УЧИТЫВАТЬ ВСЕ ГРАНИ ПРОБЛЕМЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО
Удивительный факт – из четырех национальных проектов, провозглашенных
президентом В. В. Путиным в прошлом году, наибольший интерес и критику
вызвала программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
О
природе этого феномена рассуждает вице-президент Союзпетростроя и его
директор проф. Л. М. Каплан.
– На состоявшийся недавно под председательством А. И. Вахмистрова Координационный
совет по реализации в Петербурге приоритетного национального проекта
«Доступное и комфортное жилье» помимо нас, членов Совета, были приглашены
многие специалисты. Среди них представители профильных комитетов и организаций
города, территориальных федеральных органов, а также сотрудники Росстроя
РФ.
– О чем шел разговор на Совете?
– На нем формировалась повестка дня следующей нашей встречи. Говорили
мы и о перечне мероприятий по реализации национального проекта в целом.
Одним из приоритетных направлений определена программа строительства
жилья для военнослужащих. Сейчас начато освоение земельного участка
в Пушкине на землях Минобороны РФ в границах улиц Парковой, Гусарской,
Саперной и Красносельского шоссе. Это защищенная бюджетом позиция, и
там особых проблем, кроме проведения тендера, не предвидится.
Мы договорились о том, что не надо ждать скорых изменений в несовершенном
федеральном законодательстве. Следует решать местные проблемы в рамках
городского законодательства.
– Нынче многие специалисты и чиновники буквально «отнимают»
хлеб у бизнес-сообществ, критикуя несовершенство нацпроекта, не так
ли?
– Дело в том, что в нашей стране предпринимается очередная попытка решить
самый больной для населения вопрос – жилищный. Но если раньше это делалось
в экономически состоятельном государстве, то сейчас ситуация изменилась
коренным образом. И прежде всего я говорю о переходе к рынку. В годы
пятилеток строительные мощности развивались по стране примерно равномерно.
А если их где-то временно не хватало, то более развитые регионы помогали
отстающим. В частности, с берегов Невы дома направлялись в Новый Уренгой,
Татарию, Челябинск и другие места.
– И промышленность стройиндустрии была тогда мощнее?
– Сейчас она с трудом обеспечивает нынешние потребности жилищного строительства.
И многие не без оснований утверждают, что даже по такой позиции, как
цемент удвоение жилищного строительства к 2010 г. не обеспечено. Но
поскольку теперь государство новых заводов не строит, этим занимается
бизнес.
А приказать ему делать то-то и то-то никто не в силах. Его
можно только заинтересовать. Как скажем, это произошло в нашем
городе, где в прошлом году строители практически вплотную приблизились
к доперестроечным показателям. Но так успешно работают не во всех регионах.
– Лев Моисеевич, изменилось еще одно – будущий новосел
сам оплачивает свою квартиру.
– Это так. Для помощи гражданам с невысоким достатком выдаются сертификаты,
субсидии, ипотечные кредиты. Но в нашей стране этим без особого успеха
занимаются региональные власти.
В России так и не создана единая политика в решении жилищной проблемы.
Хотя мировая практика свидетельствует, что ипотека не может успешно
развиваться в отдельных регионах. Она может быть единой по всей стране,
и тогда мы быстро ощутим ее преимущества.
– Вы только что произнесли ключевую фразу – единая политика.
Но ведь инициатива нового нацпроекта пришла сверху?
– Это так. Но тут же сразу последовала и критика сверху – со стороны
президента В. В. Путина, из уст первого вице-премьера Д. А. Медведева,
от целого ряда министров. Не молчали и губернаторы. А В. И. Матвиенко
во всеуслышание критикует новый проект. Она сказала, что ни идеологии,
ни одного нормативного акта по этому нацпроекту нет, ни одному региону
не выделено финансирование. Это не проект, а профанация.
Поэтому в этой сфере город будет реализовывать не московские, а свои
собственные проекты.
