Через тернии к качеству и безопасности
О состоянии законности в сфере строительства
Одной из действенных мер по обеспечению качества и безопасности зданий
является принятие общих и специальных технических регламентов, регулирующих
деятельность в этой сфере. Ускорить разработку и внесение в Госдуму
РФ законопроектов о технических регламентах призвали участники Северо-Западного
окружного совещания «Жилищное строительство: управление качеством и
обеспечение безопасности жилья», состоявшегося в апреле в рамках выставки
«Интерстройэкспо».
10
марта Государственная дума отправила на имя главы российского правительства
Михаила Фрадкова обращение о неотложных мерах по обеспечению соблюдения
требований безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации
зданий, строений и сооружений. Основанием для такого обращения стали
участившиеся в последние годы случаи разрушения зданий, повлекшие за
собой человеческие жертвы и нанесшие огромный моральный и материальный
урон.
По мнению депутатов, состояние законности в сфере жилищного и градостроительного
законодательства позволяет говорить не только о нарушениях жилищных
прав граждан, но и нарушениях прав на здоровье.
Как отметил депутат Государственной думы РФ Петр Камшилов, на сегодня
ни один технический регламент в виде проекта закона в Думу не поступил.
Особую обеспокоенность участников совещания вызывает тот факт, что правительство
до сих пор не внесло в парламент проект федерального закона «Об общем
техническом регламенте, о безопасной эксплуатации зданий, строений,
сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий».
Вопреки ранее принятым решениям срок представления в правительство РФ
этого регламента перенесен на декабрь 2006 года. Не внесены в парламент
и проекты ряда федеральных законов о специальных технических регламентах
в области безопасности строительства.
В свою очередь органы государственной экспертизы и надзора
не могут осуществлять необходимые функции в полной мере. Так,
сегодня ни один орган не может запретить эксплуатацию опасных общественных
зданий. Нет так же методов воздействия на эксплуатирующие организации.
В настоящее время свои поправки в действующие законодательные акты готовит
Ростехнадзор.
Прошло три года…
Ситуацию вокруг федерального закона № 184 от 27 декабря 2002 года
«О техническом регулировании» комментирует вице-президент Российского
союза строителей, первый заместитель председателя Торгово-промышленной
палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Лариса
Баринова.
– Прошло 3 года с момента принятия Федерального закона «О техническом
регулировании», но до сих пор технических регламентов, в которых могли
бы быть выдвинуты (а затем утверждены законом) необходимые требования
к безопасности зданий и сооружений, не принято.
Почему же не действует закон о техническом регулировании? Согласно
этому закону нормативные технические документы предписывается принимать
в виде статей закона. То есть расчетные формулы, графики, таблицы, которыми
так богаты СНиПы, надо изложить в виде статей законов. Это тяжелейшая
задача. Ведь закон – это документ, определяющий правовые отношения,
но уж никак не технические требования прямого действия. Кроме того,
закон – это консервативный документ, процесс принятия его может затянуться
на 1,5–2 года. А технический норматив – это результат научно-технического
прогресса, который меняется по мере появления новых технических решений,
материалов, конструкций.
Европа от 15 до 35 лет переходила на новую систему технического
регулирования.
При
этом европейская директива по безопасности строительства звучит так:
здания и сооружения должны быть построены таким образом, чтобы при нагрузках
(перечисляются виды нагрузок) здание не было бы обрушено полностью и
не было бы обрушено частично. Материалы, используемые для строительства
зданий и сооружений, должны соответствовать требованиям экологической
безопасности, радиационной безопасности и т. д. Вот это общие требования,
которые решаются на основании действующих нормативных документов, а
именно – строительных правил в каждой стране, входящей в ЕС. В Англии,
Норвегии, Швеции есть закон о строительстве, где прописано, что оно
ведется в соответствии со строительными правилами, утверждаемыми соответствующим
министерством.
Во всех этих законах определяются правовые отношения и определяется
орган, ответственный за техническую политику и нормативную базу в строительстве.
У нас сегодня таким органом является Министерство регионального развития
РФ. Но к существующей сегодня нормативной базе – СНиПам – министерство
по сути не имеет отношения, эти нормы и правила утверждались в свое
время Госстроем.
Старые СНиПы отменены, но существуют 14 самых новых, самых актуализированных
СНиПов («инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных
геологических процессов», «здания жилые многоквартирные», «общественные
здания административного значения», «доступность зданий и сооружений
для маломобильных групп населения» и т. д.). Эти 14 СНиПов утверждены
постановлением Госстроя, но Минюст их не зарегистрировал, впервые затребовав
на регистрацию нормативные технические документы.
Что происходит сегодня? В течение 3 лет проектировщики разрабатывают
проекты по СНиПам, экспертиза смотрит на соответствие СНиПам, строительный
и архитектурный надзор смотрит на соответствие СНиПам. Все хорошо, пока
не наступает конфликтная ситуация. Недобросовестные строители отступают
от СНиПов, в результате это приводит к различным ЧП на строительных
объектах, а суды решают в пользу «отступников», основываясь на документе
Минюста. Общественные организации строителей обратились в правительство
РФ.
Правительство дало поручение ряду министерств рассмотреть вопрос
по скорейшей легализации 14 новых СНиПов.
Что касается закона «Об общем техническом регламенте, о безопасной
эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании
прилегающих к ним территорий», то здесь надо вести речь не только об
эксплуатации, но и о строительстве. Нельзя безопасно эксплуатировать
то, что опасно построено. Наши же законодатели рассуждают так: безопасность
эксплуатации зданий и сооружений – это важно для всех граждан России,
а вот строительством этих зданий и сооружений занимается ограниченное
число лиц, поэтому безопасность строительства – это специальный регламент,
а безопасность эксплуатации – это общий регламент.
Мы предлагаем заменить формулировку в законе с безопасности эксплуатации
на безопасность зданий, сооружений и прилегающих территорий. Мы добились
того, что этот вопрос поставили на обсуждение, в том числе на заседании
правительства РФ.
Кроме того, мы рекомендуем наряду с использованием национальных стандартов
сохранить СНиПы как документы добровольного применения.
Сложности переходного периода
Как показала практика, разработка и принятие технического регламента
в строительстве носит долговременный характер. Однако в статье 46 ФЗ
«О техническом регулировании» сказано, что в переходный период (2003–2010
гг.) министерства и ведомства не имеют права вносить изменения в действующие
нормативные документы. То есть 3 года нормативная база находится в застывшем
состоянии.
Участники совещания считают, что необходимо внести в эту статью нормы,
отражающие порядок внесения изменений в действующие на переходный период
акты. Кроме того, в целях обеспечения баланса интересов строительных,
эксплуатационных организаций, производителей строительных материалов
и конструкций, потребителей, органов власти необходимо привлекать их
к разработке технических регламентов.
Представители строительного бизнеса обратились к Государственной думе
и Федеральному собранию РФ с предложением ускорить принятие федерального
закона «О саморегулируемых организациях» и ускорить рассмотрение Советом
Федерации проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов…» для последующего внесения
его в Госдуму. Целый ряд предложений в адрес правительства РФ касается
реализации проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Участники совещания поддержали депутатов в вопросе усиления контроля
за соблюдением требований безопасности, разработке плана проведения
проверок технического и противопожарного состояния зданий и сооружений,
предназначенных для пребывания в них значительного количества людей.
Большое внимание на совещании было уделено вопросам себестоимости строительства
жилья, дисбалансу между спросом и предложением, нехватке участков под
жилищное строительство, контролю за качеством, вопросам лицензирования.
Еще одну тему, затронутую на совещании, роль общественных организаций
в повышении качества возводимого жилья, мы обсудим в следующем номере
журнала.
Наталья Соколова