Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 84 апрель 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

РЕГЛАМЕНТЫ ЕСТЬ. ЕЩЕ БЫ ДЕНЕГ!..
О проблемах технического обслуживания лифтов

Надежную и безопасную работу лифтового оборудования контролируют множество Правил и Положений, соблюдение которых крайне важно. Однако их необходимо дополнять достойным финансированием работ по модернизации и замене физически и морально устаревшего оборудования.

Согласно Техническим условиям эксплуатации пассажирских и грузовых лифтов по истечении данного срока каждый лифт должен пройти техническую экспертизу, по результатам которой принимается решение о модернизации или замене новым оборудованием. Аналогичная ситуация и в домах ЖСК и ТСЖ.
Помимо серьезных «проверок на профпригодность» – экспертиз – все лифты должны проходить плановые проверки, ремонт, другие предусмотренные техническим обслуживанием процедуры, призванные обеспечить надежную и безопасную эксплуатацию вертикального транспорта.

Что включает в себя техническое обслуживание лифтового оборудования? Как именно и чьими усилиями поддерживаются (должны поддерживаться) эксплуатационные показатели лифта и обеспечивается в случае поломки восстановление его работоспособности? На эти вопросы нам ответил заместитель председателя Жилищного комитета В. П. Шаталов.

– В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов», «Положения о системе технического обслуживания и ремонта лифтов в жилищном фонде Санкт-Петербурга», согласованного УСЗО Госгортехнадзора РФ 26.02.2002 г., все лифты проходят плановый ремонт и ежегодные испытания, проводимые инженерными центрами.
Техническое обслуживание обеспечивает восстановление работоспособности лифта и поддержание его эксплуатационных показателей и включает ежемесячный, квартальный, полугодовой и ежегодный ремонт. Периодичность и состав работ при техническом обслуживании определяют специализированные организации, имеющие разрешение Ростехнадзора на соответствующие виды деятельности с учетом выполнения технических требований, установленных эксплуатационной документацией заводов-изготовителей.
Одной из форм регулирования вопросов безопасности лифтов в соответствии с Федеральным законом ««О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ является экспертная деятельность инженерных центров, имеющих лицензии на вид деятельности от органов Госгортехнадзора России.
Инженерные центры на договорной основе осуществляют:
• техническое освидетельствование, испытание лифтов и его элементов;
• проведение электроизмерительных работ;
• экспертизу лифтов, отработавших нормативный срок службы;
• обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций у руководящих работников и специалистов, связанных с проектированием, монтажом и эксплуатацией лифтов.
Техническое обслуживание и ремонт лифтов, установленных в жилищном фонде города, выполняется по договорам подряда только со специализированными организациями, получившими разрешение на выполнение этих работ и имеющими в своем составе структурные подразделения по разработке необходимой технической документации, подготовке кадров, контролю качества работ и техники безопасности, аварийную службу, квалифицированный персонал и соответствующую материально-техническую базу.
При этом как владелец лифта, так и подрядная организация обязаны на основании Постановления Правительства РФ от 2.04.99 года № 243 разработать и согласовать в УСЗО Госгортехнадзора России положение «О производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности», обеспечить его выполнение, назначить ответственных за производственным контролем и организацию эксплуатации лифтов по каждому домоуправлению.
Одной из основных задач эксплуатации лифтов является обеспечение бесперебойной и безопасной их работы. Техническое обслуживание лифтов города осуществляют семь крупных специализированных организаций ОАО «РСУ-3», ОАО «РСУ-4», ООО «Лифт РСУ-5», ОАО «РСУ-6», ООО «Отис Лифт», ООО «Партнер», ООО «Радел» по договору подряда с ОАО «Жилкомсервис», ЖСК, ТСЖ, ЖК.

– Но помимо естественного старения лифты выходят из строя и по другим причинам?
– В период эксплуатации лифт может выйти из строя по причине несоблюдения правил пользования пассажирами (перегрузка кабины, препятствие закрытию двери, мусор в порогах дверей и пр.), а также по причине вандализма и хищений. Кстати, на последние приходится до 5% от общего количества остановленных лифтов.
Эксплуатирующими организациями ведется постоянная работа по обеспечению сохранности оборудования жилых зданий, в том числе лифтов. Среди первоочередных мер регулярные проверки защиты машинных помещений лифтов от несанкционированного доступа (машинные помещения имеют металлические двери и надежные замки, помещения для механизмов оборудованы охранной сигнализацией, в т. ч. с подключением их к пультам централизованного наблюдения вневедомственной охраны, на входы в технические помещения жилищного фонда установлены металлические двери и решетки).
Помимо этого, поддерживается взаимодействие с правоохранительными органами. Например, УВД Кировского района в 2005 году было возбуждено 62 уголовных дела по фактам хищения лифтового оборудования.
Следует отметить, что в результате принимаемых мер по сохранности оборудования со стороны структурных подразделений администраций города количество случаев хищений уменьшилось: за 2005 год в жилищном фонде совершено хищение на 882 лифтах, что на 350 меньше, чем в 2004 году. В целом зa 2005 год среднее количество бездействующих лифтов в сутки по сравнению с 2004 годом снизилось в среднем со 180 до 124 лифтов. Показатель на 03.03.06. составляет 67 отключенных лифтов.

– Предусматривает ли техническая эксплуатация оснащение лифтов устройствами безопасности?
– В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПУБЭЛ, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.03 г. № 31, и решением Коллегии Управления Северо-Западного округа ГТТН от 20.03.2003 г. по вопросу «О состоянии лифтов жилого фонда Санкт-Петербурга и задачах по обеспечению их безопасной и бесперебойной работы», в целях предупреждения травматизма, связанного с проникновением в шахту лифтов злоумышленников и подростков, на лифтах выполняются работы по установке устройств безопасности.
Устройство безопасности обеспечивает отключение лифта при проникновении в шахту посторонних лиц через двери шахты и контролирует исправность контактов дверей шахты и кабины лифта. Всего устройствами безопасности необходимо оборудовать более 10 тысяч действующих лифтов. Эта работа ведется планомерно: за последние три года устройствами безопасности оборудовано 4253 лифта, в 2006 году планируется оборудовать 1319 лифтов.
Автоматическими устройствами безопасности, препятствующими несанкционированному проникновению в шахту лифта посторонних лиц, в обязательном порядке оснащаются все реконструируемые и модернизированные лифты.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 60-89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий» и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» лифты оборудованы диспетчерской связью.

– Расскажите, пожалуйста, об экспертизе оборудования по истечении нормативного срока службы.
– В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.06.1997 г. Ш 116-ФЗ) все лифты, которые выработали нормативный срок и находятся в эксплуатации, должны пройти экспертизу. В настоящее время прошли экспертизу и получили разрешение на дальнейшую эксплуатацию 3452 лифта; 8132 лифта пройдут экспертизу по графику в плановом порядке до 2009 года. Реализация данного графика в течение 4 лет позволит обеспечить возможность планомерной работы по экспертизе лифтов в последующие годы.

– Понятно, что соблюдение всех регламентов позволяет избежать аварий и поломок, но без достойного финансирования работ по модернизации и замене за проверками и экспертизами последует лишь вывод из эксплуатации физически и морально устаревшего оборудования. Как с этим обстоит дело?
– С 2005 года правительством города уделяется особое внимание вопросу состояния лифтового парка города. Значительно увеличено финансирование по отраслевой программе «Реконструкция и модернизация лифтов». В 2005 году отремонтировано 467 лифтов, в том числе введено в эксплуатацию после реконструкции 118 и выполнена модернизация 349 лифтов. В 2006 году на выполнение этих работ предусматривается выделить 528 709,5 тысяч рублей, что позволит реконструировать и модернизировать в общей сложности 377 лифтов.
Отбор лифтов для программы в 2006 году был произведен в первую очередь по лифтам, остановленным Ростехнадзором, затем были отобраны лифты, прослужившие срок более 45 лет, и далее лифты, по которым были выданы предписания о предполагаемом запрещении к эксплуатации на основании заключений экспертных комиссий.
Законом Санкт-Петербурга от 29.09.2003 № 543-73 «О финансировании капитального ремонта жилищного фонда жилищных, жилищно-строительных и молодежных жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья и товариществ домовладельцев» установлено, что не менее 10% от объема денежных средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на производство капитального ремонта жилищного фонда всех форм собственности, используется на финансирование капитального ремонта жилищного фонда всех видов объединений собственников жилья, в том числе на реконструкцию и модернизацию лифтов.
Принятие данного Закона позволит отремонтировать в 2006–2012 годах 9000 лифтов. И тогда значительная доля лифтового парка города будет подготовлена к дальнейшей эксплуатации, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта за счет средств населения при переходе к 100%-й оплате жилищно-коммунальных услуг жителями города.


В 2005 году введены в действие новые Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ) – ПБ 10-558-03. Они разработаны на основе гармонизации с европейскими стандартами EN 81 и содержат более жесткие требования к лифтовой продукции. По оценке российских заводов-изготовителей, для следования новым правилам необходимы значительные экономические затраты, а также определенное время. Поэтому Госгортехнадзором РФ был установлен переходный период до 30.09.2006, после завершения которого производство всей номенклатуры выпускаемых в России лифтов должно соответствовать требованиями ПУБЭЛ ПБ 10-558-03.

11,5 тыс. лифтов в государственном фонде, или 49%, отработали ресурс (25 лет).

30 550 лифтов находятся в эксплуатации в жилищном фонде Санкт-Петербурга, в том числе:
22 654 лифта в государственном фонде.

Отбор лифтов для программы «Реконструкция и модернизация лифтов» на 2006 год произведен в первую очередь по неработающим лифтам, остановленным Ростехнадзором, затем по лифтам, прослужившим срок более 45 лет, и далее по лифтам, по которым были выданы предписания о предполагаемом запрещении к эксплуатации на основании заключений экспертных комиссий. Все ли потенциально опасные лифты попали в те 377, которые планируется модернизировать в нынешнем году?

Подготовила Светлана Соснова

Тел. (812) 710-4885



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна