Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
№ 85 май 2006
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Энергосбережение

 
Наши проекты:



ДИАПАЗОН ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ
ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

По современным европейским представлениям нормальное развитие города требует ежегодной прибавки нового жилья из расчета 1 кв. м на одного человека. В пересчете на амбициозные потребности Санкт-Петербурга это составит 4,5 млн кв. м.

ПОЭТАПНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Питерский рынок, постоянно наращивая объемы ввода нового жилья, может пока гарантировать выполнение этого норматива только наполовину. Таковы производственные мощности нашего строительного комплекса. И увеличиваться они могут только постепенно – без существенного рывка. Да и то только в том случае, если потребительский спрос будет поспевать за предложением.
Другими словами – если благосостояние горожан будет нарастать достаточно быстрыми темпами. А тем семьям, которые не смогут самостоятельно скопить нужную сумму, надо изыскивать иные возможности для того, чтобы стать новоселами.
Вариантов тут не так уж и много. Очередники и бюджетники вправе надеяться на помощь городского бюджета и субсидии из него. Есть еще программа поддержки молодых семей, правда, по масштабам минимальная для нашего мегаполиса. И, наконец, ипотека, на которую приходится надеяться большинству наших земляков.
Но, как утверждают многие, как раз ипотека по мере ее нарастания будет способствовать дальнейшему росту цен на жилье. Особенно до тех пор, пока правительство РФ не сможет обуздать инфляцию. А без этого, уверены некоторые специалисты, процент за кредит не может быть существенно снижен.
Этот тезис имеет единственное исключение – в Хабаровске ипотечный кредит в одном из японских банков можно получить под 6–7 процентов. Почему так поступают азиатские банкиры, неведомо даже Н. Б. Косаревой. Она представляет Фонд «Институт экономики города» и является соавтором концепции жилищной политики в РФ и Национального проекта доступного и комфортного жилья. Автор этих строк задавал ей такой вопрос публично.

ИНВЕСТОРЫ, КОТОРЫЕ НАС ПОКИДАЮТ

Что по этому поводу думают крупные инвесторы города, которые довольно часто являются и подрядчиками? Своих оценок и прогнозов на ближайший и отдаленный периоды они не скрывают. Их предложения многократно звучали на десятках форумов, конференций, круглых столов, на страницах местных и центральных СМИ. А сейчас их монологи и интервью демонстрируются по всем каналам ТВ. Но похоже, что их слушают, но не слышат.
Поэтому они все активнее ищут приложение своим капиталам и производственным мощностям на стороне. Поскольку они больше не доверяют ни нашему «единому окну», ни «доброй» воле питерских монополистов, ни квартальному освоению территорий, ни распределению земли только через аукционы.

Все это, как и другие особенности цивилизованного строительного рынка, они находят за пределами Санкт-Петербурга. Назову факты последнего времени: они ищут работу в Москве, Новосибирске, Сочи, Киеве, Подмосковье, Минске, Тюмени, Ярославле, Калининграде и даже в Париже!
Причем берутся лидеры питерских строителей не только за жилье, но и за более сложные объекты. «В течение ближайших трех лет, – заявил президент холдинга «ЛенСпецСМУ» В. А. Заренков, – мы планируем в общей сложности построить в Москве 250–300 тыс. кв. метров коммерческих площадей». Почему? Он рассчитывает, что рентабельность вложений в недвижимость столицы составит в среднем 30 процентов. А по некоторым объектам – до 100 процентов.
Такого экономического эффекта питерский рынок им не обеспечит. И нарастающий отток фирм и капиталов можно остановить только оперативными и продуманными действиями наших городских властей. А заодно стоит тщательно подсчитать убытки городского бюджета, вызванные такими «командировками». Ведь от нас уходят как строительные мощности и капиталы, так и налоги от деятельности лучших наших фирм в других городах и странах.

ОТ ТОЧЕЧНОЙ ЗАСТРОЙКИ – К МАССОВОЙ

Повысить рентабельность жилищного строительства при терпимом росте цен на жилье все же можно.
Первое, что надо сделать – навести порядок в распределении земельных участков, предназначенных для строительства жилья. Сейчас 90 процентов земельных участков выделяется с личной выгодой для муниципальных властей. Проверка показала, что земельные участки распределяются муниципалитетами между своими организациями, – отмечают специалисты. – Большое количество претендентов просто не допускается. Все это, в первую очередь, недоработка антимонопольной службы.

Еще резче высказалась по поводу национального проекта В. И. Матвиенко, назвав его профанацией. «Федеральная программа «Доступное и комфортное жилье» – это сплошная профанация. Ни идеологии, ни одного нормативного акта, ни федеральных средств ни одному региону по этой программе нет», – заявила губернатор, передает корреспондент «Невастройки».
Федеральные власти не скрывают, что в регионах земли распределяются вне конкурсов, хотя этого требует новый Земельный кодекс. С просьбой приструнить местные власти в этом вопросе обратился к депутатам В. В. Путин. Он поручил Госдуме разработать механизм изъятия незаконно выделенных земель. Глава государства уверен, что «коррумпированные чиновники раздали эти земли в ожидании того, чтобы снять ренту, на которой они сидят».
Президент говорит, что нужно заниматься не точечной застройкой, а массовым строительством микрорайонов. «По проекту «Доступное жилье» субъектам Федерации предстоит обустроить строительные площадки объектами коммунальной инфраструктуры и выставить на аукционы», — сказал Путин на заседании Совета по национальным проектам. Он утверждает, что регионы по большей части пока представляют малозначимые предложения по площадкам, рассчитанным под точечную застройку.
Хорошо, что глава государства знает, как значительно снизить себестоимость и рыночную цену. Но хватит ли его политической воли побудить чиновников на местах выполнять эту азбучную истину?
Пока же, похоже, что только одна весьма популярная московская чета нащупала реальный путь к осуществлению нацпроекта.

МУЖ ДА…

Мэр Москвы Ю. М. Лужков считает, что бюджет РФ должен взять на себя расходы по созданию объектов энергоснабжения и некоторых других коммуникаций в рамках реализации проекта «Доступное жилье». Независимо от него к такому же выводу пришла и губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко.
Лужков уверен, что в качестве пускового механизма программы энергообеспечение, водоснабжение и некоторые другие вопросы инженерной инфраструктуры – то, что должно взять на себя федеральное правительство. Без этого, считает Юрий Михайлович, выполнить намеченные планы будет крайне сложно.
И если такую солидарность проявляют руководители двух регионов-лидеров, то каково же положение провинциальных регионов? Об этом поведал вице-губернатор Амурской области. Без массированной помощи центра новая программа в Благовещенске будет выполнена через 100 лет, а в районе БАМа – через 300 лет.

… ЖЕНА

Супруга мэра Москвы Елена Батурина и вовсе замахнулась на самое святое, что как сокровище оберегают отечественные чиновники, – на Стабилизационный фонд.
Без его средств, считает она, жилищный проект станет долгостроем. Напомним, что президент компании «Интеко» одновременно и заместитель руководителя межведомственной рабочей группы по реализации нацпроекта. Этой известной даме и первому долларовому миллиардеру России в трезвости подхода к проблеме не откажешь. В случае если государство на станет тратить средства Стабфонда на эти цели, утверждает бизнес-леди, проект по жилью удастся реализовать не ранее 2015–2020 гг.

ЖИЛЬЕ ИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА

Разговор на эту тему возникает среди политиков и строителей все чаще. И от слов постепенно переходят к делу. В Питере объем зданий, возведенных на бюджетные деньги, постепенно нарастает.

150 тыс. м2 жилья будет построено в Санкт-Петербурге на бюджетные деньги в 2006 г.

А в перспективе приблизится к полумиллиону кв. м.
В Москве бесплатное жилье строится со столичным размахом. По данным СМИ, к исходу 2010 г. очередникам Москвы выделят около 11 млн кв. м (нам столько за 5 лет успеть бы построить!). А остальные 30 с лишним млн кв. м пойдут на рынок, где уже сейчас один кв. м дороже трех тысяч у. е.

Социальный итог такого управления строительным рынком властями столицы очевиден. Более состоятельным жителям столицы приходится добровольно-принудительно оплачивать новоселья людей со скромным достатком.

Возможности нашего города и его властей значительно уступают столичным. У нас предполагается строить социальные дома по периметру новых кварталов, что сократит стоимость инженерных сетей. Будут сохранены крупнопанельные здания – их себестоимость ниже. Квартиры будут отделываться до сдачи дома. Возможна также для семей со скромным достатком их ориентация на переселение в близлежащие районы области. Но только добровольно.
Надо прислушаться к тому, что специалисты чуть ли не единогласно предрекают дефицит стройматериалов, который уже за два года поставит под угрозу само выполнение национального проекта.
Пока же, говоря о доступности и комфортности жилья, подчеркнем, что лишь незначительный слой людей может вступить в обладание им чуть ли не мгновенно. Это – потребители элитных апартаментов с ценой за 1 кв. м более трех, пяти и так далее тысяч у. е. Говорят, что такого жилья сейчас даже не хватает...

Валентин Воронов


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 










© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна