Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 86 июнь 2006
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Глобальных остановок не предвидится
Работы на Дамбе идут полным ходом

Проект достройки петербургской дамбы вошел в стадию активной реализации, оставив в прошлом финансовые и организационные нечеткости. в 2006 году рост поступлений из бюджета РФ к суммам предыдущего года составил 68%, планируется, что в 2008 году эта цифра достигнет 98%!

В состав КЗС входят 11 каменно-насыпных дамб, 6 водопропускных сооружений В1-6, находящихся на стыках дамб и позволяющих при помощи затворов регулировать проточность воды, 2 судопропускных сооружения С-1 и С-2 для обеспечения необходимого режима судоходства.

Не входят в пусковой комплекс и не влияют на функционирование КЗС как объекта защиты от наводнения: подходные каналы к С-1 и С-2; автомобильный тоннель под С-1, защитные дамбы для прокладки автомагистрали; 6-полосный участок КАД.

О прошлом и будущем петербургской дамбы беседуем с заместителем генерального директора ФКП «Северо-Западная дирекция Госстроя России – дирекция комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» О. И. Панчуком.

– Олег Иосифович, чем можно объяснить столь непростое вхождение в проект и управляющих структур, и подрядных организаций? Ведь почти два года строительство едва велось.
– Во-первых, состоянием самого сооружения. Строительство началось четверть века назад, а потом на длительное время было остановлено. Проводить реконструкцию гораздо сложнее, чем начинать с «нуля». Условия хранения и эксплуатации возведенных конструкций были далеки от идеальных, со временем любой механизм неизбежно стареет, необходимо проводить ревизию, оценивать состояние деталей и устройств, проверять, как они работают.
К тому же процесс приватизации 1990-х годов затронул всех бывших участников строительства, в результате чего часть зданий и сооружений попала в собственность или длительную аренду разных организаций. Теперь с ними необходимо решать вопросы использования.

– А проблемы с финансированием, о которых говорили в прошлом году?
– Действительно, первое время деньги шли главным образом по линии международных финансовых организаций, существенное увеличение средств из бюджета РФ началось с конца прошлого года. Сегодня проблем с поступлением денег ни по линии МФО, ни из бюджета нет. Другое дело, что все внесенные в проект изменения должны пройти государственную экологическую экспертизу, без наличия которой выделение средств будет приостановлено. Но это зависит уже от нас: все вовремя сделать и предъявить.

– Каково соотношение сумм, выделяемых из федерального бюджета, и денег, поступающих от МФО?
– Около 2/3 суммы поступает из федерального бюджета, 1/3 суммы – от МФО. Но займы МФО – это в итоге тоже бюджетные деньги. На достройку КЗС России международными банками выдан кредит, который получатель обязан в срок вернуть с процентами.

– В затягивании начала работ обвиняли также систему заключения международных контрактов. Это справедливо?
– В этом есть доля истины. Хороша или плоха та система, судить не берусь, практика реализации подобных проектов за рубежом шире. Но процедура проведения международных тендеров действительно отличается от российской.
И хотя в основе обеих систем лежат конкурс и желание выбрать подрядчика, наиболее полно отвечающего конкретной задаче, сроки проведения самой конкурсной процедуры наш закон определяет гораздо жестче. По российскому закону (ФЗ-94) условия тендера положено объявлять не позже чем за месяц до его начала; а с момента вскрытия заявок до момента заключения контракта должно пройти от 50 до 60 дней. По международным правилам 2 месяца длится предквалификация участников, которую банк должен утвердить, и только после этого претендентам высылается тендерная документация, которую те могут рассматривать до 4 месяцев. Согласование с банком проходит вся документация по международным контрактам. Все это серьезно удлиняет процедуру заключения контрактов по лотам, финансируемым зарубежной стороной.

