Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 87 август 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Управление проектами от колышка до ключика
Строительный консорциум «Жилье-2010»

В Ленинградской области для повышения качества управления инвестиционными проектами в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»» создается строительный консорциум «Жилье-2010».

Председатель областного комитета по строительству О. Н. Алимпиев Последние годы Ленинградская область уверенно занимает лидирующие позиции по объемам привлекаемых инвестиций. Более того, в неофициальном первенстве по инвестициям на душу населения область заняла первое место в России после нефтяных и газовых регионов.
А как оценивает руководство области реализацию крупных проектов с точки зрения эффективности их организации и управления? Считает ли оно необходимым и возможным корректировать эту сторону инвестиционного процесса?
Об этом беседуем с председателем Комитета по строительству Ленинградской области О. Н. Алимпиевым.

– Показатели по строительной отрасли последних лет нас радуют: идет стабильный рост инвестиций, объемов строительства, заработной платы. Объем инвестиций за первое полугодие 2006 года увеличился в 1,5 раза к уровню 2005 года, примерно так же выросла и средняя зарплата. Стабильный подъем отрасли и экономики в целом происходит за счет строительства на нашей территории промышленных предприятий, новых торговых центров, логистических комплексов, сборочных производств. Активно ведется и жилищное строительство: на 2006 год запланировано ввести 690 тысяч кв. м жилья, что на 160 тысяч больше, чем в прошлом году.

– Если проанализировать схемы реализации крупных проектов с участием зарубежных инвесторов, то несложно заметить, что доля участия в них российских, особенно петербургских и областных, компаний невелика. Почему так происходит?
– У нас иное, нежели на Западе, понимание функций управляющей компании. Российские УК подбирают подрядчика, субподрядчика, проектировщика и, отдав им вопросы управления, не отвечают за объемы работ, поставку оборудования, ввод объекта. В итоге ответственность распыляется, теряется контроль над проектом.
На Западе для реализации любого проекта заказчик обязательно нанимает инжиниринговую компанию, которая ведет весь проект «от колышка до ключика». С такими же установками иностранный инвестор приходит и к нам: дайте мне руководителя проекта (инжиниринговую компанию), которая подготовит всю документацию, подберет исполнителей, будет контролировать ведение строительства – отвечать за реализацию всего проекта.
Поскольку на российском рынке компаний такого уровня практически нет, он приводит свою, преимущественно западную, компанию, которая имеет свой банк данных по исполнителям различных работ (по большей части западных) – они-то и приглашаются в первую очередь. И лишь затем на недостающие вакансии приглашаются компании из числа петербургских и областных.

К счастью, сегодня в России поняли, что для изменения ситуации необходимо создавать свои, российские, инжиниринговые компании с полным комплексом всех управляющих функций.
Более того, в Ленинградской области работа по организации таких инжиниринговых компаний уже началась: в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» правительство Ленинградской области инициировало создание строительного консорциума «Жилье-2010», который и возьмет на себя функцию управляющей компании.

– В какой форме будет организована новая структура и какие задачи будет решать?
– Консорциум будет организован в форме акционерного общества, одним из акционеров которого выступит правительство Ленинградской области (сейчас решается вопрос о размере пакета). В числе других акционеров Ассоциация домостроения, крупные строительные компании. Планируется, что консорциум будет выполнять функции координатора всей деятельности по реализации строительных проектов в рамках национального проекта от обеспечения потенциальных инвесторов соответствующей информацией, выполнения подготовительной работы по оформлению разрешений и согласований до собственно управления конкретными проектами.

В городе и области получение пакета разрешительной документации является определенной проблемой, срок собирания справок и согласования достигает 365 дней. Крупные инвесторы и застройщики, занимающиеся вопросами жилищного строительства, обратились с инициативой в областной строительный союз и Комитет по строительству организовать управляющую структуру, которая бы обеспечивала инвесторов информацией о наличии в каждом районе участков, выставляемых на торги, о ситуации с инженерной подготовкой и градостроительной документацией. Логично, что такую информацию должно предоставлять государство.

