ДОСТУПНОСТЬ КОМФОРТНОГО ЖИЛЬЯ
ПО ПУТИ ОБЩЕГО ПОНИМАНИЯ НАЦПРОЕКТА
Пока в нашей стране еще не выработан единый подход в отношении приоритетного
национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Отсутствует и жилищная политика как таковая. Принято много всяких законов
и кодексов, но все это – разрозненные документы.
Такова
точка зрения вице-губернатора Санкт-Петербурга А. И. Вахмистрова – руководителя
Координационного совета по реализации этого проекта.
– Александр Иванович, вы не первый делаете столь ответственное
заявление. Чем это вызвано?
– Это и моя позиция, и министра, и президента. В нашей стране должна
быть наконец выработана единая политика по жилищному вопросу. Об этом
мы говорим на всех совещаниях и форумах. Подвергся нацпроект критике
и на первом заседании Координационного совета по реализации этого проекта.
Все дело в том, что в России так и не сложилось общее понимание того,
как его реализовать.
– Как бы вы прокомментировали этот казус?
– Как специалист в области строительства, я уверен, что в стране еще
не выработана единая точка зрения и отсутствует жилищная политика как
таковая. Принято много законов и кодексов, но это разрозненные документы.
В СССР такая политика была выработана – в 60-х годах. Сейчас можно критиковать
хрущевки, но тогда это был выход – имелась плановая политика и условия
для ее реализации. Сейчас должна быть выработана единая политика. С
пониманием всей сложности задачи и выработкой алгоритма – как и что
делать.
– И это будет делать самостоятельно каждый субъект Федерации?
– Нельзя рассматривать наш город только как субъект РФ, не связанный
с центром – с одной стороны. С другой стороны – Петербург и до принятия
программного документа всегда занимался активным развитием жилищного
строительства. Начали мы с 2000 г., но наибольший импульс был получен
с 2003 г. И результат того, что сделано в объемных показателях, очевиден:
в прошлом году сдано 2,273 млн кв. м жилья. В нынешнем году будет не
менее 2,3 млн кв. м.
– А сколько жилья надо городу для выполнения проекта?
– Примерно столько и надо. Поручение президента предусматривает увеличить
объемы возводимого жилья до
80 млн кв. м в 2010 г. А ведь это всего лишь выход на доперестроечные
показатели. Они обеспечат ежегодный прирост жилья в 0,5 квадратных метра
на душу россиянина. Считаю это реальной нормой воспроизводства жилья
в России. Но хотелось бы большего – уж слишком велик был период «простоя»
на жилищной стройке.
В Европе и этого показателя вполне хватает для воспроизводства жилья.
Дело в том, что увеличить объем нового строительства вдвое – значит
и вдвое увеличить почти все составляющие, кроме проектирования. И объем
стройматериалов вырастет вдвое, и численность занятых в отрасли людей.
Но наш город, как и Москва, не может достигнутые показатели удвоить,
и мы открыто говорим об этом.
– Александр Иванович, каков наш путь в реализации проекта?
– Мы определили ряд приоритетных направлений для Петербурга – увеличение
объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры,
повышение доступности жилья для населения – поддержка определенным слоям
населения, снижение административных барьеров и снижение себестоимости.
И сформулировали, где и что хотим построить до 2010 г.
– Что нового в подходе Петербурга?
– Мы уже несколько лет требуем создавать не отдельные дома, а определенную
среду обитания в рамках конкретного комплекса или целого квартала. С
общей единой системой жизнеобеспечения и создания комплекса услуг для
новоселов. Это и подземные паркинги, и места для пребывания населения,
тихие уголки, спортивные и детские площадки и т. д.
Комплексное проектирование – путь к комплексной застройке и комплексной
эксплуатации и обслуживанию целой системы: жизненной среды.
Мы должны создать для наших горожан комфортную среду обитания. Это значит,
что жилье должно быть безопасным, во-первых. Во-вторых, выполнено по
всем нормам СНиП и современным требованиям к жилью. Конечно, в соответствии
с нашей градостроительной политикой, современной архитектурой, в конструктивном
варианте. Здесь должны применяться современные материалы, инженерное
оборудование – в-третьих. Поэтому у нас и сохраняется панельное домостроение.
Но с применением изделий модернизированных ДСК.
– Как сохранить эту среду в дальнейшем?
– Надо сделать новый принципиальный шаг вперед в жилищно-коммунальном
хозяйстве. Управляющая компания сегодня берется за решение более сложных
задач, чем прежде. И от этого становится комфортным пребывание населения
как в квартирах, так и в окрестностях своего дома. Новый подход должен
быть обеспечен по всей линейке – от создания охраны и вплоть до мусороудаления.
Так мы понимаем современный комфорт.
– А как вы понимаете доступность жилья?
– Некоторые считают, что доступность – это дешевизна. И это в корне
не верно. Понятие цены формируется на рынке. И при росте комфорта себестоимость
должна расти! Взятый отдельно панельный дом – это ничто. А если из таких
зданий скомпонован целый комплекс, с подземными паркингами, со всеми
названными выше площадками и объектами, то цена квартир становится доступнее,
а комфорт – вполне достаточным.
