Дорожная экология
Особенности проекта южного участка КАД
Кольцевая автодорога – крупнейший в регионе объект дорожного строительства
за последние десятилетия. Ее задача – переключить на себя мощный поток
грузового, транзитного, пассажирского автотранспорта, разгрузив перенасыщенную
улично-дорожную сеть. Однако строительство и функционирование магистрали
такого уровня не может не сказаться на состоянии окружающей среды.
Какова экологическая составляющая проекта второй очереди строительства
Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга? На этот вопрос мы попросили
ответить главного инженера проекта ЗАО «Институт «Стройпроект» Владлена
Голова.
– Сегодня ни одна стройка такого масштаба не может обойтись без прогнозирования
возможных последствий ее реализации для окружающей среды и принятия
исчерпывающих мер по их устранению. Поэтому в соответствии с действующим
законодательством при разработке проекта были произведены экологические
изыскания, на основе которых в полном объеме разработаны разделы «Оценка
воздействия на окружающую среду» и «Охрана окружающей среды».
– Владлен Михайлович, какие факторы оказывают наиболее
негативное влияние на окружающую среду в процессе строительства?
– При строительстве второй очереди КАД на всем протяжении от Московской
развязки (автдорога «Россия») до Таллинской развязки (автодорога «Нарва»)
задействовано огромное количество строительной техники и рабочей силы.
Работы ведутся на участках земляного полотна и искусственных сооружениях
– водопропускных трубах, мостах и путепроводах. Естественно, как при
земляных работах, так и при возведении строительных конструкций образуется
значительное количество разнообразных строительных отходов: грунт, строительный
мусор, отработанные горюче-смазочные материалы и т. д. Кроме этого,
при работе строительной техники возникают повышенный шум и вибрация.
С учетом этих факторов проектом предусмотрен ряд мероприятий временного
характера: запрещение работ вблизи жилой застройки в ночное время, применение
шумозащитных экранов у работающих механизмов (компрессоров, сварочных
постов), организация безопасных проходов для населения, сбор и утилизация
отработанного масла и т. д.
Все виды отходов в соответствии с разработанным «Регламентом по обращению
со строительными отходами» подлежат вывозу на специализированные свалки
или (в зависимости от определенного в процессе работы класса опасности)
захоронению на месте с соблюдением необходимых условий. На протяжении
всего времени строительства подрядные организации в соответствии с контрактом
проводят с привлечением специализированных организаций экологический
мониторинг за состоянием окружающей среды, а также осуществляют производственный
контроль за состоянием рабочих мест и техники.
– Какие меры принимаются для обеспечения экологической
безопасности на период эксплуатации КАД?
– Строящийся участок автодороги в основном проходит по границе города,
в районах промышленной и сельскохозяйственной зон. Однако в районе строительства
транспортной развязки КАД с продолжением магистрали Дачный проспект
– Предпортовая улица с подключением Западного скоростного диаметра располагается
не только торгово-промышленная зона (Предпортовая ул.), но и обширное
садоводство (со стороны Дачного проспекта), а также густонаселенный
микрорайон на самом Дачном проспекте. Для защиты садоводства от перспективного
шумового воздействия проектом предусмотрено сооружение протяженного
земляного вала высотой до 8 м с шумозащитным экраном высотой 6 м, расположенным
на его вершине.
Беспрепятственный проход к садоводству через железнодорожные пути будет
организован по тротуару строящегося съезда Западного скоростного диаметра
и далее через пешеходный тоннель в теле земляного вала. Жилые дома и
детский сад на Дачном проспекте будут оборудованы новыми окнами со стеклопакетами,
обеспечивающими требуемый санитарными нормами уровень шумового воздействия
внутри помещений в дневное и ночное время в режиме проветривания.
– КАД – это непрерывный поток машин. Вероятно, во много
раз возрастет загазованность в районе трассы, будет ли как-то решаться
эта проблема?
– На самом деле, количество выхлопных газов в расчете на один автомобиль
уменьшится, ведь для любого водителя очевидно, что расход топлива в
обычном режиме движения по городу, от светофора до светофора, значительно
больше, чем при движении по скоростной магистрали.
Гораздо более серьезная проблема – водоотвод с проезжей части новой
автодороги. В проекте предусмотрен прием ливневых вод с участков земполотна
и искусственных сооружений в систему городской канализации там, где
она имеется. На тех участках трассы, где отсутствует такая возможность,
предусмотрено сооружение необходимого количества локальных очистных
сооружений и гидроботанических площадок – искусственных водоемов с высшей
водной растительностью (камышом), оборудованных сменными фильтрами и
кассетами из природного материала шунгита, а также адсорбирующими устройствами
для очистки воды от нефтепродуктов.
– Какие меры предусмотрены для благоустройства прилегающей
к КАД территории?
– Современная трасса должна быть организована в соответствии с принципами
ландшафтного проектирования – то есть иметь не только надлежащее покрытие,
освещение, инженерное обеспечение, но и не быть однообразной, утомляющей
участников движения.
С этой целью проектом определены соответствующие характеристики плановых
и профильных элементов трассы, включены работы по организации живописного
микрорельефа на прилегающих территориях: создание песчаных дюн, посадка
декоративных кустарников и деревьев. Кроме этого, на дороге будут организованы
площадки отдыха, оборудованные столами, скамейками, биотуалетами, мусоросборниками.
Надеемся, что усилия, приложенные проектными и строительными
организациями, позволят создать достойную магистраль, которая уменьшит
возросшую техногенную нагрузку на жителей города.
Елена Рачкова
Тел. (812) 331-0500