РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОСНОВЕ – ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ
Отсутствие гармоничного федерального законодательства сильно тормозит
решение национального проекта по доступному и комфортному жилью. Но
ряд актуальных проблем можно снять на основе принятия региональных актов.
Сегодня
на наши вопросы отвечает председатель Комиссии по городскому хозяйству,
градостроительству и земельным вопросам ЗакС Санкт-Петербурга М. И.
Амосов.
– Михаил Иванович, как выполняется городской закон о поддержке
жилищного строительства и способствует ли он реализации нацпроекта в
Петербурге?
– Прежняя программа практически не действует, поскольку в ней заложены
абсолютно декларативные нормы. Например, положение о льготном предоставлении
земельных участков не выполняется. О программе долгосрочного кредитования
на жилищное строительство под городские гарантии тоже ничего не известно.
Да и уменьшение себестоимости строительства за счет развития инфраструктуры
пока нереально. Этот вопрос регулируется гражданско-правовыми отношениями
– для этого не нужен новый закон.
Также мне пока неизвестно о реальном предоставлении льгот по арендной
плате на период проектирования и строительства. Я вообще придерживаюсь
позиции, что земля должна передаваться не в аренду, а в собственность.
Тогда строители смогут продавать неиспользуемые участки без
потери потраченных на торгах средств. Но отсутствие механизма передачи
участков в собственность мешает владельцам избавляться от неиспользуемой
земли.
В Петербурге, по данным за 2005 г., в собственности находилось не более
14 процентов городской земли. Я уверен, что ее оборот должен происходить
без участия властных структур – это быстрее и выгоднее для бизнеса.
И, следовательно, для города. Однако выдаваться участки должны только
посредством торгов, и рыночные отношения будут выдержаны полностью.
При этом важно выставить на продажу большое количество участков. Тогда
цена не будет слишком высокой и не увеличит себестоимость строительства.
– Как повлияет на реализацию нацпроекта новый Генплан и
Правила землепользования и застройки?
– Конечно, государство должно контролировать цели и параметры строительства.
Именно для этого принят Генплан. Он четко разграничивает городскую территорию
по назначению и использованию. Для этого создаются Правила землепользования
застройки, которые наряду с Градостроительным кодексом необходимы для
законодательного ухода от долгосрочной аренды.
Но есть две причины, мешающие развитию частной собственности
на землю. Во-первых, в обществе до сих пор сохраняется предубеждение
против этого. Во-вторых, некоторым чиновникам, регулирующим земельные
отношения, выгодна ситуация, когда строитель вынужден выпрашивать разрешения
на то или иное действие.
Надеюсь, что принятие этих документов в Петербурге снимет последние
юридические ограничения на пути частной собственности на землю. Не менее
важна и политическая воля губернатора, но В. И. Матвиенко на этот счет
не высказывалась.
– Для чего нужны эти правила?
– Цель их создания – обеспечить земельным ресурсом разнообразные и иногда
противоречивые интересы города. Правила содержат функциональное описание
городских земель, отведенных под промышленность, жилые, деловые кварталы,
зеленые насаждения и т. д.
Каждой из этих категорий необходимо задать параметры или регламенты
застройки – совместимость, геометрические параметры строительства (высотный
регламент, актуальная для Петербурга плотность застройки). Обязательно
будут прописаны ограничения по остеклению фасадов, особенно для исторической
части города.
Необходимо более четко остановиться на процедурах, связанных с порядком
предоставления земельных участков. Правила принесут значительное облегчение
для строительных компаний. Сократится количество необходимых для возведения
жилья разрешений и согласований, что отразится на себестоимости строительства.
До конца 2006 г. Правила будут доработаны и приняты, как того требует
рынок и Закон «Об основах регулирования градостроительной деятельности
в Санкт-Петербурге».
– Можно ли усилиями властей или законодательно регулировать
цены на рынке жилья?
– Практически нет. Просто надо для решения жилищных проблем горожан
удвоить количество жилья. Только тогда запросы наших граждан будут удовлетворены
по количеству квадратных метров. Надо стимулировать стройиндустрию к
наращиванию объемов производства. Следует помочь всем игрокам рынка
снизить себестоимость строительства и уменьшить административные барьеры.
– Что предстоит сделать для этого?
– Здесь две существенные проблемы. Первая – обеспечение доступа строителей
к земельным участкам, увеличение качественного предложения в этом сегменте.
И вторая – демонополизация сферы производства стройматериалов, вызывающая
необоснованный рост цен. Упомяну трудности инженерной подготовки земли,
отношения с монополистами. Эти ключевые вопросы требуют участия обеих
ветвей власти и антимонопольной службы.
Когда эти проблемы стройиндустрии начнут решаться, можно считать усилия
по развитию программы развития жилищного строительства и ипотечного
кредитования оправданными.
– Как вы оцениваете сотрудничество с исполнительной властью?
– Город стал вкладывать серьезные средства из бюджета на инженерную
подготовку территорий под жилищное строительство. Но этого мало. Город
может самостоятельно и за свой счет готовить земельные участки. А может
привлекать к развитию территорий частный капитал: банки и организации.
Возможна и смешанная схема, при которой макропланирование участка готовится
за счет городских властей, а реализуют освоение частные структуры.
Задача эта скорее для исполнительной власти, но мы готовы содействовать
ее реализации, четко понимая остроту вопроса. Сотрудничаем также с «Союзпетростроем»
и с другими сообществами.
– Произойдет ли реальное сокращение городской очереди?
– Для горожан основная проблема – низкие доходы. У нас получается, что
те, кто могли приобрести жилье, уже сделали это и продолжают его покупать.
А большая часть населения – работники бюджетной сферы, молодые семьи
– не могут позволить себе даже первоначальный взнос. И это относится
к любой кредитной схеме: будь это просто банковский кредит либо это
программа ипотеки.
Поэтому проблему надо решать не только на уровне регулирования
строительной сферы, но и по другим направлениям. Что же касается
ипотеки, то тут все просто: чем дольше срок кредитования и меньше проценты,
тем ипотека привлекательнее для граждан. Уже сегодня можно констатировать,
что взгляд общества на потребительские займы смягчился. И это хороший
знак.
Ряд законодательных ограничителей, мешающих банкам кредитовать население,
снят на федеральном уровне. Теперь дело за конкуренцией финансовых структур,
стимулирующей либерализацию условий кредитования.
– Что должны сделать центральные власти?
– Их задача состоит в том, чтобы создать все условия для передачи большей
части жилья в частные руки. Необходимо подтолкнуть граждан к приватизации
квартир, принять стимулирующие меры. Причем не надо пугать население
налогами на частную недвижимость, следует снижать их. Зато, к примеру,
повышать арендную плату для граждан, проживающих по договорам социального
найма.
Вопрос приватизации по большому счету стоит в одном ряду с проблемой
выстраивания жилищной политики в стране в целом. Если она основана на
рыночных отношениях, то касаться это должно всех сегментов рынка. В
стране должны быть инициированы процессы для появления собственников
земель, квартир, домов и т. д.
Необходимо понимать, что государство при этом не устраняется от помощи
гражданам, для нее остается место и при тотальной частной собственности
на недвижимость. Никуда не денутся государственные субсидии бюджетникам,
молодым семьям и иным льготным категориям горожан.
Беседовал Валентин Воронов