И главным в нашем случае становится не цена, а доступность комфортного
жилья. Вот вам пример – на рынке автомобилей сегодня доступна машина
любой марки. Дефицита нет никакого. Так должно быть и на рынке жилья
– чтобы на нем появились все типы жилья, включая малоэтажное и элитное
с применением лучших материалов и способов строительства. А гражданин,
исходя из своего достатка и конкретных потребностей, делает свой выбор.
– А как делать свой выбор тем, у кого не хватает средств?
– Для того и необходима единая государственная политика, чтобы помочь
гражданам в приобретении жилья. Для чего созданы различные схемы кредитования
и субсидирования населения. Но в одном городе создать такую цельную
систему при отсутствии общегосударственного законодательства нельзя.
Вот почему нужна государственная политика. На федеральном уровне решаются
вопросы лишь развития ипотеки – одного из методов. А чтобы жилье было
доступно, необходимо именно многообразие форм его приобретения.
– Что еще можно предложить будущим новоселам?
– Я считаю, что у нас незаслуженно забыты другие, проверенные временем
формы государственного регулирования повышения спроса населения на жилье.
Это ссудно-сберегательные кассы, система ЖСК, некогда процветавшего
в нашем городе. Ведь государственными кредитами пользовались многие
тысячи очередников. И до четверти всего объема нового жилья предоставлялись
кооперативам. Надо государству создавать соответствующее законодательство.
Дело это важное и нужное, потому что решает другую задачу: ведь здесь
речь идет о наших врачах, учителях, работниках этих секторов.
– Что еще может сделать государство?
– Оно должно бесплатно или за сертификаты предоставлять жилье определенным
слоям населения. Это военные, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-сироты
и прочие категории граждан. Государство должно решить, будет ли оно
это делать. Если да, то федеральный бюджет должен выделять на эти цели
определенные и достаточные средства. Иначе государству не решить продекларированную
им же политику.
– А в чем специфика реализации нацпроекта в регионах?
– Скажу так: город никому ничего не должен! Напомню, что пока мы говорили
о законах и политике федеральной. И в этих рамках мы по закону не можем
решать через свой бюджет проблемы военных или детей-сирот. Но мы можем
оказывать заметную поддержку своему населению. Это программа доступного
жилья молодежи – на федеральном и региональном уровнях. Но денег на
это на обоих уровнях мало. Здесь все ясно – надо только дать больше
денег.
– Выходит, у Петербурга своя жилищная политика?
– Не совсем так.
Как я уже сказал, подход к реализации этого важнейшего проекта должен
быть комплексный и координироваться центром. Однако для этого необходимо
сообщить регионам четкие правила, создать определенные механизмы, которые
были бы едины для всех.
Но пока этого нет, мы самостоятельно приняли в рамках нацпроекта свою
программу собеса. У первых двух категорий зарплата существенно растет
в рамках других нацпроектов. Дополнительные выплаты позволяют уже сейчас
вовлекать их семьи в существующую систему покупки жилья.
Упомяну и субсидии города. Их выдача может подключить к приобретению
жилья и другие группы из бюджетных слоев населения. Есть в нашей программе
и субсидии для ипотечного кредитования. Но субсидии со временем отомрут
– ипотека развивается быстрыми темпами, доступность ее растет. А государственная
внятная политика и тут все еще не сформирована.
– Какие еще проблемы затрагивает нацпроект в Петербурге?
– Доступность жилья – это не только форма его приобретения. Если мы
будем заниматься только этим, не увеличивая одновременно рост предложения,
то получим быстрый рост цен. Максимально сдерживать их – чисто региональная
задача. И для ее решения надо еще много сделать.
– Что и в какой очередности?
– Первая задача – вовлечение в хозяйственный оборот земель. Далее –
разработка всей необходимой планировочной документации для принятия
решения. Третья задача – опережающее строительство объектов инженерии.
Надо жилищное строительство обеспечить, как мы говорим, в смысле территориальном.
Объемы вложений тоже предварительно рассчитаны на все 10 млн кв. м вперед.
И тогда у нас выстраивается система приоритетов, о которой я уже сказал.
Часть этого сделана – земля идет только через торги, обеспечен свободный
доступ на рынок. То, что критиковал Д. А. Медведев – продолжение раздачи
участков, – не касается нашего региона. Мы не просто законопослушны,
но лидеры в этом отношении. За счет использования проектов повторного
применения, хотя это не всегда возможно, мы планируем добиваться снижения
себестоимости. Можно тиражировать даже удачный квартал в целом. Для
этого есть система разбивки на лоты с повторным применением планировок.
Нам надо и далее налаживать тесное взаимодействие с областью и другими
регионами по развитию общей консолидированной схемы производства строительных
материалов. Целый ряд строительных фирм вкладывают средства в соседние
регионы для развития стройиндустрии через создание карьеров, цементных
заводов, установление партнерских отношений с Череповцом и т. д. В этом
вопросе нет мелочей – иначе сдерживать цены нельзя.
Беседовал Валентин Воронов
Тел. 576-7372