Первый этап реставрации закончен
С юбилеем, Александринка!
На реконструкцию Академического театра драмы имени А. С. Пушкина из
федерального бюджета выделили 950 млн рублей. Первый, наиболее сложный,
этап реставрации театра практически закончен. Торжественное открытие
обновленной Александринки намечено на 30 августа.
ФГУ
«Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»
выступило в качестве заказчика на этом важном для города и всего мирового
сообщества историческом объекте.
Здание, построенное по проекту Карла Росси в начале ХIX века, предназначалось
для драматического театра, названного Александринским в честь жены императора
Николая I Александры Федоровны. С тех пор внешний вид Александринки
практически не изменился. Да и внутри театр избежал значительных перепланировок,
за исключением партера и амфитеатра.
Глобальная реконструкция театра проводилась в 1932 году, позднее проходили
лишь косметические ремонты, а вот архитектурной реставрации не было
ни разу.
Программа реконструкции и реставрации Академического театра
драмы имени А.С. Пушкина, рассчитанная на 5 лет (с 2005 по 2010 годы),
предусматривает полную замену сценического оборудования, инженерных
сетей, реставрацию зрительного зала и служебных помещений.
Благодаря тому что генподрядные функции исполняла компания «Петр Великий»,
основной объем сложнейших работ удалось выполнить качественно и в сжатые
сроки (за 2005–2006 годы) с привлечением около 20 субподрядных компаний.
Первый этап реконструкции закончится в августе, когда театр отметит
свой юбилей и откроет двери для зрителей. Второй этап менее масштабный.
Отдельные виды работ будут проводиться в перерывах между спектаклями
и репетициями, чтобы не мешать театральному процессу. Специалистам предстоит
продолжить усиление гидроизоляции фундамента, ремонт кровли, установку
системы кондиционирования и вентиляции.
Строительные леса убрали в январе
К январю закончили позолотные работы: заново покрыли позолотой барьер
бельэтажа, Царскую и портальные ложи. Золоченая резьба центральной ложи
и лож у сцены восстановлена по эскизам Росси. До реконструкции Царская
ложа занимала один ярус, а сверху находилась кинопроекционная комната.
Теперь перекрытия убрали, от чего ложа стала гораздо просторнее. Вернули
на свое историческое место и двуглавого орла в навершии ложи, который
заменил позолоченную лиру советских времен.
Восемь световых фонарей, спроектированных Росси для естественного освещения
декорационного зала, приобрели свой первозданный вид: они стали плоскими
– вровень с крышей. В прошлом веке световые фонари переделывались и
представляли собой пирамидальные стеклянные сооружения.
От первоначального внутреннего убранства театра практически
ничего не сохранилось, и мастера-реставраторы поработали на славу, по
крупицам воссоздав то, что считалось безвозвратно утраченным. Так, удалось
восстановить роспись потолка в аванложах императрицы Александры Федоровны
и министра императорского двора – фрагменты росписи обнаружили под слоем
штукатурки. Как оказалось, потолок был выполнен в виде небесного свода,
украшенного золотыми звездами.
Леса для люстры
Полгода трудились мастера над реставрацией круглого потолочного плафона
в зрительном зале. Прежде чем приступить к росписи, его очистили, отрихтовали
и восстановили исторические крепления медных листов. Засверкает новая
и большая люстра золоченой бронзы с хрустальными подвесками. Чтобы повесить
такую люстру высотой 8 метров, понадобится специально построить леса.
Отреставрировали 98 бра XIX века, украшавшие барьеры и ярусы. Для лож,
лестниц и кабинетов театра изготовят новые светильники.
Техника на грани фантастики
Гордостью Александринки, без сомнения, станет суперсовременное сцениче-ское
оборудование из Германии стоимостью 450 млн рублей. Аналогов этой совершенной
театральной техники нет не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве.
Раньше декорации весом 200 килограммов поднимали вручную 5 человек.
Теперь достаточно будет нажать кнопку на главном пульте управления,
и система сработает автоматически. Специальная конструкция, на которую
крепятся декорации, выдержит до 500 килограммов. Новая механика появится
и на планшете сцены, поделенном на движущиеся сектора, и в оркестровой
яме, которая также обретет подвижность. Уже готовы новые подъемные механизмы,
позволяющие поднимать площадку с музыкантами до уровня сцены.
Марина Иванова