Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

 

№ 85 май 2006
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Энергосбережение


 
Наши проекты:



СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
К доступному жилью через государственно-частное партнерство

В реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» наступил период инициативных действий на местах – уверены в Дирекции жилищно-строительных программ Ленинградской области. Только четко определив потребности в жилье в каждом поселении и рассчитав возможности органов местного самоуправления, можно обращаться к государству за помощью или выступать с инициативой об изменении параметров участия в программных мероприятиях реализации национального проекта.

По программе помощи работникам бюджетной сферы с декабря 2004 по декабрь 2005 года:
27 семей приобрели жилье с предоставлением кредита под залог недвижимости (ипотека).

С декабря 2004 по декабрь 2005 года по региональной целевой программе «Жилье для молодежи»:
85 семей приобрели жилье.
51 517 581 руб.– общая сумма,
в том числе
23 822 347 руб. – субсидии за счет средств бюджета Ленинградской области.
8 семей заканчивают оформление договоров или осуществляют выбор жилья.

С декабря 2004 по декабрь 2005 года по региональной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»:
98 семей приобрели жилье.
49 490 350 руб. – общая сумма,
в том числе:
39 415 261 руб. – субсидии за счет средств Ленинградской области
и Федерального бюджета.
3 семьи заканчивают оформление договоров и выбирают жилье.

Именно поэтому о национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» мы беседуем с заместителем руководителя Дирекции Н. П. Третьяковым.

– Практическая деятельность Дирекции началась в 2004 году с работы по региональным целевым программам «Жилье для молодежи» и «Социальное развитие села до 2010 года». Она включала предоставление безвозмездных субсидий гражданам как средства софинансирования при приобретении жилья или оплате первоначального взноса при предоставлении банком кредита. Доля федеральных средств в общем объеме финансирования тогда была не велика.

С начала этого года федеральный подход к решению вопросов обеспечения населения жильем изменился кардинально. Если прежде в регионы шли деньги для целевого использования по инструментам реализации, разработанным на региональном уровне, то сейчас вся организационно-методическая сторона четко определена на федеральном уровне. Заданы параметры, правила и порядок участия в каждой федеральной программе. А региональные и муниципальные программы становятся средствами обеспечения соучастия в федеральной программе соответствующего региона и муниципального образования.

– Как вы оцениваете предложение полномочного представителя президента РФ на Северо-Западе И. Клебанова о переводе проекта на местный уровень?
– Я не слышал такого заявления, но полагаю, он говорил не об отказе федерального бюджета участвовать в реализации, а о том, чтобы муниципальный уровень не тормозил реализацию. Нужно уйти от привычного подхода «дайте деньги, а мы на местах сами разберемся, что с ними делать».
Сегодня помощь в рамках проекта будет оказываться лишь после предъявления проектов мероприятий, построенных на основе программ социально-экономического развития поселения, района, региона (области). Так делается во всем мире: сначала разрабатывается план развития территории, детализируются его этапы, прорабатываются инвестиционные проекты, в которых четко прописаны взносы каждого из участников реализации – гражданина, бюджетов всех уровней, банков, фондов. И лишь затем в бюджетах соответствующего уровня размещаются согласованные объемы софинансирования программных мероприятий и начинается реализация. У нас же действовала иная многолетняя практика – технологию реализации подстраивать под финансовое обеспечение. Привести систему в соответствие с мировым опытом и здравым смыслом – задача, которая сегодня стоит перед страной.

– Как это касается конкретного гражданина?
– Вся методология построена на принципе соучастия даже в малом – строительстве (покупке) жилья для конкретного гражданина, в нем нуждающегося. Программа определяет, что у человека есть такие-то права, его соучастие в программе муниципалитет поддержит тем-то, в свою очередь, региональный и федеральный уровни их поддержат на таких-то условиях. И гражданин будет решать и выбирать способ участия в программе.

– Готовы ли финансовые учреждения участвовать в реализации национального проекта?
– Еще в 2004 году подписано соглашение между правительством Ленинградской области и 27 кредитными организациями о сотрудничестве в рамках осуществления государственной жилищной политики в Ленинградской области. Активность их работы на территории области разная.

– Николай Петрович, как вы оцениваете готовность населения реализовать свои права в рамках жилищных программ? Нет у людей испуга перед кредитами, финансовыми схемами?
– Никакого испуга нет, потому что в программах все достаточно четко прописано. Доярки, библиотекари, учителя при нашей помощи и помощи органов местного самоуправления справляются с оформлением всех необходимых документов. Не стоит сбрасывать со счетов, что и мы в период подготовки программы ипотечного кредитования для работников бюджетной сферы настолько подробно прописали систему взаимоотношений участников, заготовили макеты всех необходимых документов, что к началу работы по национальному проекту все наши потенциальные участники были готовы к сотрудничеству. В итоге уже в декабре прошлого года мы имели 27 семей, решивших квартирную проблему! Из нескольких сотен молодых семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, сто семей намерены участвовать в этом году.

– Сможете всем помочь?
– Областных бюджетных средств, предусмотренных программой, даже с обещанной федеральной помощью не хватит, конечно, на всех.

– А немолодые семьи обращаются?
– Они идут в другие программы, например «Социальное развитие села», где около 110 семей желающих. По программе поддержки бюджетников тоже порядка сотни кандидатов.

– Николай Петрович, 100 семей на область не слишком впечатляющая цифра, тем более что финансирования на всех не хватит…
– А вы задайте вопрос: сколько нужно денег на это и может ли выделить их соответствующий бюджет? Законодательным собранием утверждена определенная сумма, примут больше – эффект будет более впечатляющим. Но тогда встанет проблема, с которой мы сталкиваемся уже сегодня: даже те невеликие средства, что выделяются, не всегда гражданам удается освоить! Нередко семья оказывается в ситуации, когда жилье, которое она может реально приобрести с помощью выделяемых государством средств, ее не устраивает. Например, не хватает квадратных метров. А на то, которое ее устраивает, у нее не хватает денег или не подходят условия предоставления займа.

– Как решить эту проблему?
– Развивать строительство доступного жилья.
В рамках национального проекта на первое место должно выйти новое жилищное строительство. Только оно в состоянии обеспечить достижение результата. Ибо поощрять государственной поддержкой программные мероприятия местной инициативы на перекупку уже построенного жилья (вторичный рынок) нерационально. Недопустимо вкладывать бюджетные средства в перемену собственника стареющего жилищного фонда, а не в его обновление! Более того, приращение нового жилья должно вестись со скоростью, превышающей интенсивность старения и вывода из эксплуатации износившегося жилого фонда в каждом населенном пункте!
Инструменты и механизмы обозначены в федеральной программе «Жилище» – предварительное обустройство земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизация объектов коммунального назначения, обеспечивающих легкость, доступность и простоту подключения построенного жилья к инженерным сетям и ввод его в эксплуатацию.

– Подготовка территории – острейшая проблема больших и малых поселений!
– В Федеральном законодательстве прописано, что мониторинг земельных участков возложен на муниципальный уровень. Градостроительный кодекс определяет функциональную вертикаль, где закреплено, что необходимо делать на муниципальном, региональном, федеральном уровнях для создания градостроительной документации, в т. ч. планов социально-экономического развития. Имея такой план для каждого конкретного поселения, можно видеть, как структурирована территория, где расположена селитебная часть, где промышленная, как размещены участки малоэтажной и высотной застройки, объекты соцкультбыта, проведены трассировки дорог, проездов.

Тогда станет понятно, как ситуация будет меняться во времени по мере выхода из строя тех или иных строений, как необходимо вести работы по замене жилого и общественного фонда, как вести эти работы – сразу или поэтапно, в зависимости от потребности и финансирования. И каждый сможет оценить свои возможности и решить, сможет он участвовать, в качестве кого и в какой программе или нет.
И все разрешительные документы (для застройщиков, иных участников реализации программ) должны оформляться в режиме одного окна. А ответственность за то, чтобы было на месте реализации именно так, как надо, лежит на органах самоуправления. А не так, как это часто происходит сейчас!

– Полагаете, что власти на местах боятся на себя брать ответственность?
– Дело не в боязни. Просто сегодня это настолько запущенный вопрос, что им не понятно, где взять средства на эту работу. Раньше она велась небольшими темпами, но регулярно. Сегодня пробелы в коммунальном обустройстве земель такие, что на их преодоление требуются немереные средства.

– Николай Петрович, что сейчас делает область по реализации национального проекта «Доступное жилье – гражданам России»?
– Сейчас Дирекция на территории Ленинградской области ведет работу по сбору муниципальной инициативы, той, что является основой т. н. инвестиционного проекта обустройства земельного участка коммунальной инфраструктурой с последующей жилой застройкой на каждый конкретный участок с конкретным адресом. Полученные результаты после отбора на региональном уровне должны быть направлены на федеральный уровень, чтобы там смогли оценить готовность к реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

– С большой вероятностью можно сказать, что эта готовность будет весьма скромной…
– Необходимо просчитать, что при всех бюджетных возможностях и тех условиях, что предлагает федеральная программа, преодолеть потребность в жилье можно через такое-то количество лет. То есть необходимо обоснованно ответить муниципалитету и региону, что те условия, на которых им предлагают решать жилищную проблему, применительно к ним дают такие результаты. И федеральной власти придется что-то менять! Но сначала эту работу нужно проделать и полученные результаты донести до центра!
Федеральный вектор задан правильно, необходимо на то же направление перестроить региональный и муниципальный векторы. И сделать это должно гражданское общество, то есть мы с вами, через государственно-частное партнерство.

Светлана Соснова

Тел. (812) 579-0741


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна