О мостах, набережных и деньгах
Новая концепция требует слаженной работы всех структур
Мосты Петербурга – уникальное явление. Они никогда не были просто
частью городской транспортной инфраструктуры. Построить мост в Петербурге
– значит навсегда вписать свое имя в причудливое переплетение городских
магистралей, приобщиться к легендарным создателям Великого города, оставить
здесь свое сердце.
Мостовики Петербурга всерьез озабочены состоянием мостового хозяйства.
По оценкам специалистов, значительная его часть находится в полуаварийном
состоянии. Мосты города работают на пределе своих пропускных возможностей,
необходимо строительство новых.
40% питерских переправ нуждаются в ремонте.
– Для решения накопившихся проблем необходим серьезный документ, –
сказал на III Санкт-Петербургском международном форуме «Мир мостов»
директор СПб ГУП «Мостотрест» Юрий Александрович Петров. – По поручению
губернатора Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству совместно
с ГУП «Мостотрест» и ЗАО «Институт «Стройпроект» разработана Концепция
развития и приведения в нормативное состояние дорожных сооружений Санкт-Петербурга
до 2015 года. Мосты – часть транспортной инфраструктуры. Сегодня можно
констатировать, что транспортная ситуация Санкт-Петербурга характеризуется
как неудовлетворительная.
Генеральным планом Санкт-Петербурга в числе основных задач предусматривается
решение вопросов преобразования и развития улично-дорожной сети города.
Цель – создание системы городских скоростных дорог и магистралей непрерывного
движения. Они должны образовать основной транспортный каркас города
и разгрузить центр мегаполиса от транзитных потоков автотранспорта.
Среди наиболее крупных транспортных сооружений, строительство
которых планируется осуществить до 2015 года, можно назвать:
• Западный скоростной диаметр;
• Большой Смоленский мост в створе Большого Смоленского проспекта и
улицы Коллонтай;
• Орловский тоннель, который обеспечит связь центра с восточными районами
города;
• мост в районе о. Серный, который свяжет Васильевский остров с Петроградским
и Адмиралтейским районами.
Санкт-Петербург – крупный автотранспортный узел, соединяющий внутренние
водные пути Европейской части России с Балтийским морем. Одной из острейших
проблем в организации перевозок речным транспортом в городе является
проблема разводных невских мостов.
• На 200 мостах, имеющих срок службы более 30 лет, гидроизоляция,
опорные и деформационные швы полностью изношены.
• На 51 мосту габариты проезжей части не соответствуют категории автодорог,
что создает дополнительную аварийную обстановку.
• На 6 разводных мостах значительно изношены механизмы и приводы разводки.
• На 15 транспортных и пешеходных тоннелях необходима модернизация и
замена насосного оборудования.
Учитывая огромную роль, которую играют мосты в жизни Санкт-Петербурга,
необходима разработка нового подхода к эксплуатации и ремонту искусственных
сооружений на автодорожной сети города.
Главная цель новой концепции – улучшение транспортной ситуации
в городе за счет развития и приведения в нормативное состояние дорожных
сооружений Петербурга к 2015 году.
Новые нормативы предполагают, что:
• количество сооружений с неудовлетворительным техническим
состоянием не должно превышать 7% (30 сооружений);
• количество сооружений грузоподъемностью 20 т и меньше не должно превышать
8 % (35 сооружений);
• габариты всех сооружений и примыкающих улиц должны быть одинаковы,
а ширина тротуаров соответствовать интенсивности пешеходного движения
на всех сооружениях.
Определены и основные пути реализации концепции. Это, в первую очередь,
модернизация транспортных узлов, в результате которой будет существенно
снижена нагрузка на существующие дорожные сооружения и обеспечена возможность
их ремонта или реконструкции.
• В рамках реализации сквозного проезда по набережным Обводного канала
с реконструкцией Шлиссельбургского моста предусматривается строительство
южной набережной Обводного канала с выходом на проспект Обуховской обороны.
Следует также рассмотреть возможность строительства путепровода по пр.
Обуховской обороны с последующей ликвидацией Шлиссельбургского моста.
• Модернизация транспортного узла связи Фрунзенского и Невского районов
через ж.-д. пути Московского направления со строительством путепровода
на пересечении пр. Александровской Фермы с ж.-д. путями Санкт-Петербург
– Москва, строительство путепроводной развязки на продолжении пр. Салова
и транспортной связи Дунайского проспекта с улицей Грибакиных, которые
позволят существенно улучшить транспортную ситуацию на путепроводе Невский
и провести его реконструкцию с уширением проезжей части и улучшением
транспортной схемы на подъезде к путепроводу со стороны Невского района
.
• Дополнительно следует рассмотреть возможность строительства транспортной
развязки на пересечении Софийской ул. и пр. Славы.
• Расширение правобережного транспортного тоннеля у Литейного моста
с реконструкцией Пироговской набережной, которое следует увязать по
времени с капитальным ремонтом Литейного моста.
Кроме того, необходимо проведение ряда мероприятий по повышению надежности
и безопасности эксплуатации разводных мостов. Требуется модернизация
их оборудования, а также реконструкция Дворцового и Тучкова мостов,
капитальный ремонт Литейного, Володарского и Биржевого. Необходим капитальный
ремонт мостов Невского проспекта, капитальный ремонт каменных мостов
(10 сооружений) и железобетонных мостов постройки 1930-х годов (4 сооружения).
Нуждаются в реконструкции сооружения из клепаных металлических конструкций
и мосты с использованием чугунных пролетных строений (9 сооружений).
Особое внимание в концепции уделено переустройству деревянных
мостов, на которых следует предусмотреть устройство коммерческих и торговых
зон с целью активного привлечения инвесторов. Зарубежный опыт
использования деревянных мостов показывает, насколько это экономически
эффективный путь. Ориентировочная стоимость этих работ составит 2,7
млрд рублей.
Специалисты не раз поднимали вопрос реконструкции и ремонта набережных,
которые находятся в удручающем состоянии. За последние 30 лет произошло
пять обрушений набережных в центре города.
По оценкам КГИОП, около половины набережных требуют капитального
ремонта. Общая протяженность набережных, нуждающихся в ремонте, примерно
16 км.
5,4 млрд руб. – ориентировочная стоимость ремонта мостов.
Новая концепция должна привести к снижению темпов накопления повреждений
(темпа износа) за счет проведения периодических восстановительных мероприятий
(профилактики), выполнения своевременных локальных ремонтных мероприятий
ППР (планово-предупредительного ремонта), дополнительно отодвигающих
время исчерпания ресурса работоспособности сооружения.
В целом для приведения дорожных сооружений Санкт-Петербурга в нормативное
состояние необходимо ежегодно ремонтировать 12–15 мостовых сооружений
и 2,0–2,5 км набережных. При этом должно быть обеспечено необходимое
финансирование этих работ.
– И вот здесь могут возникнуть препятствия, – отметил директор СПб ГУП
«Мостотрест» Юрий Александрович Петров, – поэтому требуется грамотное
и своевременное лоббирование реализации новой концепции.
Елена Рачкова