Глобальных остановок не предвидится
 Работы на Дамбе идут полным ходом
 Проект достройки петербургской дамбы вошел в стадию активной реализации, 
 оставив в прошлом финансовые и организационные нечеткости. в 2006 году 
 рост поступлений из бюджета РФ к суммам предыдущего года составил 68%, 
 планируется, что в 2008 году эта цифра достигнет 98%!
 
В 
 состав КЗС входят 11 каменно-насыпных дамб, 6 водопропускных сооружений 
 В1-6, находящихся на стыках дамб и позволяющих при помощи затворов регулировать 
 проточность воды, 2 судопропускных сооружения С-1 и С-2 для обеспечения 
 необходимого режима судоходства.
 Не входят в пусковой комплекс и не влияют на функционирование 
 КЗС как объекта защиты от наводнения: подходные каналы к С-1 и С-2; 
 автомобильный тоннель под С-1, защитные дамбы для прокладки автомагистрали; 
 6-полосный участок КАД.
 О прошлом и будущем петербургской дамбы беседуем с заместителем генерального 
 директора ФКП «Северо-Западная дирекция Госстроя России – дирекция комплекса 
 защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» О. И. Панчуком.
 – Олег Иосифович, чем можно объяснить столь непростое вхождение 
 в проект и управляющих структур, и подрядных организаций? Ведь почти 
 два года строительство едва велось.
 – Во-первых, состоянием самого сооружения. Строительство началось четверть 
 века назад, а потом на длительное время было остановлено. Проводить 
 реконструкцию гораздо сложнее, чем начинать с «нуля». Условия хранения 
 и эксплуатации возведенных конструкций были далеки от идеальных, со 
 временем любой механизм неизбежно стареет, необходимо проводить ревизию, 
 оценивать состояние деталей и устройств, проверять, как они работают.
 К тому же процесс приватизации 1990-х годов затронул всех бывших участников 
 строительства, в результате чего часть зданий и сооружений попала в 
 собственность или длительную аренду разных организаций. Теперь с ними 
 необходимо решать вопросы использования.
 – А проблемы с финансированием, о которых говорили в прошлом 
 году?
 – Действительно, первое время деньги шли главным образом по линии международных 
 финансовых организаций, существенное увеличение средств из бюджета РФ 
 началось с конца прошлого года. Сегодня проблем с поступлением денег 
 ни по линии МФО, ни из бюджета нет. Другое дело, что все внесенные в 
 проект изменения должны пройти государственную экологическую экспертизу, 
 без наличия которой выделение средств будет приостановлено. Но это зависит 
 уже от нас: все вовремя сделать и предъявить.
 – Каково соотношение сумм, выделяемых из федерального бюджета, 
 и денег, поступающих от МФО?
 – Около 2/3 суммы поступает из федерального бюджета, 1/3 суммы – от 
 МФО. Но займы МФО – это в итоге тоже бюджетные деньги. На достройку 
 КЗС России международными банками выдан кредит, который получатель обязан 
 в срок вернуть с процентами.
 – В затягивании начала работ обвиняли также систему заключения 
 международных контрактов. Это справедливо?
 – В этом есть доля истины. Хороша или плоха та система, судить не берусь, 
 практика реализации подобных проектов за рубежом шире. Но процедура 
 проведения международных тендеров действительно отличается от российской.
 И хотя в основе обеих систем лежат конкурс и желание выбрать подрядчика, 
 наиболее полно отвечающего конкретной задаче, сроки проведения самой 
 конкурсной процедуры наш закон определяет гораздо жестче. По российскому 
 закону (ФЗ-94) условия тендера положено объявлять не позже чем за месяц 
 до его начала; а с момента вскрытия заявок до момента заключения контракта 
 должно пройти от 50 до 60 дней. По международным правилам 2 месяца длится 
 предквалификация участников, которую банк должен утвердить, и только 
 после этого претендентам высылается тендерная документация, которую 
 те могут рассматривать до 4 месяцев. Согласование с банком проходит 
 вся документация по международным контрактам. Все это серьезно удлиняет 
 процедуру заключения контрактов по лотам, финансируемым зарубежной стороной.
 – Но как раз вокруг международных контрактов разгораются 
 конфликты – с одного из контрактов сняли французскую компанию, ранее 
 названную победителем, справедливость заключения еще одного контракта 
 оспаривается в суде!
 – Международные тендеры проводятся конкурсной комиссией при Росстрое, 
 в состав которой входят специалисты ряда независимых организаций, в 
 том числе ЕБРР. Государственный контракт подписывает Росстрой. Поэтому 
 я могу только прокомментировать ситуацию со своей точки зрения. Французская 
 компания «Винси» не являлась победителем конкурса (в частности, разговор 
 идет о достройке судопропускного сооружения С-1), иначе в соответствии 
 с законом с ней был бы заключен контракт. Просто ни одна из организаций 
 не соответствовала условиям конкурса, и «Винси» на общем фоне выглядела 
 наиболее вероятным претендентом на победу. Однако после более тщательной 
 проверки поданных документов и переговоров было принято решение отказаться 
 от услуг этой компании и провести новый конкурс.
 В частности, выяснилось: до 95% объемов работ будут выполнять субподрядные 
 организации. Однако ведение генподряда предполагает выполнение минимум 
 25% от общего объема работ (обычно 40–60%) собственными силами. Возник 
 закономерный вопрос: зачем нужен генподрядчик, который лишь «пропускает» 
 через себя финансы и руководит из-за границы? Считаю это своевременной 
 и верной корректировкой принятых решений. Хотя французская сторона пыталась 
 оспорить это решение, превратить событие в международный конфликт, в 
 итоге здравый смысл победил. Понятно, что каждый защищает собственные 
 интересы. Но почему мы должны их учитывать в ущерб интересов проекта 
 и государства в целом? Кстати, от участия в конкурсе по достройке С-1, 
 проводимом сейчас, «Винси» отказалась.
 – Во втором случае оспариваются критерии отбора, так как 
 цена, предложенная победителем, не была наименьшей?
 – Решения принимала тендерная комиссия при Росстрое. Низкая цена не 
 является единственным решающим фактором, определяется «компания-победитель, 
 которая предложила лучшие условия». Рассматривается широкий спектр параметров: 
 опыт работы по данному направлению, предыдущие проекты, способность 
 организации выполнить заказ. Пакет документов, поданных на конкурс, 
 помимо оценки формального соответствия условиям конкурса, проходит экспертизу, 
 где все подробно изучается, в том числе и структура цен. И когда компания 
 предлагает цену, которая не выдержит малейшего колебания рынка стройматериалов, 
 от ее услуг мы предпочитаем отказаться. В данном случае эксперты проанализировали 
 смету и выразили серьезные опасения, что предложенная цена не дает гарантий 
 выполнения контракта.
 – Олег Иосифович, что сейчас происходит на КЗС?
 – Пока ни одно сооружение не сдано в эксплуатацию, даже те, которые 
 фактически используются. Основные работы ведутся с севера на судопропускном 
 сооружении С-2, дамбах и водопропускных сооружениях. С юга – на участке 
 Бронка со стороны Ломоносова по достройке водопропускных сооружений 
 В-1 и В-2, дамб Д-1 и Д-2. На этапе завершения тендер по достройке судопропускного 
 сооружения С-1.
 – В прошлом году строительство КЗС пытались активизировать 
 и даже форсировать не раз – перестановками в системе управления проектом, 
 отменами результатов тендеров и сменой подрядчиков. Что сейчас можно 
 сказать о сроках завершения строительства? И существует ли единый согласованный 
 график работ?
 – Постановка вопроса некорректна. Система управления не менялась, тем 
 более что она прописана в международных соглашениях. Произошли изменения 
 в руководящем звене Северо-Западной дирекции Росстроя, но это процесс 
 естественный и выдавать его за революцию не надо, хотя на активизацию 
 строительства эта смена, безусловно, повлияла. Результаты тендеров не 
 отменялись, и все подрядчики, победив в тендерах, продолжают работать. 
 В общем и целом график отработан, но нельзя исключить как форс-мажорные 
 обстоятельства, так и некоторые технологические заминки. Проект сложный, 
 поэтому непредвиденные обстоятельства могут возникнуть при самой тщательной 
 подготовке. 2008 год как срок завершения строительства КЗС заявлен, 
 и все, что от нее зависит, Дирекция будет делать. Но не все определяется 
 количеством выделенных денег и строителей на площадке. Существуют требования 
 технологии, пренебрегать которыми невозможно.
 Также следует понимать, что 2008 год относится лишь к завершению строительства 
 собственно дамбы, завершение строительства дорожной составляющей проекта 
 отнесено к 2010–2012 гг. Кстати, и наши зарубежные партнеры, сориентированные 
 на 2008 год, имеют в виду КЗС без автодороги.
 – Для большинства горожан, особенно жителей Кронштадта 
 и Ломоносова, КЗС важен как возможность проехать из Кронштадта до Ломоносова 
 не в объезд за 2–3 часа, а напрямую за 20 минут.
 – В 2008 году этого не случится, но поэтапно к 2012 году мы введем автодорогу 
 в эксплуатацию. Хочется добавить, что дамба даст толчок к развитию прилегающих 
 территорий, где появятся причалы океанских яхт, контейнерные терминалы, 
 рестораны, развлекательные комплексы; к развитию Кронштадта, где на 
 намывных территориях планируется общественно-деловая застройка; к развитию 
 Санкт-Петербурга, часть портовых мощностей которого, быть может, перенесут 
 на территории вокруг дамбы. Тогда, возможно, и к 2012 году проект не 
 закончится, а получит новое наполнение и дальнейшее развитие.
 Беседовала Светлана Соснова
 Тел. (812) 496-5057