Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 85 май 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Неофициальный юбилей
Итоги программы установки приборов учета

10 лет в Санкт-Петербурге в рамках Программы по энергосбережению ведется установка приборов учета тепловых, энергетических и водных ресурсов в жилых домах и бюджетных организациях города. Этот неофициальный юбилей город встречает весьма скромными результатами.

В жилом секторе с 1996 года в обязательном порядке приборы устанавливались при проведении реконструкции и капитального ремонта жилого фонда, а также в домах нового строительства. В течение первых пяти лет это делалось на средства застройщиков, и лишь с 2000 года установка приборов учета тепловой энергии стала производиться за счет бюджета города. Кроме того, в специальную адресную программу были включены общежития и жилые дома, теплоснабжение которых осуществлялось от ведомственных котельных, тарифы от которых значительно превышали тарифы основных городских монополистов.
С 2003 года принятием специального законопроекта предусматривалось финансирование расходов по установке приборов учета тепловой энергии в домах государственного жилого фонда, ЖСК и ТСЖ. При этом на установку приборов в домах ЖСК и ТСЖ должно приходиться не менее 10% объема выделяемых на эти цели денежных средств.
По подсчетам специалистов, установка приборов тепловой энергии позволила на четверть сократить расходы бюджетных организаций на оплату тепла.

Вода счет любит

Лучше всего в городе дело обстоит с учетом воды.
Во-первых, вектор сбережения был сразу задан основным водопоставщиком ГУП «Водоканал Санкт-Петербург». Компания наладила учет воды на всех стадиях использования в городском хозяйстве.
В итоге в городе удалось не только сократить водопотребление с 3 до 2,3 млн м3 в сутки, но и полностью ликвидировать дефицит питьевой воды.
Во-вторых, в Санкт-Петербурге при общей потребности около 17 тысяч установлено 12 821 общедомовых узлов учета воды, что превышает 75%.
По данным Жилищного комитета, квартирные водосчетчики (за счет проживающих) установлены более чем в 280 тыс. квартир.

Снизились потери воды:
на 40% при транспортировке,
на 30% при производстве,
на 17% при отборе из источников.

Трудно учитываемое тепло

С учетом тепла в городе дело обстоит значительно хуже. Во-первых, по качеству и количеству поставляемого тепла у горожан гораздо больше вопросов, чем по воде, во-вторых, подсчитать тепло значительно сложнее как технически, так и методически. Теплоучет – относительно новая сфера учета ресурсов и развивается в России последние 20 лет.
Жилищным комитетом правительства СПб недавно была проведена инвентаризация тепловых вводов в жилые здания с целью определения необходимого количества узлов учета расходов тепловой энергии. Жилищный фонд оснащен 1029 узлами учета потребления тепловой энергии, а иметь их надо более 16,5 тысяч.

В 2005 году были установлены:

572 узла учета тепловой энергии, в том числе:

313 за счет ведомственной структуры расходов Жилищного комитета,

259 за счет внебюджетных источников финансирования.

По заявлению Жилищного комитета, приоритетным способом решения проблемы энергоресурсосбережения в ближайшие годы должны стать инвестиции. С привлечением их в 2006 году должны быть проведены работы по совершенствованию расчетов за тепловую энергию с установкой более 150 приборов учета тепла в Приморском районе.
Если же говорить об эффективности установки, то методика расчета экономии по узлам учета тепла была выработана и предложена ГУ ЖА в прошлом году, и только в конце 2005 года впервые была подсчитана экономия тепла и денежных средств. Согласно полученным данным, только в Курортном районе за декабрь 2005 г. экономия благодаря установке узлов учета тепловой энергии составила около 1 млн 200 тыс. рублей.

Где ставить и как считать?

О смысле и бессмысленности установки приборов учета воды и тепла спорят сегодня много. Противники говорят о плохом качестве поставляемых ресурсов, безудержно повышающихся тарифах и безнадежно прохудившихся сетях. Сторонники учета и контроля приводят бесспорные аргументы о рыночной экономике, плате за фактически потребленные ресурсы, возможности таким образом заставить монополистов обратить внимание на состояние сетей и заняться их ремонтом. Как ни странно, правы и те и другие. И важно не то, кто победит в споре, а как будет развиваться общее понимание проблемы.

Во-первых, учет и контроль – вопрос не только экономики, но и культуры, а значит, и выгода в каких-то моментах может быть не мгновенной и непосредственной, а отдаленной и опосредованной. Из этого следует, что напрямую поставить на коммерческие рельсы учет и контроль нельзя, нужна помощь бюджетов разных уровней.
Во-вторых, учет должен вестись в комплексе с наведением порядка в сетевом хозяйстве, более того, замена и ремонт сетей должны вестись опережающими темпами. (Потери воды и тепла внутри домов, по разным данным, составляют от 5 до 20%, а при транспортировке превышают 80%).
В-третьих, установка приборов учета дает устойчивую экономию только при условии систематического выделения средств на их обслуживание.
В-четвертых, необходимо определить, где и как следует учитывать тепловую энергию, чтобы не проводить ненужных и неэффективных мероприятий.

По мнению Жилищного комитета правительства СПб, установка квартирных счетчиков выгодна для граждан, если в квартире проживает меньше людей, чем зарегистрировано. Для жилищных организаций установка таких счетчиков невыгодна, поскольку оборудование изношено и происходят утечки. Что касается узлов учета тепловой энергии, то это безусловно выгодно, но говорить об экономической эффективности тут пока рано в связи с тем, что было очень много первоначальных затрат по их внедрению.
А в Департаменте перспективного развития ЗАО «Взлет» считают, что учет тепла разумнее производить так, как это организовано за границей. На дом или на подъезд ставится коммерческий узел учета, а затем вся сумма перераспределяется, в соответствии с нормативными документами, между жильцами в зависимости от того, какую площадь они занимают. Такой учет не отяготит граждан покупкой квартирных теплосчетчиков и позволит сэкономить их средства.

Нормативы водопотребления за 2005 год
     
При наличии централизованного водоснабжения и ванны 220 230
При наличии централизованного горячего водоснабжения без ванн 180 224
Газовые колонки и ванны 370 387
Водопровод и канализация есть, ванн нет 120 163

Экономика плюс культура

Трудно не согласиться с мнением главного метролога ЗАО «Взлет» В. М. Кузовкова, что учет тепла у потребителя – это особый рынок, для развития которого нужно создавать систему более цивилизованных взаимоотношений «поставщик услуг – потребитель». Сейчас плохо отработан вопрос ответственности поставщиков услуг перед потребителями. Жители почти не имеют механизмов воздействия на поставщиков или не умеют пользоваться теми небольшими возможностями, которые есть. В такой ситуации власть должна защищать интересы жителей, а не монополистов. Необходима разработка современной законодательной базы и механизмов ее применения для создания равноправных взаимоотношений поставщиков и потребителей воды, тепловой энергии и других энергоносителей. И конечно, без определенного финансирования потребителей, чтобы они были способны приобретать приборы учета, не обойтись.

Повторимся, вопросы учета и контроля – это вопросы как экономики, так и культуры, а значит, они нуждаются в разумно выстроенных схемах финансовой поддержки и стимулирования. И в проведении мероприятий по ремонту и замене сетей беспрецедентно высокими темпами.

Светлана Соснова



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна