Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

 

№ 85 май 2006
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Энергосбережение


 
Наши проекты:



ДОСТУПНОСТЬ КОМФОРТНОГО ЖИЛЬЯ
ПО ПУТИ ОБЩЕГО ПОНИМАНИЯ НАЦПРОЕКТА

Пока в нашей стране еще не выработан единый подход в отношении приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Отсутствует и жилищная политика как таковая. Принято много всяких законов и кодексов, но все это – разрозненные документы.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Иванович ВахмистровТакова точка зрения вице-губернатора Санкт-Петербурга А. И. Вахмистрова – руководителя Координационного совета по реализации этого проекта.

– Александр Иванович, вы не первый делаете столь ответственное заявление. Чем это вызвано?
– Это и моя позиция, и министра, и президента. В нашей стране должна быть наконец выработана единая политика по жилищному вопросу. Об этом мы говорим на всех совещаниях и форумах. Подвергся нацпроект критике и на первом заседании Координационного совета по реализации этого проекта. Все дело в том, что в России так и не сложилось общее понимание того, как его реализовать.

– Как бы вы прокомментировали этот казус?
– Как специалист в области строительства, я уверен, что в стране еще не выработана единая точка зрения и отсутствует жилищная политика как таковая. Принято много законов и кодексов, но это разрозненные документы. В СССР такая политика была выработана – в 60-х годах. Сейчас можно критиковать хрущевки, но тогда это был выход – имелась плановая политика и условия для ее реализации. Сейчас должна быть выработана единая политика. С пониманием всей сложности задачи и выработкой алгоритма – как и что делать.

– И это будет делать самостоятельно каждый субъект Федерации?
– Нельзя рассматривать наш город только как субъект РФ, не связанный с центром – с одной стороны. С другой стороны – Петербург и до принятия программного документа всегда занимался активным развитием жилищного строительства. Начали мы с 2000 г., но наибольший импульс был получен с 2003 г. И результат того, что сделано в объемных показателях, очевиден: в прошлом году сдано 2,273 млн кв. м жилья. В нынешнем году будет не менее 2,3 млн кв. м.

– А сколько жилья надо городу для выполнения проекта?
– Примерно столько и надо. Поручение президента предусматривает увеличить объемы возводимого жилья до
80 млн кв. м в 2010 г. А ведь это всего лишь выход на доперестроечные показатели. Они обеспечат ежегодный прирост жилья в 0,5 квадратных метра на душу россиянина. Считаю это реальной нормой воспроизводства жилья в России. Но хотелось бы большего – уж слишком велик был период «простоя» на жилищной стройке.

В Европе и этого показателя вполне хватает для воспроизводства жилья. Дело в том, что увеличить объем нового строительства вдвое – значит и вдвое увеличить почти все составляющие, кроме проектирования. И объем стройматериалов вырастет вдвое, и численность занятых в отрасли людей. Но наш город, как и Москва, не может достигнутые показатели удвоить, и мы открыто говорим об этом.

– Александр Иванович, каков наш путь в реализации проекта?
– Мы определили ряд приоритетных направлений для Петербурга – увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры, повышение доступности жилья для населения – поддержка определенным слоям населения, снижение административных барьеров и снижение себестоимости. И сформулировали, где и что хотим построить до 2010 г.

– Что нового в подходе Петербурга?
– Мы уже несколько лет требуем создавать не отдельные дома, а определенную среду обитания в рамках конкретного комплекса или целого квартала. С общей единой системой жизнеобеспечения и создания комплекса услуг для новоселов. Это и подземные паркинги, и места для пребывания населения, тихие уголки, спортивные и детские площадки и т. д.
Комплексное проектирование – путь к комплексной застройке и комплексной эксплуатации и обслуживанию целой системы: жизненной среды.
Мы должны создать для наших горожан комфортную среду обитания. Это значит, что жилье должно быть безопасным, во-первых. Во-вторых, выполнено по всем нормам СНиП и современным требованиям к жилью. Конечно, в соответствии с нашей градостроительной политикой, современной архитектурой, в конструктивном варианте. Здесь должны применяться современные материалы, инженерное оборудование – в-третьих. Поэтому у нас и сохраняется панельное домостроение. Но с применением изделий модернизированных ДСК.

– Как сохранить эту среду в дальнейшем?
– Надо сделать новый принципиальный шаг вперед в жилищно-коммунальном хозяйстве. Управляющая компания сегодня берется за решение более сложных задач, чем прежде. И от этого становится комфортным пребывание населения как в квартирах, так и в окрестностях своего дома. Новый подход должен быть обеспечен по всей линейке – от создания охраны и вплоть до мусороудаления. Так мы понимаем современный комфорт.