Хочу напомнить, что с 1 января в действие вступил закон о местном самоуправлении, согласно которому функции строительства отнесены на первый уровень. То есть теперь, по закону, землей в границах поселений в пределах до 1 га распоряжаются администрации населенных пунктов, земельными участками от 1 до 3 га – администрации населенных пунктов по согласованию с районными администрациями, судьбу участков свыше 3 га решают областные власти.

Однако большинство муниципальных образований первого уровня сегодня не готовы брать на себя решение этих задач (нет соответствующих служб, специалистов, опыта), они вынуждены обращаться в районные администрации, где сохранились службы землеустройства, архитектуры и т. п. В итоге процесс опять затягивается, да и эффективность теряется.
Чтобы сохранить прозрачность процедуры и эффективность управления проектами, консорциум будет аккумулировать информацию по выставляемым на торги земельным участкам. Будут сформированы и собственно управляющие (инжиниринговые) компании для реализации строительных проектов.

– Консорциум будет вести исключительно проекты, относящиеся к национальному проекту «Доступное и комфортное жилье»?
– Пока это действительно затронет лишь национальный проект, причем первым направлением станет малоэтажное строительство. Безусловно, в состав консорциума входят крупные строительные компании, которые способны вести (и ведут!) большие промышленные проекты. Организация качественного управления ими – второй этап. Сегодня на повестке дня национальные проекты, и наша обязанность сначала обеспечить реализацию проекта, связанного с жилищным строительством.

В области, особенно в соседних с Петербургом районах, набирает обороты элитное домостроение. Но его сложно отнести к национальному проекту – это, скорее, второе жилье для состоятельных петербуржцев, нежели улучшение жилищной ситуации для селян. Мы должны переломить ситуацию, добиться постепенного повышения доли жилья, возводимого для жителей Ленинградской области. Сегодня она составляет не более 20%, а должна как минимум превышать 50%.
При активной поддержке областного правительства возрождается интерес к деревянному домостроению, не менее актуальным для строительства социального жилья считается возрождение панельного домостроения. Наличие местной сырьевой базы, строительных мощностей, а также организационные возможности создаваемого консорциума позволят значительно снизить затраты на строительство и увеличить объем вводимого жилья.

К реализации проектов малоэтажного домостроения приступят и уже приступили в Гатчинском (Войсковицы, Вырица), Приозерском, Волховском районах. Число таких территорий и проектов будет расти.
Надо понимать, что это процесс двусторонний. С одной стороны, эти проекты поддерживаются государственными программами: «Жилье для молодежи», «Социальное развитие села до 2010 года», программа помощи работникам бюджетной сферы. С другой – инвестор с проектами коммерческого жилищного строительства приходит в районы, где ведется активное промышленное строительство, возрождается сельское хозяйство.
Все эти составляющие, взаимно влияя друг на друга, будут стимулировать развитие мощностей у производителей строительных конструкций, генподрядных и подрядных организаций, благодаря чему объемы строительства не просто вырастут, но и превысят спрос. Если не забывать о такой серьезной проблеме, как рост производительности труда (то есть о модернизации и перевооружении производства), то снижение цен на жилье будет неизбежным, что вкупе с ростом доходов населения сделает проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» реальностью.

– Олег Николаевич, есть ли у нас примеры управляющих компаний с должным уровнем ведения крупных строительных проектов?
– Такие компании есть, и их немало. Например, сегодня перед нами встал вопрос о строительстве в районе порта Усть-Луга современного города на 22 тысячи жителей. Управляющей компанией по данному проекту, скорее всего, станет ОАО «Компания Усть-Луга». Это полностью российская компания, успешно ведущая управление строительством многофункционального портового комплекса Усть-Луга.
Думаю, при целенаправленной государственной поддержке таких компаний будет еще больше.

Беседовала Светлана Соснова

Тел. (812) 579-8538



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна