Виброизоляция рельсового транспорта
GERB применяет пружинно-массовые системы уже 45 лет
Рельсовый транспорт в черте города (метрополитен, трамвайные и железнодорожные
линии), являясь источником вибраций и корпусного шума, существенно снижает
качество жизни в близлежащих зданиях. Контакт колеса и рельса при движении
вызывает шум и вибрации, которые через грунт и фундамент передаются
стенам и перекрытиям соседних зданий, вызывая неприятные ощущения.
Чтобы
сократить вибрацию до уровня санитарных норм, разработаны специальные
системы изоляции, которые базируются на принципе эластичного разъединения
источника колебаний и объекта, который находится в области воздействия
вибраций.
Именно для снижения вибрации в этих случаях с 1960 г. фирмой
GERB с успехом применяются так называемые пружинно-массовые системы.
Принцип их действия предельно прост: рельсы укладываются не на грунт,
а на тяжелую и жесткую промежуточную плиту из железобетона. Плита, в
свою очередь, установлена на основание через упругие виброизоляторы.
Инерция промежуточной плиты должна компенсировать динамические силы
от проезжающего поезда. Но статические нагрузки гасят только пружины
системы виброизоляции. Так как с физической точки зрения не сама плита,
а ее масса с пружинами лежат в основе принципа виброизоляции, систему
назвали пружинно-массовой.
В
последнее десятилетие пружинно-массовые системы стремительно развивались.
Стратегической целью развития было сокращение расходов и улучшение эффективности
изоляции. Так как диапазон требований к системам достаточно широк (например,
более высокий коэффициент изоляции, жестко ограниченное поперечное сечение),
было разработано множество разнообразных систем. При этом рельсовый
путь может быть выполнен либо в виде жесткого полотна, либо в форме
лотка с щебеночным балластом. Виброизоляторы располагаются под и/или
частично либо полностью внутри плиты путепровода.
Системы позволяют регулировать уровень плиты. Благодаря этому можно
легко корректировать возможную неравномерную осадку основания под плитой
в процессе эксплуатации.
Существуют типовые проекты пружинно-массовых систем, предназначенные
для различных видов путепроводов. Крепление рельсов анкерными болтами
происходит непосредственно к железобетонной путевой плите. Возможны
и другие варианты крепления, например, залитые шпалы или сплошная виброизолированная
установка рельса.
Благодаря применению винтовых пружин сжатия возможно сравнительно небольшое
поперечное сечение плиты. Собственная частота систем такого типа находится
в интервале между 4 и 8 Гц и удовлетворяет самым высоким требованиям
к эффективности изоляции, которые существуют в настоящее время.
По этой технологии был выполнен проект виброизоляции рельсовых
путей метрополитена, проходящих непосредственно под зданием центрального
ядра ММДЦ «Москва-Сити». Применение системы GERB в данном случае
являлось практически единственной возможностью соблюсти нормы по шуму
и вибрациям в самом здании. Объект был запроектирован и построен в сжатые
сроки и в 2005 году принят в эксплуатацию. Выполненные специализированной
организацией замеры показали очень высокую эффективность примененного
решения. На фото – станция московского метрополитена «Международная»,
где применена система фирмы GERB, а также принципиальная конструкция
пути.
ЗАО
«ГЕРБ»
196247, Россия, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160, а/я 293
Тел. (812) 375-9297, факс 718-6351