– И в чем состоит этот собственный путь?
– Думаю, что во многом он все же совпадет с путем общероссийским. Во
всяком случае при решении такого коренного вопроса, как распределение
земельных участков. По заявлению Д. А. Медведева, свыше 90 процентов
всех участков в России приобретены в обход аукционов. У нас сложилась
такая же картина, особенно в период применения «короткого пакета». Да
и переход к длинному пакету мало что изменил. Ходом событий из процесса
подготовки документации выдавлены самые профессиональные фирмы. Ведь
за 5 процентов стоимости нормальный пакет документации для тендера не
подготовить.
– Но ведь этот показатель уже удвоен?
– Удвоен на бумаге, но практически не применяется. Не решены до конца
проблемы землеотвода и источники оплаты таких работ. По-прежнему не
удается обуздать так называемых естественных монополистов. И они продолжают
затягивать сдачу уже построенных домов, как будто законы не для них
писаны. Особенно вольно ведет себя «Ленэнерго». Но критиковать его –
только время терять.
И таких местных особенностей у нас накопилось немало. Возьмем
ту же комплексную инженерную подготовку кварталов к застройке. Средства
для этого поступают от инвесторов, имеются они и в городском бюджете.
Но интенсивного притока новых кварталов на городских аукционах
не наблюдается.
– Лев Моисеевич, зато все ясней наблюдается экспансия наиболее
крупных питерских фирм в другие регионы России, страны СНГ и дальнего
зарубежья. Как вы это прокомментируете?
– Это процесс вполне предсказуемый. У инвесторов и строителей постепенно
накапливается неверие в то, что местные власти и законодатели овладеют
ситуацией, и она станет управляемой. Предприниматели голосуют своими
капиталами, выводя их за городскую черту. Я говорю о крупных компаниях.
А мелкие и средние фирмы без кредитов банков постепенно уходят с нашего
рынка жилья, урезая его и без того ограниченный потенциал. Но повторюсь
– бизнесу не прикажешь. Для него надо создавать нормальные условия.
– В чем еще особенность нашего города?
– С одной стороны – в наличии большого количества ветхого и аварийного,
а также коммунального жилья. Отсюда большая городская очередь, которая
по своей численности почти равна количеству всех военных страны, нуждающихся
в предоставлении жилья.
– Но у них теперь появились перспективы?
– С удовольствием подтверждаю это. Меняется постепенно и ситуация у
нас. Город начал возводить за счет бюджета социальное жилье. Нынче его
объемы достигнут 150 тыс. кв. м, а в 2010 г. – 0,5 млн кв. метров.
Облегчается судьба бюджетников, в меньшей степени – молодежи. Но надо
скорее делать следующий шаг. Я его вижу в том, чтобы инженерную подготовку
всех новых кварталов целиком взяли на себя федеральный и местный бюджет.
Это позволило бы не только облегчить долю строителей, но и сказалось
бы на цене жилья.
– Как помочь повышению покупательского спроса в Санкт-Петербурге?
– Это проблему невозможно решить в одночасье. Построить жилье – не значит
обеспечить им всех нуждающихся. Надо еще создать условия, чтобы новые
метры нашли своего покупателя.
Хотя в рамках программы и планируется заняться снижением себестоимости
квадратного метра жилья. К примеру, за счет удешевления инженерной подготовки
территории, о чем мы уже говорили. Или за счет строительства заводов
по производству стройматериалов в близлежащих регионах. Не возить же
их из Белоруссии и из-за границы.
– Что вы скажете о предполагаемом сносе хрущевок?
– Сильный ход администрации. Эти 10 млн кв. м домов первых массовых
серий занимают огромные площади обустроенных и инженерно подготовленных
земель. Но решать проблему надо предельно четко по отношению к семьям,
которые их занимают сейчас.
Беседовал Валентин Воронов
Тел. (812) 750-6742