Глобальных остановок не предвидится
Работы на Дамбе идут полным ходом
Проект достройки петербургской дамбы вошел в стадию активной реализации,
оставив в прошлом финансовые и организационные нечеткости. в 2006 году
рост поступлений из бюджета РФ к суммам предыдущего года составил 68%,
планируется, что в 2008 году эта цифра достигнет 98%!
В
состав КЗС входят 11 каменно-насыпных дамб, 6 водопропускных сооружений
В1-6, находящихся на стыках дамб и позволяющих при помощи затворов регулировать
проточность воды, 2 судопропускных сооружения С-1 и С-2 для обеспечения
необходимого режима судоходства.
Не входят в пусковой комплекс и не влияют на функционирование
КЗС как объекта защиты от наводнения: подходные каналы к С-1 и С-2;
автомобильный тоннель под С-1, защитные дамбы для прокладки автомагистрали;
6-полосный участок КАД.
О прошлом и будущем петербургской дамбы беседуем с заместителем генерального
директора ФКП «Северо-Западная дирекция Госстроя России – дирекция комплекса
защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» О. И. Панчуком.
– Олег Иосифович, чем можно объяснить столь непростое вхождение
в проект и управляющих структур, и подрядных организаций? Ведь почти
два года строительство едва велось.
– Во-первых, состоянием самого сооружения. Строительство началось четверть
века назад, а потом на длительное время было остановлено. Проводить
реконструкцию гораздо сложнее, чем начинать с «нуля». Условия хранения
и эксплуатации возведенных конструкций были далеки от идеальных, со
временем любой механизм неизбежно стареет, необходимо проводить ревизию,
оценивать состояние деталей и устройств, проверять, как они работают.
К тому же процесс приватизации 1990-х годов затронул всех бывших участников
строительства, в результате чего часть зданий и сооружений попала в
собственность или длительную аренду разных организаций. Теперь с ними
необходимо решать вопросы использования.
– А проблемы с финансированием, о которых говорили в прошлом
году?
– Действительно, первое время деньги шли главным образом по линии международных
финансовых организаций, существенное увеличение средств из бюджета РФ
началось с конца прошлого года. Сегодня проблем с поступлением денег
ни по линии МФО, ни из бюджета нет. Другое дело, что все внесенные в
проект изменения должны пройти государственную экологическую экспертизу,
без наличия которой выделение средств будет приостановлено. Но это зависит
уже от нас: все вовремя сделать и предъявить.
– Каково соотношение сумм, выделяемых из федерального бюджета,
и денег, поступающих от МФО?
– Около 2/3 суммы поступает из федерального бюджета, 1/3 суммы – от
МФО. Но займы МФО – это в итоге тоже бюджетные деньги. На достройку
КЗС России международными банками выдан кредит, который получатель обязан
в срок вернуть с процентами.
– В затягивании начала работ обвиняли также систему заключения
международных контрактов. Это справедливо?
– В этом есть доля истины. Хороша или плоха та система, судить не берусь,
практика реализации подобных проектов за рубежом шире. Но процедура
проведения международных тендеров действительно отличается от российской.
И хотя в основе обеих систем лежат конкурс и желание выбрать подрядчика,
наиболее полно отвечающего конкретной задаче, сроки проведения самой
конкурсной процедуры наш закон определяет гораздо жестче. По российскому
закону (ФЗ-94) условия тендера положено объявлять не позже чем за месяц
до его начала; а с момента вскрытия заявок до момента заключения контракта
должно пройти от 50 до 60 дней. По международным правилам 2 месяца длится
предквалификация участников, которую банк должен утвердить, и только
после этого претендентам высылается тендерная документация, которую
те могут рассматривать до 4 месяцев. Согласование с банком проходит
вся документация по международным контрактам. Все это серьезно удлиняет
процедуру заключения контрактов по лотам, финансируемым зарубежной стороной.
– Но как раз вокруг международных контрактов разгораются
конфликты – с одного из контрактов сняли французскую компанию, ранее
названную победителем, справедливость заключения еще одного контракта
оспаривается в суде!
– Международные тендеры проводятся конкурсной комиссией при Росстрое,
в состав которой входят специалисты ряда независимых организаций, в
том числе ЕБРР. Государственный контракт подписывает Росстрой. Поэтому
я могу только прокомментировать ситуацию со своей точки зрения. Французская
компания «Винси» не являлась победителем конкурса (в частности, разговор
идет о достройке судопропускного сооружения С-1), иначе в соответствии
с законом с ней был бы заключен контракт. Просто ни одна из организаций
не соответствовала условиям конкурса, и «Винси» на общем фоне выглядела
наиболее вероятным претендентом на победу. Однако после более тщательной
проверки поданных документов и переговоров было принято решение отказаться
от услуг этой компании и провести новый конкурс.
В частности, выяснилось: до 95% объемов работ будут выполнять субподрядные
организации. Однако ведение генподряда предполагает выполнение минимум
25% от общего объема работ (обычно 40–60%) собственными силами. Возник
закономерный вопрос: зачем нужен генподрядчик, который лишь «пропускает»
через себя финансы и руководит из-за границы? Считаю это своевременной
и верной корректировкой принятых решений. Хотя французская сторона пыталась
оспорить это решение, превратить событие в международный конфликт, в
итоге здравый смысл победил. Понятно, что каждый защищает собственные
интересы. Но почему мы должны их учитывать в ущерб интересов проекта
и государства в целом? Кстати, от участия в конкурсе по достройке С-1,
проводимом сейчас, «Винси» отказалась.
– Во втором случае оспариваются критерии отбора, так как
цена, предложенная победителем, не была наименьшей?
– Решения принимала тендерная комиссия при Росстрое. Низкая цена не
является единственным решающим фактором, определяется «компания-победитель,
которая предложила лучшие условия». Рассматривается широкий спектр параметров:
опыт работы по данному направлению, предыдущие проекты, способность
организации выполнить заказ. Пакет документов, поданных на конкурс,
помимо оценки формального соответствия условиям конкурса, проходит экспертизу,
где все подробно изучается, в том числе и структура цен. И когда компания
предлагает цену, которая не выдержит малейшего колебания рынка стройматериалов,
от ее услуг мы предпочитаем отказаться. В данном случае эксперты проанализировали
смету и выразили серьезные опасения, что предложенная цена не дает гарантий
выполнения контракта.
– Олег Иосифович, что сейчас происходит на КЗС?
– Пока ни одно сооружение не сдано в эксплуатацию, даже те, которые
фактически используются. Основные работы ведутся с севера на судопропускном
сооружении С-2, дамбах и водопропускных сооружениях. С юга – на участке
Бронка со стороны Ломоносова по достройке водопропускных сооружений
В-1 и В-2, дамб Д-1 и Д-2. На этапе завершения тендер по достройке судопропускного
сооружения С-1.
– В прошлом году строительство КЗС пытались активизировать
и даже форсировать не раз – перестановками в системе управления проектом,
отменами результатов тендеров и сменой подрядчиков. Что сейчас можно
сказать о сроках завершения строительства? И существует ли единый согласованный
график работ?
– Постановка вопроса некорректна. Система управления не менялась, тем
более что она прописана в международных соглашениях. Произошли изменения
в руководящем звене Северо-Западной дирекции Росстроя, но это процесс
естественный и выдавать его за революцию не надо, хотя на активизацию
строительства эта смена, безусловно, повлияла. Результаты тендеров не
отменялись, и все подрядчики, победив в тендерах, продолжают работать.
В общем и целом график отработан, но нельзя исключить как форс-мажорные
обстоятельства, так и некоторые технологические заминки. Проект сложный,
поэтому непредвиденные обстоятельства могут возникнуть при самой тщательной
подготовке. 2008 год как срок завершения строительства КЗС заявлен,
и все, что от нее зависит, Дирекция будет делать. Но не все определяется
количеством выделенных денег и строителей на площадке. Существуют требования
технологии, пренебрегать которыми невозможно.
Также следует понимать, что 2008 год относится лишь к завершению строительства
собственно дамбы, завершение строительства дорожной составляющей проекта
отнесено к 2010–2012 гг. Кстати, и наши зарубежные партнеры, сориентированные
на 2008 год, имеют в виду КЗС без автодороги.
– Для большинства горожан, особенно жителей Кронштадта
и Ломоносова, КЗС важен как возможность проехать из Кронштадта до Ломоносова
не в объезд за 2–3 часа, а напрямую за 20 минут.
– В 2008 году этого не случится, но поэтапно к 2012 году мы введем автодорогу
в эксплуатацию. Хочется добавить, что дамба даст толчок к развитию прилегающих
территорий, где появятся причалы океанских яхт, контейнерные терминалы,
рестораны, развлекательные комплексы; к развитию Кронштадта, где на
намывных территориях планируется общественно-деловая застройка; к развитию
Санкт-Петербурга, часть портовых мощностей которого, быть может, перенесут
на территории вокруг дамбы. Тогда, возможно, и к 2012 году проект не
закончится, а получит новое наполнение и дальнейшее развитие.
Беседовала Светлана Соснова
Тел. (812) 496-5057