– Но как раз вокруг международных контрактов разгораются конфликты – с одного из контрактов сняли французскую компанию, ранее названную победителем, справедливость заключения еще одного контракта оспаривается в суде!
– Международные тендеры проводятся конкурсной комиссией при Росстрое, в состав которой входят специалисты ряда независимых организаций, в том числе ЕБРР. Государственный контракт подписывает Росстрой. Поэтому я могу только прокомментировать ситуацию со своей точки зрения. Французская компания «Винси» не являлась победителем конкурса (в частности, разговор идет о достройке судопропускного сооружения С-1), иначе в соответствии с законом с ней был бы заключен контракт. Просто ни одна из организаций не соответствовала условиям конкурса, и «Винси» на общем фоне выглядела наиболее вероятным претендентом на победу. Однако после более тщательной проверки поданных документов и переговоров было принято решение отказаться от услуг этой компании и провести новый конкурс.
В частности, выяснилось: до 95% объемов работ будут выполнять субподрядные организации. Однако ведение генподряда предполагает выполнение минимум 25% от общего объема работ (обычно 40–60%) собственными силами. Возник закономерный вопрос: зачем нужен генподрядчик, который лишь «пропускает» через себя финансы и руководит из-за границы? Считаю это своевременной и верной корректировкой принятых решений. Хотя французская сторона пыталась оспорить это решение, превратить событие в международный конфликт, в итоге здравый смысл победил. Понятно, что каждый защищает собственные интересы. Но почему мы должны их учитывать в ущерб интересов проекта и государства в целом? Кстати, от участия в конкурсе по достройке С-1, проводимом сейчас, «Винси» отказалась.

– Во втором случае оспариваются критерии отбора, так как цена, предложенная победителем, не была наименьшей?
– Решения принимала тендерная комиссия при Росстрое. Низкая цена не является единственным решающим фактором, определяется «компания-победитель, которая предложила лучшие условия». Рассматривается широкий спектр параметров: опыт работы по данному направлению, предыдущие проекты, способность организации выполнить заказ. Пакет документов, поданных на конкурс, помимо оценки формального соответствия условиям конкурса, проходит экспертизу, где все подробно изучается, в том числе и структура цен. И когда компания предлагает цену, которая не выдержит малейшего колебания рынка стройматериалов, от ее услуг мы предпочитаем отказаться. В данном случае эксперты проанализировали смету и выразили серьезные опасения, что предложенная цена не дает гарантий выполнения контракта.

– Олег Иосифович, что сейчас происходит на КЗС?
– Пока ни одно сооружение не сдано в эксплуатацию, даже те, которые фактически используются. Основные работы ведутся с севера на судопропускном сооружении С-2, дамбах и водопропускных сооружениях. С юга – на участке Бронка со стороны Ломоносова по достройке водопропускных сооружений В-1 и В-2, дамб Д-1 и Д-2. На этапе завершения тендер по достройке судопропускного сооружения С-1.

– В прошлом году строительство КЗС пытались активизировать и даже форсировать не раз – перестановками в системе управления проектом, отменами результатов тендеров и сменой подрядчиков. Что сейчас можно сказать о сроках завершения строительства? И существует ли единый согласованный график работ?
– Постановка вопроса некорректна. Система управления не менялась, тем более что она прописана в международных соглашениях. Произошли изменения в руководящем звене Северо-Западной дирекции Росстроя, но это процесс естественный и выдавать его за революцию не надо, хотя на активизацию строительства эта смена, безусловно, повлияла. Результаты тендеров не отменялись, и все подрядчики, победив в тендерах, продолжают работать. В общем и целом график отработан, но нельзя исключить как форс-мажорные обстоятельства, так и некоторые технологические заминки. Проект сложный, поэтому непредвиденные обстоятельства могут возникнуть при самой тщательной подготовке. 2008 год как срок завершения строительства КЗС заявлен, и все, что от нее зависит, Дирекция будет делать. Но не все определяется количеством выделенных денег и строителей на площадке. Существуют требования технологии, пренебрегать которыми невозможно.
Также следует понимать, что 2008 год относится лишь к завершению строительства собственно дамбы, завершение строительства дорожной составляющей проекта отнесено к 2010–2012 гг. Кстати, и наши зарубежные партнеры, сориентированные на 2008 год, имеют в виду КЗС без автодороги.

– Для большинства горожан, особенно жителей Кронштадта и Ломоносова, КЗС важен как возможность проехать из Кронштадта до Ломоносова не в объезд за 2–3 часа, а напрямую за 20 минут.
– В 2008 году этого не случится, но поэтапно к 2012 году мы введем автодорогу в эксплуатацию. Хочется добавить, что дамба даст толчок к развитию прилегающих территорий, где появятся причалы океанских яхт, контейнерные терминалы, рестораны, развлекательные комплексы; к развитию Кронштадта, где на намывных территориях планируется общественно-деловая застройка; к развитию Санкт-Петербурга, часть портовых мощностей которого, быть может, перенесут на территории вокруг дамбы. Тогда, возможно, и к 2012 году проект не закончится, а получит новое наполнение и дальнейшее развитие.

Беседовала Светлана Соснова

Тел. (812) 496-5057


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна