Вперед смотрящий
Нужен ли компании директор по развитию?
В одном случае директора по развитию сравнивают со стратегом, в другом
– с серым кардиналом, в третьем – с консультантом. Все зависит от той
роли, которую он занимает в компании. При всей «размытости» этой должности
спрос на директоров по развитию постоянно повышается. По популярности
у работодателей директора по развитию занимают четвертую позицию после
генеральных, коммерческих и финансовых.
Согласно
опросу, проведенному журналом «Коммерческий директор», 45,97% респондентов
считают, что директор по развитию компании нужен, 49,19% – что он нужен
в случае старта нового направления, и лишь 4,84% опрошенных ответили
отрицательно.
Согласно статистике, должность директора по развитию пока более
востребована в Москве, чем в регионах. Например, из 25 вакансий,
одновременно размещенных на сайте rabota.ru, более 80% принадлежали
московским компаниям. Это же утверждают и аналитики консалтинговой компании
«Триолит», по их данным, директора по развитию требуются в московских
компаниях в 4,6 раза больше, чем в регионах.
Основной задачей директоров по развитию является качественное изменение
компании, ее вывод на более высокий уровень, а в целом – увеличение
прибыли в ближайшем будущем при минимальных затратах или без них. Зачастую
требования к директору по развитию не определены и не детализированы,
их выявление и конкретизация становятся задачей самого специалиста.
Например, одна из строительных компаний так определила обязанности директора
по развитию при поиске специалиста: «Маркетинговые исследования регионов
строительного рынка, оценка конкуренции и прогноз, позиционирование
компании, разработка стратегии продвижения компании, переговоры с главами
администрации городов, PR-компании, презентации».
На практике четко выделяются две категории этой должности:
директор по стратегическому развитию и директор по развитию определенного
направления. В первом случае речь идет о развитии бизнеса в
целом, стратегическом планировании, реструктуризации и т. п. Во втором
– о развитии приоритетного в данный период проекта компании.
Специалисты по развитию направлений востребованы в несколько раз больше,
чем директора по стратегическому развитию. Если в компании нет позиции
директора по развитию, то данную функцию выполняет сам владелец, генеральный
директор или консалтинговая организация.
Сейчас многие средние и все крупные предприятия имеют в своем штате
сотрудника в этой должности. Если 10 лет назад директора по развитию
были лишь на крупных производственных компаниях, и это были специалисты-универсалы,
обычно с техническим образованием, то теперь нужны люди, знающие рынок
именно данной отрасли. То есть все большую роль играет отраслевая специализация.
К директору по развитию предъявляются довольно жесткие требования. Чаще
всего он должен иметь два высших образования: одно – профессиональное
в рамках своей отрасли, второе – в маркетинге или экономике. Иметь опыт
аналогичной работы как минимум 1–3 года, возраст старше 30 лет. Значительно
чаще на должность директора по развитию приглашаются мужчины.
Задачи и обязанности
По данным компании «Триолит», к типичным задачам директора
по развитию относятся:
• формирование новой торговой политики, расширение географии бизнеса,
продвижение продукта своей компании в регионах;
• руководство процессом реструктуризации, модернизации производства,
создание новой системы контроля качества продукции, снижения издержек,
оптимизация всех процессов (если это промышленное предприятие);
• создание и выведение на рынок нового портфеля торговых марок;
• формирование эффективных стандартов управления бизнесом;
• поиск выхода из кризиса, изменение старых стратегий развития, анализ
ситуации, формирование новых перспектив развития.
Директор по развитию осуществляет руководство программами развития,
направленными на поддержание конкурентоспособности компании и повышение
ее дохода. Совместно с генеральным директором и акционерами разрабатывает
стратегию бизнеса на долгосрочный и среднесрочный период. Формирует
портфель новых проектов и составляет бюджет для их реализации, осуществляет
контроль.
К числу его обязанностей относится руководство исследованиями, проводимыми
маркетологами и аналитиками компании, оценка результатов их работ. Кроме
того, он определяет и устраняет слабые места в деятельности компании,
находит новые возможности для развития бизнеса.
Директор по развитию управляет процессами разработки нового продукта,
модификации и усовершенствования существующего. Совместно со специалистами
службы персонала и PR-департамента он выстраивает коммуникации между
подразделениями, транслирует основные стратегические цели сотрудникам.
Определяет направления для установления внешних связей компании, например,
с госструктурами, в соответствии со стратегией фирмы.
Кто есть кто
Специалисты компании «Триолит» выделяют несколько типажей директоров
по развитию в зависимости от их роли в компании и влияния на результаты
ее деятельности.
«Консультант-теоретик» – как правило, человек, пришедший
в реальный бизнес из консалтинговой фирмы. Он много и умно рассуждает
о том, что нужно сделать владельцу предприятия, однако его рекомендации
построены на идеальных бизнес-моделях, имеющих мало общего с реальностью.
В результате «инстинкт самосохранения» руководителя не позволяет доверять
умным рекомендациям «гуру», на этом их сотрудничество заканчивается.
«Советник первого лица компании» – зачислен в штат
компании, при этом незрим и всеведущ. Он обладает колоссальным влиянием
на собственника бизнеса, говорит мало, однако благодаря его тихому,
но ценному слову все меняется, зависшие проекты сдвигаются с мертвой
точки. В компании его боготворят и побаиваются.
«Человек со связями» – приглашается на работу ради
его опыта работы в отрасли и связей, которыми он успел обрасти в нужной
области. Таким образом, процесс развития состоит в том, чтобы ввести
организацию в нужные для нее рынки или запустить новый проект, заручившись
поддержкой влиятельных персон. В компании этого человека могут называть
«директор по развитию внешних связей», «директор по развитию связей
с госструктурами».
«Стратег» – профессионал высшего класса. Он обладает
талантом видеть картину развития бизнеса в целом, поэтому предлагает
наиболее эффективные и прибыльные стратегии. Он не только придумывает
различные пути развития, но и может их реализовывать. Как правило, он
обладает харизмой, умеет создавать эффективные управленческие команды
и вести людей за собой. С легкостью управляет многомиллионными проектами.
Ориентирован на результат. В основном такие масштабные личности работают
в компаниях национального и международного уровня.
Цена специалиста
Размер компенсационных пакетов директоров, отвечающих за стратегическое
развитие, на порядок больше, чем у занимающихся развитием направлений.
В небольшой компании директору по развитию предлагают оклад от $2000
до $4000. В фирмах среднего бизнеса – от $3000 до $8000. Базовая компенсация
в крупных российских, транснациональных организациях составляет от $5000
до $20 000. Директор по развитию направления может рассчитывать на оклад
в среднем $2000–5000, размер заработной платы директора по стратегическому
развитию – от $6000, может достигать $30 000 и выше.
Средняя заработная плата директора по развитию в Москве составляет около
$3200, что в 1,5 раза больше, чем в регионах, – $2200.
Наталья Соколова
Использованы материалы исследований консалтинговой компании «Триолит»