Кнут и пряник для масштабных проектов
Экологические аспекты при строительстве БТС и СЕГ
При реализации крупных международных проектов в сфере трубопроводного
транспорта экологическая составляющая играет важную роль: с одной стороны,
чтобы привлечь и удержать партнеров, экологическая безопасность поднимается
до уровня международных стандартов и выше, с другой – достигнутый уровень
не дает противникам повода для выступлений против.
Можно выделить два крупных проекта в сфере трубопроводного транспорта,
реализованных и реализуемых в последние годы на территории Северо-Западного
региона: Балтийская трубопроводная система и Северо-Европейский трубопровод.
Рассматривая экологическую составляющую данных проектов, можно найти
много общего.
Оба проекта относятся к стратегическим как для компаний-инвесторов,
так и для страны в целом. Оба проекта затрагивают интересы
не только России, но и европейских стран, расположенных в регионах Балтийского
и Северного морей, а также тех стран, которые выступают и планируют
выступать в качестве потребителей российских нефти и газа. В разработках
проектов наряду с российскими специалистами активное участие принимали
(в случае с БТС) и планируют принять (СЕГ) фирмы из Германии, Финляндии,
Дании, Голландии, США и Великобритании, частичное финансирование проекта
БТС осуществляли Мировой банк и Европейский союз через программу ТАСИС.
По названным причинам при реализации проектов учитывались экологические
нормы и стандарты всех заинтересованных государств, что, с одной стороны,
«утяжеляло» экологический блок проектов многочисленными мероприятиями
и согласовательными процедурами, а с другой стороны, сводило риски при
строительстве и эксплуатации потенциально опасных объектов к минимуму.
БТС: Экология 10%!
Экологическое направление заняло достойное место уже на этапе предпроектных
и проектных разработок Балтийской трубопроводной системы.
При разработке проекта и его реализации для проведения всестороннего
комплекса экологических исследований были использованы 8 основных международных
документов и соглашений, среди которых:
· Конвенция по предотвращению загрязнения судов 1973 года (МАКРОЕ 73/78),
измененная протоколами 1997 и 1998 годов;
· Конвенция о защите морской окружающей среды Балтийского моря (Хелком),
1992 год;
· Конвенция по борьбе с нефтяными загрязнениями и сотрудничеству, 1990
год, измененная Протоколом 1999 года.
Кстати, процедура оценки воздействия на окружающую среду в
рамках проекта БТС была выполнена дважды – как по российским, так и
по международным стандартам под эгидой МБРР, что само по себе является
беспрецедентным!
Впечатляет и перечень реализованных организационных, технических и
природоохранных мероприятий от выбора оптимального маршрута трассы до
устройства вертолетных площадок через каждые 20 км по всей трассе трубопровода.
Среди самых технически интересных решений можно назвать:
· впервые в России применена полистовая сборка резервуаров и более качественная
сталь 09Г2С, с толщиной стенки первого пояса 28 мм, что на 10 мм больше,
чем в обычном исполнении;
· антикоррозионная защита резервуаров выполнена по международному стандарту
ИСО 8501, с 20-летней гарантией качества покрытия;
· все резервуары оснащены понтоном и плавающей крышей, а также обеспечены
современной автоматической системой подслойного пожаротушения, которая
способна в течение трех минут обнаружить и потушить пожар любой сложности;
· поверхность под резервуаром и в каре гидроизолирована, стенки обвалования
выполнены из железобетонных конструкций, что полностью исключает возможность
выхода нефти за пределы каре и попадание ее в грунт;
· рассчитаны степени рисков разливов нефти при столкновении танкеров,
посадке на мель, структурном повреждении, пожаре или взрыве, выполнено
математическое моделирование возможных сценариев характера изменения
разливов нефти с учетом всех сезонов года, разработано 46 карт экологической
чувствительности, определены приоритетные защитные зоны.
Посетившими порт Приморск специалистами был отмечен высокий уровень
комплекса очистных сооружений, выполненный таким образом, что все сточные
воды (промышленные, ливневые, дождевые и дренаж) проходят очистку и
лишь потом попадают в Финский залив. Причем достигаемые концентрации
по очистке соответствуют требованиям водоемов высшей рыбохозяйственной
категории, что было одним из главных условий при строительстве порта.
Не менее беспрецедентные меры предприняты для обеспечения навигационной
безопасности нефтеналивного терминала Приморск. Во-первых, все подходы
к нему, фарватеры и суда находятся под контролем региональной системы
управления движением судов (РСУДС), которая позволяет отслеживать движение
танкеров с точностью до 10 м. Во-вторых, оснащенности аварийно-восстановительной
службы могут позавидовать самые современные порты мира. На вооружении
20 высококвалифицированных аттестованных специалистов (сертификаты IMO)
не имеющее аналогов в мире оборудование, способное локализовать и собрать
разливы нефти в самых сложнейших условиях, включая сплошной лед и ледяную
шугу.