– А как вы понимаете доступность жилья?
– Некоторые считают, что доступность – это дешевизна. И это в корне не верно. Понятие цены формируется на рынке. И при росте комфорта себестоимость должна расти! Взятый отдельно панельный дом – это ничто. А если из таких зданий скомпонован целый комплекс, с подземными паркингами, со всеми названными выше площадками и объектами, то цена квартир становится доступнее, а комфорт – вполне достаточным.
И главным в нашем случае становится не цена, а доступность комфортного жилья. Вот вам пример – на рынке автомобилей сегодня доступна машина любой марки. Дефицита нет никакого. Так должно быть и на рынке жилья – чтобы на нем появились все типы жилья, включая малоэтажное и элитное с применением лучших материалов и способов строительства. А гражданин, исходя из своего достатка и конкретных потребностей, делает свой выбор.

– А как делать свой выбор тем, у кого не хватает средств?
– Для того и необходима единая государственная политика, чтобы помочь гражданам в приобретении жилья. Для чего созданы различные схемы кредитования и субсидирования населения. Но в одном городе создать такую цельную систему при отсутствии общегосударственного законодательства нельзя. Вот почему нужна государственная политика. На федеральном уровне решаются вопросы лишь развития ипотеки – одного из методов. А чтобы жилье было доступно, необходимо именно многообразие форм его приобретения.

– Что еще можно предложить будущим новоселам?
– Я считаю, что у нас незаслуженно забыты другие, проверенные временем формы государственного регулирования повышения спроса населения на жилье. Это ссудно-сберегательные кассы, система ЖСК, некогда процветавшего в нашем городе. Ведь государственными кредитами пользовались многие тысячи очередников. И до четверти всего объема нового жилья предоставлялись кооперативам. Надо государству создавать соответствующее законодательство. Дело это важное и нужное, потому что решает другую задачу: ведь здесь речь идет о наших врачах, учителях, работниках этих секторов.

– Что еще может сделать государство?
– Оно должно бесплатно или за сертификаты предоставлять жилье определенным слоям населения. Это военные, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-сироты и прочие категории граждан. Государство должно решить, будет ли оно это делать. Если да, то федеральный бюджет должен выделять на эти цели определенные и достаточные средства. Иначе государству не решить продекларированную им же политику.

– А в чем специфика реализации нацпроекта в регионах?
– Скажу так: город никому ничего не должен! Напомню, что пока мы говорили о законах и политике федеральной. И в этих рамках мы по закону не можем решать через свой бюджет проблемы военных или детей-сирот. Но мы можем оказывать заметную поддержку своему населению. Это программа доступного жилья молодежи – на федеральном и региональном уровнях. Но денег на это на обоих уровнях мало. Здесь все ясно – надо только дать больше денег.

– Выходит, у Петербурга своя жилищная политика?
– Не совсем так.
Как я уже сказал, подход к реализации этого важнейшего проекта должен быть комплексный и координироваться центром. Однако для этого необходимо сообщить регионам четкие правила, создать определенные механизмы, которые были бы едины для всех.
Но пока этого нет, мы самостоятельно приняли в рамках нацпроекта свою программу собеса. У первых двух категорий зарплата существенно растет в рамках других нацпроектов. Дополнительные выплаты позволяют уже сейчас вовлекать их семьи в существующую систему покупки жилья.

Упомяну и субсидии города. Их выдача может подключить к приобретению жилья и другие группы из бюджетных слоев населения. Есть в нашей программе и субсидии для ипотечного кредитования. Но субсидии со временем отомрут – ипотека развивается быстрыми темпами, доступность ее растет. А государственная внятная политика и тут все еще не сформирована.

– Какие еще проблемы затрагивает нацпроект в Петербурге?
– Доступность жилья – это не только форма его приобретения. Если мы будем заниматься только этим, не увеличивая одновременно рост предложения, то получим быстрый рост цен. Максимально сдерживать их – чисто региональная задача. И для ее решения надо еще много сделать.

– Что и в какой очередности?
– Первая задача – вовлечение в хозяйственный оборот земель. Далее – разработка всей необходимой планировочной документации для принятия решения. Третья задача – опережающее строительство объектов инженерии. Надо жилищное строительство обеспечить, как мы говорим, в смысле территориальном. Объемы вложений тоже предварительно рассчитаны на все 10 млн кв. м вперед.
И тогда у нас выстраивается система приоритетов, о которой я уже сказал. Часть этого сделана – земля идет только через торги, обеспечен свободный доступ на рынок. То, что критиковал Д. А. Медведев – продолжение раздачи участков, – не касается нашего региона. Мы не просто законопослушны, но лидеры в этом отношении. За счет использования проектов повторного применения, хотя это не всегда возможно, мы планируем добиваться снижения себестоимости. Можно тиражировать даже удачный квартал в целом. Для этого есть система разбивки на лоты с повторным применением планировок.
Нам надо и далее налаживать тесное взаимодействие с областью и другими регионами по развитию общей консолидированной схемы производства строительных материалов. Целый ряд строительных фирм вкладывают средства в соседние регионы для развития стройиндустрии через создание карьеров, цементных заводов, установление партнерских отношений с Череповцом и т. д. В этом вопросе нет мелочей – иначе сдерживать цены нельзя.

Беседовал Валентин Воронов

Тел. 576-7372


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна