Неофициальный юбилей
Итоги программы установки приборов учета
10 лет в Санкт-Петербурге в рамках Программы по энергосбережению ведется
установка приборов учета тепловых, энергетических и водных ресурсов
в жилых домах и бюджетных организациях города. Этот неофициальный юбилей
город встречает весьма скромными результатами.
В жилом секторе с 1996 года в обязательном порядке приборы устанавливались
при проведении реконструкции и капитального ремонта жилого фонда, а
также в домах нового строительства. В течение первых пяти лет это делалось
на средства застройщиков, и лишь с 2000 года установка приборов учета
тепловой энергии стала производиться за счет бюджета города. Кроме того,
в специальную адресную программу были включены общежития и жилые дома,
теплоснабжение которых осуществлялось от ведомственных котельных, тарифы
от которых значительно превышали тарифы основных городских монополистов.
С 2003 года принятием специального законопроекта предусматривалось финансирование
расходов по установке приборов учета тепловой энергии в домах государственного
жилого фонда, ЖСК и ТСЖ. При этом на установку приборов в домах ЖСК
и ТСЖ должно приходиться не менее 10% объема выделяемых на эти цели
денежных средств.
По подсчетам специалистов, установка приборов тепловой энергии позволила
на четверть сократить расходы бюджетных организаций на оплату тепла.
Вода счет любит
Лучше всего в городе дело обстоит с учетом воды.
Во-первых, вектор сбережения был сразу задан основным водопоставщиком
ГУП «Водоканал Санкт-Петербург». Компания наладила учет воды на всех
стадиях использования в городском хозяйстве.
В итоге в городе удалось не только сократить водопотребление с 3 до
2,3 млн м3 в сутки, но и полностью ликвидировать дефицит питьевой воды.
Во-вторых, в Санкт-Петербурге при общей потребности около 17 тысяч установлено
12 821 общедомовых узлов учета воды, что превышает 75%.
По данным Жилищного комитета, квартирные водосчетчики (за счет проживающих)
установлены более чем в 280 тыс. квартир.
Снизились потери воды:
на 40% при транспортировке,
на 30% при производстве,
на 17% при отборе из источников.
Трудно учитываемое тепло
С учетом тепла в городе дело обстоит значительно хуже. Во-первых,
по качеству и количеству поставляемого тепла у горожан гораздо больше
вопросов, чем по воде, во-вторых, подсчитать тепло значительно сложнее
как технически, так и методически. Теплоучет – относительно новая сфера
учета ресурсов и развивается в России последние 20 лет.
Жилищным комитетом правительства СПб недавно была проведена инвентаризация
тепловых вводов в жилые здания с целью определения необходимого количества
узлов учета расходов тепловой энергии. Жилищный фонд оснащен 1029 узлами
учета потребления тепловой энергии, а иметь их надо более 16,5 тысяч.
В 2005 году были установлены:
572 узла учета тепловой энергии, в том числе:
313 за счет ведомственной структуры расходов Жилищного комитета,
259 за счет внебюджетных источников финансирования.
По заявлению Жилищного комитета, приоритетным способом решения проблемы
энергоресурсосбережения в ближайшие годы должны стать инвестиции. С
привлечением их в 2006 году должны быть проведены работы по совершенствованию
расчетов за тепловую энергию с установкой более 150 приборов учета тепла
в Приморском районе.
Если же говорить об эффективности установки, то методика расчета экономии
по узлам учета тепла была выработана и предложена ГУ ЖА в прошлом году,
и только в конце 2005 года впервые была подсчитана экономия тепла и
денежных средств. Согласно полученным данным, только в Курортном районе
за декабрь 2005 г. экономия благодаря установке узлов учета тепловой
энергии составила около 1 млн 200 тыс. рублей.
Где ставить и как считать?
О смысле и бессмысленности установки приборов учета воды и тепла спорят
сегодня много. Противники говорят о плохом качестве поставляемых ресурсов,
безудержно повышающихся тарифах и безнадежно прохудившихся сетях. Сторонники
учета и контроля приводят бесспорные аргументы о рыночной экономике,
плате за фактически потребленные ресурсы, возможности таким образом
заставить монополистов обратить внимание на состояние сетей и заняться
их ремонтом. Как ни странно, правы и те и другие. И важно не то, кто
победит в споре, а как будет развиваться общее понимание проблемы.
Во-первых, учет и контроль – вопрос не только экономики, но и культуры,
а значит, и выгода в каких-то моментах может быть не мгновенной и непосредственной,
а отдаленной и опосредованной. Из этого следует, что напрямую поставить
на коммерческие рельсы учет и контроль нельзя, нужна помощь бюджетов
разных уровней.
Во-вторых, учет должен вестись в комплексе с наведением порядка в сетевом
хозяйстве, более того, замена и ремонт сетей должны вестись опережающими
темпами. (Потери воды и тепла внутри домов, по разным данным, составляют
от 5 до 20%, а при транспортировке превышают 80%).
В-третьих, установка приборов учета дает устойчивую экономию только
при условии систематического выделения средств на их обслуживание.
В-четвертых, необходимо определить, где и как следует учитывать тепловую
энергию, чтобы не проводить ненужных и неэффективных мероприятий.
По мнению Жилищного комитета правительства СПб, установка квартирных
счетчиков выгодна для граждан, если в квартире проживает меньше людей,
чем зарегистрировано. Для жилищных организаций установка таких счетчиков
невыгодна, поскольку оборудование изношено и происходят утечки. Что
касается узлов учета тепловой энергии, то это безусловно выгодно, но
говорить об экономической эффективности тут пока рано в связи с тем,
что было очень много первоначальных затрат по их внедрению.
А в Департаменте перспективного развития ЗАО «Взлет» считают, что учет
тепла разумнее производить так, как это организовано за границей. На
дом или на подъезд ставится коммерческий узел учета, а затем вся сумма
перераспределяется, в соответствии с нормативными документами, между
жильцами в зависимости от того, какую площадь они занимают. Такой учет
не отяготит граждан покупкой квартирных теплосчетчиков и позволит сэкономить
их средства.
Нормативы водопотребления за 2005 год
|
|
|
При наличии централизованного водоснабжения и ванны |
220 |
230 |
При наличии централизованного горячего водоснабжения без ванн |
180 |
224 |
Газовые колонки и ванны |
370 |
387 |
Водопровод и канализация есть, ванн нет |
120 |
163 |
Экономика плюс культура
Трудно не согласиться с мнением главного метролога ЗАО «Взлет» В.
М. Кузовкова, что учет тепла у потребителя – это особый рынок, для развития
которого нужно создавать систему более цивилизованных взаимоотношений
«поставщик услуг – потребитель». Сейчас плохо отработан вопрос ответственности
поставщиков услуг перед потребителями. Жители почти не имеют механизмов
воздействия на поставщиков или не умеют пользоваться теми небольшими
возможностями, которые есть. В такой ситуации власть должна защищать
интересы жителей, а не монополистов. Необходима разработка современной
законодательной базы и механизмов ее применения для создания равноправных
взаимоотношений поставщиков и потребителей воды, тепловой энергии и
других энергоносителей. И конечно, без определенного финансирования
потребителей, чтобы они были способны приобретать приборы учета, не
обойтись.
Повторимся, вопросы учета и контроля – это вопросы как экономики, так
и культуры, а значит, они нуждаются в разумно выстроенных схемах финансовой
поддержки и стимулирования. И в проведении мероприятий по ремонту и
замене сетей беспрецедентно высокими темпами.
Светлана Соснова