ институтом «Спецпроектреставрация» было проведено
тщательное обследование несущих конструкций здания. Обследования подтвердили,
что они хорошо сохранились. Все, что было сделано зодчим Росси и его
инженерами, было сделано на совесть и до сих пор не потеряло своих свойств.
–
В майском телевизионном эфире художественный руководитель театра Валерий
Фокин отметил, что после реконструкции механика сцены и современнейшее
сценическое оборудование позволят ставить в Александринке самые смелые
в техническом плане театральные постановки. Что же изменилось после
реконструкции?
– Мы вернулись к варианту механики сцены, задуманной Карлом Росси. В
прошлом сцена театра славилась тем, что фрагменты ее могли подниматься
и опускаться, позволяя создавать многоуровневые сценические композиции.
В 50-е годы XX века этот механизм сломался, его демонтировали и заменили
вращающимся диском. Сейчас вновь восстановили созданный Росси вариант,
более того, теперь сможет подниматься и пол оркестровой ямы до уровня
планшета сцены, увеличивая ее площадь. Александринский театр всегда
славился естественной акустикой, создаваемой медной мембраной над куполом
зала. Новейшая звуковая техника будет установлена и настроена с учетом
этой уникальной особенности.
Установлена новейшая автоматика для управления подвесными декорациями
весом 500 кг, смонтированы два автоматических подъемника для доставки
прямо с улицы на сцену декораций и инвентаря, автоматика их складирования.
И, конечно, установлена современная система пожарной безопасности здания.
– В процессе реставрации были обнаружены неизвестные детали
интерьера, технические элементы?
– В результате расчисток выявились отдельные живописные элементы, детали
декора, они войдут в число экспонатов музея, который откроется в анфиладе
помещений четвертого этажа театра. В их числе небольшой элемент трафаретной
живописи потолка, сделанный еще при Росси, золоченый деревянный багет,
обнаруженный при реставрации портальной ложи и т. п. Все, что можно
было воссоздать и целесообразно сохранить из интерьера, убранства театра,
вернется на свое историческое место.
– Средства, затраченные на первый этап реставрации Александринского
театра, составили около 950 млн рублей и превысили первоначально прогнозируемые
затраты. С чем это связано?
– При реставрации, реконструкции не всегда можно точно оценить, с какими
сложностями и дополнительными затратами придется столкнуться в процессе
выполнения работ. В ходе снятия слоев ремонтов предыдущих лет обнаружились
ценные находки, которые привели к дополнительным работам по их восстановлению,
изменениям в общем плане реставрационных работ, был построен музей театра.
Несмотря на увеличение суммы, финансирование шло без сбоев. Благодаря
этому, первый и основной этап реконструкции и реставрации театра закончен
за месяц до открытия театрального сезона. Все понимали, что коллективу,
труппе необходимо время, чтобы привыкнуть к новой сцене, а техническим
службам – опробовать новое сценическое оборудование, звук, свет.
Торжественная церемония открытия исторического здания Александринского
театра и юбилейного сезона в присутствии высоких гостей состоится 30
августа 2006 года.
Ирина Бодина
ООО «Петр Великий»,
191023, Санкт-Петербург,
наб. р. Фонтанки, д. 51/53
Тел./факс (812) 315-2512
E-mail: