РЕГЛАМЕНТЫ ЕСТЬ. ЕЩЕ БЫ ДЕНЕГ!..
О проблемах технического обслуживания лифтов
Надежную и безопасную работу лифтового оборудования контролируют множество
Правил и Положений, соблюдение которых крайне важно. Однако их необходимо
дополнять достойным финансированием работ по модернизации и замене физически
и морально устаревшего оборудования.
Согласно
Техническим условиям эксплуатации пассажирских и грузовых лифтов по
истечении данного срока каждый лифт должен пройти техническую экспертизу,
по результатам которой принимается решение о модернизации или замене
новым оборудованием. Аналогичная ситуация и в домах ЖСК и ТСЖ.
Помимо серьезных «проверок на профпригодность» – экспертиз – все лифты
должны проходить плановые проверки, ремонт, другие предусмотренные техническим
обслуживанием процедуры, призванные обеспечить надежную и безопасную
эксплуатацию вертикального транспорта.
Что включает в себя техническое обслуживание лифтового оборудования?
Как именно и чьими усилиями поддерживаются (должны поддерживаться) эксплуатационные
показатели лифта и обеспечивается в случае поломки восстановление его
работоспособности? На эти вопросы нам ответил заместитель председателя
Жилищного комитета В. П. Шаталов.
– В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации
лифтов», «Положения о системе технического обслуживания и ремонта лифтов
в жилищном фонде Санкт-Петербурга», согласованного УСЗО Госгортехнадзора
РФ 26.02.2002 г., все лифты проходят плановый ремонт и ежегодные испытания,
проводимые инженерными центрами.
Техническое обслуживание обеспечивает восстановление работоспособности
лифта и поддержание его эксплуатационных показателей и включает ежемесячный,
квартальный, полугодовой и ежегодный ремонт. Периодичность и состав
работ при техническом обслуживании определяют специализированные организации,
имеющие разрешение Ростехнадзора на соответствующие виды деятельности
с учетом выполнения технических требований, установленных эксплуатационной
документацией заводов-изготовителей.
Одной из форм регулирования вопросов безопасности лифтов в соответствии
с Федеральным законом ««О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ является экспертная деятельность инженерных
центров, имеющих лицензии на вид деятельности от органов Госгортехнадзора
России.
Инженерные центры на договорной основе осуществляют:
• техническое освидетельствование, испытание лифтов и его элементов;
• проведение электроизмерительных работ;
• экспертизу лифтов, отработавших нормативный срок службы;
• обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций у руководящих
работников и специалистов, связанных с проектированием, монтажом и эксплуатацией
лифтов.
Техническое обслуживание и ремонт лифтов, установленных в жилищном фонде
города, выполняется по договорам подряда только со специализированными
организациями, получившими разрешение на выполнение этих работ и имеющими
в своем составе структурные подразделения по разработке необходимой
технической документации, подготовке кадров, контролю качества работ
и техники безопасности, аварийную службу, квалифицированный персонал
и соответствующую материально-техническую базу.
При этом как владелец лифта, так и подрядная организация обязаны на
основании Постановления Правительства РФ от 2.04.99 года № 243 разработать
и согласовать в УСЗО Госгортехнадзора России положение «О производственном
контроле за соблюдением требований промышленной безопасности», обеспечить
его выполнение, назначить ответственных за производственным контролем
и организацию эксплуатации лифтов по каждому домоуправлению.
Одной из основных задач эксплуатации лифтов является обеспечение бесперебойной
и безопасной их работы. Техническое обслуживание лифтов города осуществляют
семь крупных специализированных организаций ОАО «РСУ-3», ОАО «РСУ-4»,
ООО «Лифт РСУ-5», ОАО «РСУ-6», ООО «Отис Лифт», ООО «Партнер», ООО «Радел»
по договору подряда с ОАО «Жилкомсервис», ЖСК, ТСЖ, ЖК.
– Но помимо естественного старения лифты выходят из строя
и по другим причинам?
– В период эксплуатации лифт может выйти из строя по причине несоблюдения
правил пользования пассажирами (перегрузка кабины, препятствие закрытию
двери, мусор в порогах дверей и пр.), а также по причине вандализма
и хищений. Кстати, на последние приходится до 5% от общего количества
остановленных лифтов.
Эксплуатирующими организациями ведется постоянная работа по обеспечению
сохранности оборудования жилых зданий, в том числе лифтов. Среди первоочередных
мер регулярные проверки защиты машинных помещений лифтов от несанкционированного
доступа (машинные помещения имеют металлические двери и надежные замки,
помещения для механизмов оборудованы охранной сигнализацией, в т. ч.
с подключением их к пультам централизованного наблюдения вневедомственной
охраны, на входы в технические помещения жилищного фонда установлены
металлические двери и решетки).
Помимо этого, поддерживается взаимодействие с правоохранительными органами.
Например, УВД Кировского района в 2005 году было возбуждено 62 уголовных
дела по фактам хищения лифтового оборудования.
Следует отметить, что в результате принимаемых мер по сохранности оборудования
со стороны структурных подразделений администраций города количество
случаев хищений уменьшилось: за 2005 год в жилищном фонде совершено
хищение на 882 лифтах, что на 350 меньше, чем в 2004 году. В целом зa
2005 год среднее количество бездействующих лифтов в сутки по сравнению
с 2004 годом снизилось в среднем со 180 до 124 лифтов. Показатель на
03.03.06. составляет 67 отключенных лифтов.
– Предусматривает ли техническая эксплуатация оснащение
лифтов устройствами безопасности?
– В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов»
ПУБЭЛ, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.03
г. № 31, и решением Коллегии Управления Северо-Западного округа ГТТН
от 20.03.2003 г. по вопросу «О состоянии лифтов жилого фонда Санкт-Петербурга
и задачах по обеспечению их безопасной и бесперебойной работы», в целях
предупреждения травматизма, связанного с проникновением в шахту лифтов
злоумышленников и подростков, на лифтах выполняются работы по установке
устройств безопасности.
Устройство безопасности обеспечивает отключение лифта при проникновении
в шахту посторонних лиц через двери шахты и контролирует исправность
контактов дверей шахты и кабины лифта. Всего устройствами безопасности
необходимо оборудовать более 10 тысяч действующих лифтов. Эта работа
ведется планомерно: за последние три года устройствами безопасности
оборудовано 4253 лифта, в 2006 году планируется оборудовать 1319 лифтов.
Автоматическими устройствами безопасности, препятствующими несанкционированному
проникновению в шахту лифта посторонних лиц, в обязательном порядке
оснащаются все реконструируемые и модернизированные лифты.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 60-89 «Устройства
связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых
и общественных зданий» и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации
лифтов» лифты оборудованы диспетчерской связью.
– Расскажите, пожалуйста, об экспертизе оборудования по
истечении нормативного срока службы.
– В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» (от 21.06.1997 г. Ш
116-ФЗ) все лифты, которые выработали нормативный срок и находятся в
эксплуатации, должны пройти экспертизу. В настоящее время прошли экспертизу
и получили разрешение на дальнейшую эксплуатацию 3452 лифта; 8132 лифта
пройдут экспертизу по графику в плановом порядке до 2009 года. Реализация
данного графика в течение 4 лет позволит обеспечить возможность планомерной
работы по экспертизе лифтов в последующие годы.
– Понятно, что соблюдение всех регламентов позволяет избежать
аварий и поломок, но без достойного финансирования работ по модернизации
и замене за проверками и экспертизами последует лишь вывод из эксплуатации
физически и морально устаревшего оборудования. Как с этим обстоит дело?
– С 2005 года правительством города уделяется особое внимание вопросу
состояния лифтового парка города. Значительно увеличено финансирование
по отраслевой программе «Реконструкция и модернизация лифтов». В 2005
году отремонтировано 467 лифтов, в том числе введено в эксплуатацию
после реконструкции 118 и выполнена модернизация 349 лифтов. В 2006
году на выполнение этих работ предусматривается выделить 528 709,5 тысяч
рублей, что позволит реконструировать и модернизировать в общей сложности
377 лифтов.
Отбор лифтов для программы в 2006 году был произведен в первую очередь
по лифтам, остановленным Ростехнадзором, затем были отобраны лифты,
прослужившие срок более 45 лет, и далее лифты, по которым были выданы
предписания о предполагаемом запрещении к эксплуатации на основании
заключений экспертных комиссий.
Законом Санкт-Петербурга от 29.09.2003 № 543-73 «О финансировании капитального
ремонта жилищного фонда жилищных, жилищно-строительных и молодежных
жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья и товариществ
домовладельцев» установлено, что не менее 10% от объема денежных средств,
предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на производство капитального
ремонта жилищного фонда всех форм собственности, используется на финансирование
капитального ремонта жилищного фонда всех видов объединений собственников
жилья, в том числе на реконструкцию и модернизацию лифтов.
Принятие данного Закона позволит отремонтировать в 2006–2012 годах 9000
лифтов. И тогда значительная доля лифтового парка города будет подготовлена
к дальнейшей эксплуатации, проведению технического обслуживания, текущего
и капитального ремонта за счет средств населения при переходе к 100%-й
оплате жилищно-коммунальных услуг жителями города.
В 2005 году введены в действие новые Правила устройства и безопасной
эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ) – ПБ 10-558-03. Они разработаны на основе
гармонизации с европейскими стандартами EN 81 и содержат более жесткие
требования к лифтовой продукции. По оценке российских заводов-изготовителей,
для следования новым правилам необходимы значительные экономические
затраты, а также определенное время. Поэтому Госгортехнадзором РФ был
установлен переходный период до 30.09.2006, после завершения которого
производство всей номенклатуры выпускаемых в России лифтов должно соответствовать
требованиями ПУБЭЛ ПБ 10-558-03.
11,5 тыс. лифтов в государственном фонде, или 49%, отработали
ресурс (25 лет).
30 550 лифтов находятся в эксплуатации в жилищном фонде Санкт-Петербурга,
в том числе:
22 654 лифта в государственном фонде.
Отбор лифтов для программы «Реконструкция и модернизация лифтов»
на 2006 год произведен в первую очередь по неработающим лифтам, остановленным
Ростехнадзором, затем по лифтам, прослужившим срок более 45 лет, и далее
по лифтам, по которым были выданы предписания о предполагаемом запрещении
к эксплуатации на основании заключений экспертных комиссий. Все ли потенциально
опасные лифты попали в те 377, которые планируется модернизировать в
нынешнем году?
Подготовила Светлана Соснова
Тел. (812) 710-4885