По данным АК «Транснефть», на обеспечение экологической безопасности
порта на всех этапах (подготовительном, в период строительства и эксплуатации)
было направлено свыше 10% всех инвестиций!
Закономерным доказательством надежной работы подразделений
порта стала его сертификация нормам международных экологических стандартов
«1рМе1» и «ЕигоСей». Это еще раз подтвердило, что все выбранные технологические
решения, обеспечивающие транзит нефти через порт Приморск, отвечают
высокому уровню безопасности Балтийского и Северного морей.
СЕГ: привлечь сторонников, обезоружить противников
Стартовавший в 2002 году проект СЕГ создает принципиально новый маршрут
экспорта российского газа в Европу, исключающий его транзит через территории
третьих стран.
СЕГ будет состоять из сухопутного участка (568 км) и морского (1089
км) по дну Балтийского моря от Выборга до побережья Германии. Для соединения
СЕГ с действующей системой газоснабжения России строится новый сухопутный
участок газопровода Грязовец–Выборг протяженностью 917 км, который пройдет
по территориям Вологодской и Ленинградской областей. Предусмотрено также
строительство морских газопроводов-отводов в Финляндию, Швецию, Великобританию.
В принципе, требования по экологии к СЕГ на этапе предпроектных и проектных
разработок аналогичны упомянутым в проекте БТС с учетом специфики каждого.
Проект морского участка Северо-Европейского газопровода также
должен отвечать ряду международных документов:
· конвенции ООН по морскому праву;
· директиве EC по газу от 1998 г.;
· договору по энергетической хартии 1998 г.;
· директиве совета ЕС об оценке влияния проектов на экологию.
Рабочий проект первоочередного сухопутного участка СЕГ протяженностью
144 км прошел все необходимые согласования, государственные экологические
экспертизы в Вологодской и Ленинградской областях. Трасса данного участка
была исследована на предмет наличия на ней памятников культуры и предметов
истории, взрывчатых и других опасных веществ. Во всех муниципальных
образованиях Вологодской и Ленинградской области, по территории которых
пройдет газопровод, состоялись общественные слушания, которые включали
в себя и экологические аспекты строительства. Все материалы по оценке
воздействия на окружающую природную среду получили положительные заключения
общественности и административных комиссий.
В рамках концептуального проекта первой очереди морского участка
газопровода разработана Программа создания комплексной системы обеспечения
безопасности (КСБ). Цель ее – снизить риски потенциального
ущерба самому объекту и экологической среде Балтийского моря на протяжении
всего жизненного цикла подводной части СЕГ.
Часть мероприятий программы уже реализуется. Например, выполнен анализ
имеющихся архивных военно-исторических сведений о зонах захоронения
взрывчатых веществ и химического оружия; составлены электронные базы
данных, и выполнена первоначальная оценка уровня и характера опасностей
с привязкой к конкретным районам трассы Северо-Европейского газопровода.
При проектировании будет применена международная процедура оценки воздействия
на окружающую среду (ОВОС) в трансграничном контексте, учитывающая требования
стран Европейского союза и международных конвенций.
Все проводимые морские изыскания и геофизические, экологические, метеорологические
и т. п. исследования будут верифицированы сертификационным обществом
DNV (Норвегия) на предмет соответствия международным стандартам в области
проектирования и строительства подводных трубопроводов.
И, конечно, проекту не избежать общественных слушаний материалов по
охране окружающей среды при строительстве и эксплуатации СЕГ в затрагиваемых
проектом странах (Германии, Швеции, Дании, Финляндии). Как и проведения
международной экологической экспертизы проекта в соответствии со всеми
необходимыми международными требованиями.
И нашим, и вашим
Вывод из приведенных примеров очевиден. Масштабные проекты, затрагивающие
экономические и политические интересы значительной части мирового сообщества,
обязательно испытывают повышенное внимание как государств, предполагающих
стать участниками проекта и потребителями российских энергоресурсов,
так и стран, которые потенциально могут пострадать от ввода СЕГ.
Именно поэтому экологическая составляющая проекта должна быть отработана
безупречно, чтобы привлечь и удержать стратегически важных партнеров
и обезопасить проект от нападок недоброжелателей. Высокого уровня экологической
безопасности удалось достичь АК «Транснефть» при реализации проекта
Балтийской трубопроводной системы. Думается, не менее совершенной будет
«экология» крупнейшего стратегического проекта «Газпрома» – Северо-Европейского
газопровода! Впрочем, иного партнеры-конкуренты и не допустят.
Подготовила Светлана Соснова
(Использованы материалы ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «Газпром»)