Приморскому району вернут тепло
Строительство теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ
Тепломагистраль от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной в ближайший
отопительный сезон будет доставлять надежное тепло жителям Приморского
и Выборгского районов.
Отличительная
особенность проекта – диаметр труб 1420 мм, который обычно применяется
при строительстве магистральных газопроводов. Такое решение было принято
на заседании НТС при Комитете по энергетике и инженерному обеспечению.
Приморский район, один из самых быстро развивающихся в городе, испытывает
серьезный дефицит тепла. Этот факт, а также то, что тепло от расположенной
здесь современнейшей Северо-Западной ТЭЦ выбрасывается в атмосферу,
подтолкнули город к скорейшему разрешению абсурдной ситуации.
Два года назад правительством города было принято решение о строительстве
тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной.
Проект реализуется полностью за счет инвесторов. Для его осуществления
заключено соглашение между правительством Санкт-Петербурга, Внешторгбанком
и РАО «ЕЭС России». Кроме этого, участие в нем примут банк «Санкт-Петербург»,
ГУП «Теплоэнергетический комплекс Санкт-Петербурга».
Для строительства тепломагистрали создана управляющая компания ЗАО «Тепломагистраль».
Конкурс на генерального подрядчика выиграла компания ЗАО «Северные газовые
магистрали», которая успешно руководит строительством, где работают
50 подрядчиков (до 1000 человек).
О реализации проекта беседуем с техническим директором ЗАО «Тепломагистраль»
В. Г. Цихлакиди.
– Проект является в определенном смысле пилотным, потому что тепло,
которое прежде выбрасывалось в градирню, будет направлено на отопление
существующих и будущих микрорайонов. Теплотрасса решит многие городские
проблемы. Во-первых, тепломагистраль позволит обеспечить надежным и
качественным теплом жителей Приморского и частично Выборгского районов,
а также всех домов, которые планируется построить в районе. Во-вторых,
решатся экологические проблемы, которые существуют в Приморском районе
и связаны с работой Северо-Западной ТЭЦ – исчезнет облако пара над территорией
станции (этот пар и пойдет по трубе на отопление жилых домов), снизится
влажность в этой части города. Кроме того, не нужно будет строить дополнительные
котельные, сжигать топливо.
–
Что уже сделано по проекту?
– Выполнено около 75% от плановых объемов. То есть труба теплотрассы
между Лахтой и Финским заливом уже уложена на опоры. Нам губернатором
поставлен срок ввода – 1 октября. Мы будем стараться уложиться в него.
В целом темпы строительства достаточно высоки: 3/4 от общего объема
работ выполнены за 9 месяцев. Хотя проблем было немало, в первую очередь
связанных с ведением строительства на городской территории, насыщенной
различными коммуникациями, не всегда указанными в проектных документах.
Их приходилось переносить, согласовывая проект с владельцами, что требовало
времени.
Труба учитывает мощности второй очереди станции. Ее размеры рассчитаны
под два работающих блока. На площадке второго энергоблока СЗТЭЦ сейчас
идет монтаж оборудования, его пуск не за горами.
– Расскажите, пожалуйста, о фундаментах теплотрассы.
– Большая часть фундаментов – свайные, остальные на естественном основании.
Грунты типичные для Петербурга – сложные: преобладают водонасыщенный
песок, глина. Там, где глубина залегания морены больше 7 метров, применяются
буронабивные сваи с теряемой или извлекаемой обсадной трубой. Соответственно,
при более высоком залегании морены сваи не используются.
– Участники проекта особо гордятся теплоизоляцией. Чем
она столь хороша и в чем ее уникальность?
– Мы действительно довольны принятым решением – выполнить большую часть
магистрали в заводской ППУ-изоляции. Это связано с повышенными требованиями
к эстетичности трассы, так как труба идет в наземном варианте, причем
проходит в черте города, вдоль железной дороги, Лахтинского разлива,
Приморского шоссе.
Не менее важно, что такая изоляция в принципе более надежна и вандалоустойчива
– в отличие от ранее применявшихся на городских теплопроводах металлических
пластин окожушка изоляции. Она навивается на трубу лентами небольших
размеров (до 30 см) и приклеивается к ней ППУ-составом. Это существенно
затрудняет работу разорителей и снижает возможности ее «вторичного»
использования.
– Что обеспечивает теплообменная станция, которая строится
в рамках проекта?
– Тепловая энергия на Приморскую котельную будет подаваться по независимой
схеме. Таким образом, теплообменная станция, которая сооружается на
Приморской котельной, будет осуществлять передачу тепла от Северо-Западной
ТЭЦ на котельную и далее – потребителям района. ТОС будет сдаваться
вместе с тепломагистралью, это также наш объект, расположенный на территории
Приморской котельной.
Там же, на территории котельной, расположится пункт управления оборудованием
теплотрассы, включая теплоизоляцию. Для создания безопасной и безаварийной
схемы подачи теплоносителя вся арматура, а также изоляция снабжены электроприводом
для возможности диспетчеризации объектов тепломагистрали.
Информация о работе тепловых камер, задвижек, состоянии изоляции будет
выводиться на экраны, а обслуживающий персонал должен будет в соответствии
с инструкциями реагировать на изменения ситуации. На магистрали по всей
протяженности расположатся 5 павильонов с отсекающими секционирующими
задвижками на электрических приводах.
Кстати, задвижки специально под проект заказывали в Германии, имеющей
опыт производства столь больших конструкций. Поскольку теплотрасса является
объектом повышенной опасности, необходимо, чтобы все ее элементы работали
безотказно, быстро и качественно.
–
Вадим Гарриевич, что было самым трудным для вас в этом проекте?
– Самым сложным, полагаю, будет запуск трубы на проектную мощность,
который может стать для всех нас серьезным испытанием. Дело в том, что
опыта работы с трубами такого диаметра в нашей стране практически нет,
и при выходе теплотрассы на рабочий режим с пропуском столь большого
количества пара под очень высокими давлением и температурой в различных
режимах могут возникнуть определенные сложности.
– Ваша стройка отличается от других еще и тем, что она
не имеет забора. Так и предполагалось по проекту или технологии такие,
что прятать нечего?
– Просто все привыкли, что стройка – объект ограниченный, а у нас она
протянулась на 12 км. Мы работаем в черте города, и забор такой протяженности,
честно говоря, городить не хотелось, да и не было необходимости – мы
действительно ничего не скрываем. Чтобы не мешать городским магистралям
и жителям, была построена технологическая дорога вдоль трубы. Мы постарались
избежать конфликтов с жителями и прошли своей трубой по окраине поселков
Ольгино и Лахты.
– Каковы допустимые потери тепла по трассе?
– По проекту они не должны превышать 5%. Потери минимальны, потому что,
во-первых, у нас замкнутая система подачи теплоносителя, во-вторых,
труба новая, а ведь основные потери происходят из-за плохого состояния
труб.
– Планирует ли ЗАО «Тепломагистраль» эксплуатировать построенную
теплотрассу?
– Да, пока в наших планах этот пункт есть. Хотя не исключено, что будет
рассмотрен вопрос о передаче теплотрассы на эксплуатацию какой-либо
управляющей компании, например, ГУП «ТЭК СПб», возможен также вариант
их найма. Но в любом случае собственником теплотрассы останется компания,
которая выступает инвестором-заказчиком проекта и которой необходимо
возвращать вложенные в этот объект деньги.
Светлана Соснова
Тел. (812) 314-8914