Нужно восстанавливать репутацию ЖКС
Жилкомсервис № 5 Приморского района
Реформирование предприятий жилищно-коммунального обслуживания дает
свои положительные результаты. Определенная финансовая самостоятельность
позволяет жилкомсервисам рационально распределять фонд заработной платы,
производить закупку необходимых материалов и инструментов, вести планирование
своей деятельности.
Вместе с тем многие механизмы реформы в части правового регулирования
и контроля еще не отработаны в должной мере. Первоочередной задачей
ЖКС является повышение качества и уровня предоставляемых услуг, расширение
спектра предлагаемых населению услуг, внедрение новых технологий.
Приморский
район является одним из крупнейших в Санкт-Петербурге. В нем проживают
около 400 тысяч человек, и каждое домовладение – часть общего жилищно-коммунального
хозяйства района.
Приморский район едва ли не самый популярный у застройщиков, поскольку
его можно отнести и к урбанизированной части города, и к курортной зоне.
И эксплуатационщикам важно удовлетворять требования различных категорий
домовладельцев.
В ведении ЖКС № 5 более 15 тысяч квартир, более миллиона кв. м эксплуатируемых
площадей, обслуживанием которых занимаются работники предприятия.
Как наладить взаимовыгодное сотрудничество ЖКС и ТСЖ? Именно эта тема
стала главной в нашем разговоре с генеральным директором Жилкомсервиса
№ 5 Приморского района Мамукой Гурамиевичем Габриадзе и заместителем
главного инженера ЖКС Ольгой Ивановной Сочка.
–
Мамука Гурамиевич, ваш Жилкомсервис является лидером по созданию на
своей территории ТСЖ. Как удалось добиться таких результатов?
– Действительно, в нашем районе создано достаточно большое количество
товариществ собственников жилья. Заслуга нашего ЖКС – 38 созданных и
зарегистрированных ТСЖ. Мы ведем активную работу среди населения с разъяснениями
о необходимости выбора способа управления домом. Организуем информационные
семинары с инициативными группами собственников помещений. Проводим
юридическое и финансовое сопровождение процессов создания ТСЖ.
Но, как показала практика, множество нерешенных вопросов остается и
после создания ТСЖ. Помимо сложности взаимодействия с предприятиями-монополистами
основной трудностью является выбор председателя товарищества.
Ему предоставлены большие полномочия. Хорошо, если на это место попадает
порядочный и компетентный человек, а если председатель заинтересован
не в процветании дома, а только в собственном благополучии? Тогда он
сможет легко воспользоваться лазейками для коррупции и обогащения в
ущерб дому и другим жильцам. Согласитесь, что не всегда и не во всем
мы сегодня можем рассчитывать на порядочность наших сограждан, а законодательных
ограничений и контроля деятельности ТСЖ до сих пор не создано.
– Но контролирующие органы, ответственные за состояние
жилого фонда, должны проверять и работу тех ТСЖ, которые решили остаться
на самоуправлении?
– Нет, это не предписано ни в одном нормативном акте. Если работу жилкомсервисов
проверяют сразу несколько контролирующих организаций (и проверяют весьма
строго), то ситуацию в домах, находящихся на самообслуживании, не отслеживает
ни один орган.
Даже в случаях, когда происходят регулярные проверки состояния территории
с участием руководителей комитетов и губернатора, мы, жилкомсервисы,
отвечаем за каждое нарушение на подведомственных нам территориях, в
то время как не существует рычагов воздействия на дома, находящиеся
на самообслуживании. Результаты этого видны невооруженным глазом: неубранный
мусор, запущенные лестницы, подвалы и чердаки. Не говоря уже о состоянии
инженерных систем, кровли и лестничных клеток.
К
нашей беседе присоединяется Ольга Ивановна Сочка, заместитель главного
инженера ЖКС № 5:
– Как известно, собственники жилья пока еще не слишком активны, и только
мы, представители жилкомсервисов, можем сегодня грамотно и доходчиво
объяснить людям все преимущества и возможные минусы объединения в ТСЖ.
Но мы не можем влиять на выбор жильцов, поэтому председателями товариществ
собственников зачастую являются случайные люди.
Сегодня отсутствует институт обученных специалистов, которые могли бы
возглавить такое сложное, многофункциональное предприятие, каким является
дом. Ведь здесь необходимо обладать (хотя бы в минимальном объеме) и
экономическими, и инженерными знаниями, быть хорошим психологом, уметь
общаться с людьми. Ни один человек не станет браться за такую ответственную
работу бесплатно, а ведь в сборах по квартплате нет такой графы, как
административно-хозяйственные расходы. Официально очень трудно выделить
средства на вознаграждение работы председателя, и некоторые недобросовестные
коммерческие управляющие компании готовы пользоваться этими пробелами
в нормативных актах. Они привлекают председателей на свою сторону, предлагая
им такие формы сотрудничества, как заработная плата в своем предприятии
или какие-то разовые финансовые выплаты. Такое «сотрудничество» председателя
и управляющей компании может продлиться полгода-год, но за это время
деньги жильцов будут потрачены неизвестно куда, а состояние дома только
ухудшится.
– Мамука Гурамиевич, но все же большинство «ваших» ТСЖ
заключили договор именно с вашей обслуживающей структурой?
– Да, из 38 ТСЖ договоры на управление с нами заключили 25 домов. На
данном этапе очень важен выбор управляющей компании… Еще не все жители
города понимают, что сотрудничать нужно только с надежными, давно работающими
на рынке предприятиями, имеющими крепкую материально-техническую базу,
аварийную службу, достаточное количество сотрудников.
Наш Жилкомсервис сегодня хорошо укомплектован и кадрами, и необходимой
техникой, в ближайшее время мы планируем закупить современные средства
малой механизации для уборки территорий. Мы постоянно проводим обучение
и аттестацию наших специалистов, привлекаем к работе молодежь. Наша
аварийная служба круглосуточно готова к любым неприятностям, хотя, конечно,
мы стараемся вовремя предотвращать аварии, а не дожидаться их.
Нам нужно восстанавливать репутацию жилкомсервисов, которая
была подорвана за годы недофинансирования жилищно-коммунальных услуг.
Предубеждение горожан к работникам государственных жилищно-коммунальных
служб во многом несправедливо: мы всегда старались честно и добросовестно
выполнять свою работу, но не всегда у нас были для этого финансовые
и материальные возможности. Я уверен, что сегодня, когда мы получили
больше свободы, жилкомсервисы смогут доказать свою конкурентоспособность.
Главное, чтобы политика законодательной и исполнительной власти в отношении
коммунального сектора была более взвешенной и предсказуемой.
Подготовила Ольга Погодина
197373, СПб, ул. Шаврова, д. 5, корп. 1
Тел. 307-2609,
факс 347-2165