Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

 

№ 85 май 2006
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Энергосбережение


 
Наши проекты:



Вперед смотрящий
Нужен ли компании директор по развитию?

В одном случае директора по развитию сравнивают со стратегом, в другом – с серым кардиналом, в третьем – с консультантом. Все зависит от той роли, которую он занимает в компании. При всей «размытости» этой должности спрос на директоров по развитию постоянно повышается. По популярности у работодателей директора по развитию занимают четвертую позицию после генеральных, коммерческих и финансовых.

Согласно опросу, проведенному журналом «Коммерческий директор», 45,97% респондентов считают, что директор по развитию компании нужен, 49,19% – что он нужен в случае старта нового направления, и лишь 4,84% опрошенных ответили отрицательно.

Согласно статистике, должность директора по развитию пока более востребована в Москве, чем в регионах. Например, из 25 вакансий, одновременно размещенных на сайте rabota.ru, более 80% принадлежали московским компаниям. Это же утверждают и аналитики консалтинговой компании «Триолит», по их данным, директора по развитию требуются в московских компаниях в 4,6 раза больше, чем в регионах.
Основной задачей директоров по развитию является качественное изменение компании, ее вывод на более высокий уровень, а в целом – увеличение прибыли в ближайшем будущем при минимальных затратах или без них. Зачастую требования к директору по развитию не определены и не детализированы, их выявление и конкретизация становятся задачей самого специалиста.
Например, одна из строительных компаний так определила обязанности директора по развитию при поиске специалиста: «Маркетинговые исследования регионов строительного рынка, оценка конкуренции и прогноз, позиционирование компании, разработка стратегии продвижения компании, переговоры с главами администрации городов, PR-компании, презентации».

На практике четко выделяются две категории этой должности: директор по стратегическому развитию и директор по развитию определенного направления. В первом случае речь идет о развитии бизнеса в целом, стратегическом планировании, реструктуризации и т. п. Во втором – о развитии приоритетного в данный период проекта компании.
Специалисты по развитию направлений востребованы в несколько раз больше, чем директора по стратегическому развитию. Если в компании нет позиции директора по развитию, то данную функцию выполняет сам владелец, генеральный директор или консалтинговая организация.
Сейчас многие средние и все крупные предприятия имеют в своем штате сотрудника в этой должности. Если 10 лет назад директора по развитию были лишь на крупных производственных компаниях, и это были специалисты-универсалы, обычно с техническим образованием, то теперь нужны люди, знающие рынок именно данной отрасли. То есть все большую роль играет отраслевая специализация.
К директору по развитию предъявляются довольно жесткие требования. Чаще всего он должен иметь два высших образования: одно – профессиональное в рамках своей отрасли, второе – в маркетинге или экономике. Иметь опыт аналогичной работы как минимум 1–3 года, возраст старше 30 лет. Значительно чаще на должность директора по развитию приглашаются мужчины.

Задачи и обязанности

По данным компании «Триолит», к типичным задачам директора по развитию относятся:
• формирование новой торговой политики, расширение географии бизнеса, продвижение продукта своей компании в регионах;
• руководство процессом реструктуризации, модернизации производства, создание новой системы контроля качества продукции, снижения издержек, оптимизация всех процессов (если это промышленное предприятие);
• создание и выведение на рынок нового портфеля торговых марок;
• формирование эффективных стандартов управления бизнесом;
• поиск выхода из кризиса, изменение старых стратегий развития, анализ ситуации, формирование новых перспектив развития.

Директор по развитию осуществляет руководство программами развития, направленными на поддержание конкурентоспособности компании и повышение ее дохода. Совместно с генеральным директором и акционерами разрабатывает стратегию бизнеса на долгосрочный и среднесрочный период. Формирует портфель новых проектов и составляет бюджет для их реализации, осуществляет контроль.
К числу его обязанностей относится руководство исследованиями, проводимыми маркетологами и аналитиками компании, оценка результатов их работ. Кроме того, он определяет и устраняет слабые места в деятельности компании, находит новые возможности для развития бизнеса.

Директор по развитию управляет процессами разработки нового продукта, модификации и усовершенствования существующего. Совместно со специалистами службы персонала и PR-департамента он выстраивает коммуникации между подразделениями, транслирует основные стратегические цели сотрудникам. Определяет направления для установления внешних связей компании, например, с госструктурами, в соответствии со стратегией фирмы.

Кто есть кто

Специалисты компании «Триолит» выделяют несколько типажей директоров по развитию в зависимости от их роли в компании и влияния на результаты ее деятельности.
«Консультант-теоретик» – как правило, человек, пришедший в реальный бизнес из консалтинговой фирмы. Он много и умно рассуждает о том, что нужно сделать владельцу предприятия, однако его рекомендации построены на идеальных бизнес-моделях, имеющих мало общего с реальностью. В результате «инстинкт самосохранения» руководителя не позволяет доверять умным рекомендациям «гуру», на этом их сотрудничество заканчивается.
«Советник первого лица компании» – зачислен в штат компании, при этом незрим и всеведущ. Он обладает колоссальным влиянием на собственника бизнеса, говорит мало, однако благодаря его тихому, но ценному слову все меняется, зависшие проекты сдвигаются с мертвой точки. В компании его боготворят и побаиваются.
«Человек со связями» – приглашается на работу ради его опыта работы в отрасли и связей, которыми он успел обрасти в нужной области. Таким образом, процесс развития состоит в том, чтобы ввести организацию в нужные для нее рынки или запустить новый проект, заручившись поддержкой влиятельных персон. В компании этого человека могут называть «директор по развитию внешних связей», «директор по развитию связей с госструктурами».
«Стратег» – профессионал высшего класса. Он обладает талантом видеть картину развития бизнеса в целом, поэтому предлагает наиболее эффективные и прибыльные стратегии. Он не только придумывает различные пути развития, но и может их реализовывать. Как правило, он обладает харизмой, умеет создавать эффективные управленческие команды и вести людей за собой. С легкостью управляет многомиллионными проектами. Ориентирован на результат. В основном такие масштабные личности работают в компаниях национального и международного уровня.

Цена специалиста

Размер компенсационных пакетов директоров, отвечающих за стратегическое развитие, на порядок больше, чем у занимающихся развитием направлений.
В небольшой компании директору по развитию предлагают оклад от $2000 до $4000. В фирмах среднего бизнеса – от $3000 до $8000. Базовая компенсация в крупных российских, транснациональных организациях составляет от $5000 до $20 000. Директор по развитию направления может рассчитывать на оклад в среднем $2000–5000, размер заработной платы директора по стратегическому развитию – от $6000, может достигать $30 000 и выше.
Средняя заработная плата директора по развитию в Москве составляет около $3200, что в 1,5 раза больше, чем в регионах, – $2200.

Наталья Соколова

Использованы материалы исследований консалтинговой компании «Триолит»


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна