ОПРАВДАЮТСЯ ЛИ НАДЕЖДЫ?
Задачи и проблемы национального проекта
Девять месяцев назад Президент РФ объявил о начале реализации национальных
проектов. Три квартала – срок немаленький, но до сих пор в обществе
нет единого мнения, насколько выполнимы эти задачи.
Одни говорят, грядет мощное развитие экономических процессов.
Другие считают, что, например, программа «Доступное и комфортное жилье
гражданам России», а именно о ней мы и будем говорить в силу специфики
нашего журнала, не имеет перспектив. Попробуем разобраться.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Общий бюджет проекта на первом этапе (2006–2007 гг.) составляет 212,9
млрд рублей, в том числе прямые расходы – 122,9 млрд рублей, государственные
гарантии – 90 млрд рублей.
Бюджетные средства и государственная поддержка, по мнению разработчиков
проекта, позволят привлечь и частные инвестиции. Такое финансирование
даст возможность, считают они, к 2010 году в два раза увеличить темпы
жилищного строительства.
Руководитель Росстроя Сергей Круглик говорит, что общий объем финансирования
скорректированного проекта программы в 2006–2010 годах составит около
640 млрд руб.
Программа предусматривает четыре основные направления работы: развитие
жилищного строительства, совершенствование жилищно-коммунального комплекса,
предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств
по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также развитие
ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья.
Основная ставка делается на ипотеку. Объемы выдаваемых ипотечных кредитов
в стране к этому сроку должны увеличиться до одного миллиарда рублей.
А ставки по ним – снизиться с нынешних 14–15% годовых до максимум 8%.
В первую очередь государство собирается поддерживать тех, кто только
начинает взрослую жизнь. Молодым семьям и специалистам будут предоставляться
бюджетные субсидии на погашение первого взноса при получении жилищного
ипотечного кредита.
И тут возникает первый вопрос: а те, кто не подпадает под определение
«молодые», видимо, должны позаботиться о себе сами? Каким образом? При
нашей-то средней зарплате по стране около 7000 руб. вряд ли можно получить
в банке хоть какой-то приличный кредит.
По мере знакомства с программой вопросов не убавляется, их появляется
все больше. Например, что значит «комфортное жилье», ведь разные
слои населения это понятие трактуют по-своему. Следовательно, исходя
из реальных потребностей тех или иных слоев населения, нужно определиться
с терминологией.
СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
В прошедшем году в России было введено в действие 40 млн м2 общей
полезной площади жилья. К 2008 году мы должны строить 80 млн м2.
Кстати, столько жилья строилось в России в конце 80-х годов. Но на программу,
которая была в 1980 г., был выделен 1 триллион рублей по сопоставимым
ценам. Тогда деньги давало государство. Сейчас выбран другой путь: мобилизовать
средства населения.
Но вот вопрос – а есть ли кредитоспособное население? По статистике
ООН, средняя германская или британская семья расходует на питание примерно
9% совокупного бюджета семьи. А соответствующий показатель по России
равен 48%. Значит, свободные средства, находящиеся в руках немецкой
семьи, в несколько раз выше, чем доходы, которые находятся в свободном
пользовании у российской семьи. Несложный подсчет показывает – чтобы
получить двухкомнатную квартиру в Москве или Петербурге нужно заплатить
от 60 до 100 тысяч долларов. Немецкому профессору потребуется примерно
5 лет, чтобы собрать эту сумму. А русскому профессору? Увы, он столько
не проживет.
– Значит, должен быть третий путь, – считает вице-президент Российской
академии архитектуры и строительных наук (РААСН), академик А. В. Степанов,
– предусматривающий сертификацию всего населения на различные социальные
слои по их возможности финансировать свою долю в ипотечном кредитовании.
По мнению Александра Владимировича, социальное моделирование должно
предусматривать социальные условия: определенную долю денег, которую
дает семья, и определенную долю денег, которую дает государство. По
мере того как доходы слоя повышаются, естественно, доля семьи возрастает,
а доля государства сокращается.
Эти модели у нас отсутствуют. Но они должны быть разработаны
не только по мощностям, по количеству, но и во времени. Ведь
это не постоянные категории, они должны переходить из одного состояния
в другое.
Например, в Канаде, когда там решали жилищную проблему, эта работа
была проведена. Там первый, самый бедный социальный слой пользовался
кредитом в размере 2%. А потом, по мере того как этот слой становился
обеспеченным, кредитные ставки повышались.
Вадим Медведев, первый вице-премьер правительства России, курирующий
национальные проекты, выступая недавно, сказал, что пока можно говорить
лишь о том, чтобы понизить процент кредитования до 7%. В результате
суммы кредита получаются очень большие. Не случайно в 2005 г. по России
ипотекой воспользовались 20 тыс. семей, а это всего 0,5% нуждающихся
в жилье. Другие не воспользовались ипотечным кредитованием не потому,
что не понимают, как это удобно, а потому, что у них нет денег на погашение
кредита.
Следовательно, надо в первую очередь решить проблему кредитоспособности
населения. Иначе говоря, российскому правительству необходимо
договариваться с банками или искать другие пути для снижения процентных
ставок по кредитам. И уже после этого можно проектировать жилище для
определенной категории семей и определенного времени.
ИЗ ЧЕГО И КТО БУДЕТ СТРОИТЬ?
В России цемента производится 40 млн т в год. На 1 м2 общей полезной
площади уходит примерно 1 т. Следовательно, интенсивно увеличивать возведение
жилья, строительство из монолитных, сборно-монолитных, сборных и просто
железобетонных конструкций реальных и быстрых возможностей сегодня нет.
– Поэтому искать пути для реализации национальной программы надо не
только в сфере железобетонного, монолитного, сборного, кирпичного строительства,
но и других видов, – считает член-корреспондент РААСН Ю. П. Панибратов.
– Это прежде всего деревянное домостроение, объемно-блочное домостроение,
связанное с конструкциями типа «сэндвич» и другими направлениями.
Это жилье качественное и более дешевое. К сожалению, у нас пока этими
вопросами почти никто не занимается, не продвигает их. Но уже известны
случаи, когда на наш рынок приходят иностранные компании, готовые предложить
свои экономичные технологии строительства.
В связи с этим необходима большая работа по снижению материалоемкости
строительных конструкций.
– Если мы не учтем эти проблемы и по-прежнему будем не только планировать,
но и проектировать высокую металлоемкость, – считает вице-губернатор
Санкт-Петербурга Александр Вахмистров, – высокое содержание цемента
по отношению к квадратному метру жилого здания, то не сможем нарастить
потребности строительства в рамках стройиндустрии. Металл становится
дорогим дефицитом. То же самое можно сказать о цементе. Надо переходить
на применение, может быть, высокомарочных, но в меньшем количестве,
цементов, применение легированных или каких-то более прочных сталей.
Еще одна проблема – снижение трудозатрат.
Строительных кадров в России хватает на возведение чуть более
50 млн м2 общей полезной площади жилья.
Необходимо не только унифицировать, индустриализировать какие-то изделия,
но и заняться оптимальным подбором материалов, внедрением технологии
по снижению трудозатрат.
ПРОЕКТ ДАЕТ НАДЕЖДУ
Говоря о национальном проекте «Доступное и комфортное жилье гражданам
России», в Петербурге считают, что главный его недостаток в том, что
выделенные государством средства невелики. Действительно, если эти деньги
механически поделить на количество регионов, то сумма получается небольшая.
Надеемся, что этого и не произойдет. Ведь надо учесть, что в разных
областях потребности в жилищном строительстве разные. Да и бюджетные
возможности неодинаковые, существуют регионы-доноры и те, кто без помощи
из центра не проживет.
А. И. Вахмистров говорит, что, вводя 2 млн 300 тысяч м2 жилья в год,
петербургское правительство считает задачу по восполнению и достижению
стандарта будущего реально приближенной к выполнению. То есть цель будет
достигнута, когда на человека будет возводиться 0,5 м2 жилья, а не 1
м2, как в развитых странах. Зато, считает Александр Иванович, мы выйдем
на среднеевропейские показатели, которые в рамках Генерального плана
составляют от 35 до 40 м2 на проживающего члена семьи.
В Ленинградской области думают иначе. Председатель Комитета по строительству
О. Н. Алимпиев убежден, что в 2010 году в регионе будет вводиться ежегодно
не меньше миллиона квадратных метров жилья. То есть в два раза больше,
чем сегодня, а в последующие годы – 1, 5 млн м2. И добиться цели как
раз поможет национальный проект.
Ведь в программе, которая была озвучена В. В. Путиным, было сказано,
что государство берет на себя заботу о подготовке территории. И это
очень важно. Даже для Ленинградского региона, далеко не последнего в
стране по экономической состоятельности.
Важно отметить, что активно действовать по решению жилищной проблемы
в области начали еще два года назад. Разработали региональные программы,
подготовили законодательную базу, определили территории под застройку
с учетом инженерной инфраструктуры. Посчитали экономическую эффективность
программ, создали действенные схемы финансирования строительства жилья
для тех жителей области, которым необходима помощь. Так что Ленинградская
область плавно и естественно подключилась к реализации национального
проекта. Кстати, во всех городах России ведется достаточно интенсивное
строительство. Но все оно идет в основном в центрах городов, где уже
прогнившие или полупрогнившие инженерные сети. Сети перегружены, но
все строится по-прежнему только в расчете на них.
Если вынести доступное жилье за пределы центров и заставить инвестиционно-строительные
компании делать инженерные сети, по-видимому, такое жилье станет точно
недоступным.
В такой ситуации заботу государства о подготовке территорий сложно переоценить.
2,2 млн м2 жилья введено в Санкт-Петербурге в 2005 г.
533,9 тыс. м2 жилья построено в Ленинградской области в 2005
г.
61% российских семей нуждаются в улучшении жилищных условий;
1569,8 млн м2 – общая потребность населения России в жилье;
12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно
или с помощью заемных средств.
(По данным аналитических агентств)
2,1 млрд руб. предусмотрено в бюджете 2006 г. на господдержку
молодых семей;
5,3 млрд руб. планируется на эти цели выделить в 2007 г.,
в том числе:
4,3 млрд руб. – на субсидии молодым семьям и
1 млрд руб. – на страхование ипотечных кредитов для молодых семей.
(Данные Минрегионразвития РФ)
Финансирование национального проекта (млрд руб.)
Средства федерального бюджета
(прямые расходы) |
86,1 |
Государственные гарантии |
60 |
Средства региональных и местных бюджетов (прямые расходы) |
36,8 |
Государственные гарантии |
30 |
Сергей Шумкин