ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РАЗМЫВА
РАБОТА С НАРАСТАЮЩИМИ ТЕМПАМИ
Новейшая история питерского метростроения делится на три периода.
Первый, в начале 90-х годов, – определенное угасание объемов работ,
совпавшее по времени с приватизацией Метростроя. Второй период связан
с восстановлением трассы метро через Размыв. После чего начался и продолжается
с постепенным ускорением нынешний его постепенный подъем.
В начале этого года город отметил 65-ю годовщину ОАО «Метрострой». Как
считает его генеральный директор В. Н. Александров, самые трудные годы
позади. За последнее десятилетие прошлого века все же введены в эксплуатацию
14-километровый участок 4-й линии (Правобережной) с семью станциями и
тремя пересадочными узлами и 1-я очередь пятого депо «Выборгское».
Одновременно удалось сосредоточить под единым руководством
основные подразделения – переход к рынку обошелся с минимальными потерями
кадров и мощностей. Их даже удалось нарастить в ходе работ в размыве.
Все это позволяет Метрострою успешно выигрывать тендеры при распределении
госзаказов. Филиалы и дочерние субподрядные организации, арендные промышленные
предприятия фирмы способны решать любые задачи. И не только в метростроении.
Так, эта компания выиграла тендер на прокладку подводного нефтепровода
под Невой для БТС. И выполнила всю работу в свойственном Метрострою
стиле – в рекордные сроки и с хорошим качеством.
А недавно оказалось, что на строительстве ряда объектов защиты Петербурга
от наводнений конкурсная комиссия приняла предложения от петербургского
ОАО «Метрострой» с оптимальной для заказчика ценой. Окончательные итоги
конкурса еще не подведены, но свои шансы фирма сохраняет.
Как утверждает В. Н. Александров, Метрострой предназначен прежде
всего для строительства метро в родном городе. Но еще в прошлом году
было заявлено, эта фирма планирует активно участвовать в строительстве
объектов промышленного и транспортного назначения. И вполне
возможно, что она внесет свой вклад в завершение строительства комплекса
защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений.
Поступают и другие соблазнительные приглашения. О своем намерении строить
метро в Тель-Авиве заявил, например, Израиль. Но В. Н. Александров говорит,
что это не вызвало интереса у Метростроя.
Возможно, иное отношение у фирмы будет по поводу планов городского правительства
о создании наземного метро. Конкурс на строительство наземного экспресса
объявят во втором полугодии 2006 г. Об этом в ежегодном послании в ЗакС
Петербурга сообщила губернатор В. И. Матвиенко. Прокладка эстакадных
магистралей в несколько раз дешевле подземной проходки. Потому роль
альтернативы метрополитену уготовлена «надземному экспрессу».
Нехватка средств на прокладку традиционного метро образовалась после
решения правительства РФ о программе строительства метрополитенов в
стране. В связи с этим доля участия федерального бюджета снижена с 50
до 20 процентов. Вот и приходится метростроевцам искать заказы на стороне.
И когда будет объявлен конкурс на прокладку Орловского тоннеля, фирма
примет в нем участие.
Но основные свои усилия Метрострой реализует все же на подземных
трассах. И несмотря на недостаток средств, нагрузка у них постепенно
нарастает. Сейчас основные работы ведутся на еще недавно законсервированном
Фрунзенском радиусе. Окончательный вариант его завершения утвержден
недавно. Уже готовы стволы
6 шахт, идет разработка еще четырех. Пройдено 10,5 км перегонных тоннелей,
около 1,1 км подходных и вспомогательных выработок. Начато строительство
трех станций.
Два пусковых комплекса радиуса сдадут до 2015 г. В первый входят 4
станции: «Площадь Мира-2» с пересадкой на существующие станции «Сенная
пл.» и «Садовая» без наклонного хода и вестибюля. Назовем станцию «Звенигородская»
без наклонного хода и вестибюля с пересадкой на станцию «Пушкинская»,
основные конструкции станции «Обводный канал» (станция работает «на
проход»), станцию «Волковская» в полном объеме. Во 2-м комплексе станции:
«Улица Салова», «Международная», «Проспект Славы» с подземным вестибюлем.
От этой станции трасса выйдет на поверхность. Перегоны и станции выполнят
в наземном исполнении до пересечения с КАД.
Объем финансирования строительства Фрунзенского радиуса петербургского
метрополитена в нынешнем году может составить 4 млрд руб. Это вдвое
превысит первоначально намеченную сумму.
Чтобы ввести Фрунзенский радиус без станции «Площадь Мира-2» в декабре
2008 г., надо обеспечить финансирование в размере 16 млрд руб.
6 млрд руб. – ожидаемый ежегодный объем финансирования в 2007-08
гг.
Уже в нынешнем году намечен ввод станции метро «Парнасская». А всего
за предстоящее десятилетие, как сообщил В. Н. Александров, в городе
на Неве построят 21 станцию метрополитена. Солидная прибавка к имеющимся
в петербургском метрополитене 59 станциям.
Без выполнения этой программы нельзя разгрузить наземный транспорт.
И не только тот, который подвозит жителей спальных районов до ближайшего
метро. Но и тот, который пересекает город с его пробками со средней
скоростью автомобилей до 5–7 км/час.
Валентин Воронов
Тел. 746-8815