9000 лифтов за восемь лет
Программа реконструкции и модернизации лифтов
Стремительно стареющее лифтовое хозяйство Петербурга призваны оздоровить
Программа модернизации и реконструкции лифтового хозяйства Санкт-Петербурга
на период 2006–2013 годы вкупе с соответствующим Законом. Однако массовой
замены эти документы, увы, не предусматривают, и посему из российских
производителей в основном востребованы будут изготовители запасных частей
и лифтовых узлов.
Программа без поддержки
Три года назад была сформирована и утверждена правительством Санкт-Петербурга
адресная программа «Реконструкция и модернизация лифтов на 2003–2013
годы». Финансирование расходов, связанных с реализацией программы, осуществляется
в пределах средств, ежегодно выделяемых на эти цели из бюджета Санкт-Петербурга.
Первые годы из-за крайне низкого финансирования программа считалась
условно действующей. За последние семь лет (за 1998–2005 годы) было
отремонтировано 1773 лифта, или 5,8% от общего количества лифтов. Причем
треть их них были реконструированы и модернизированы в 2005 году!
В прошлом году лифтовая отрасль почувствовала внимание к себе со стороны
властей: на реализацию отраслевой программы «Реконструкция и модернизация
лифтов» было выделено 400 000 тыс. руб.
467 лифтов отремонтировано в 2005 году, в том числе:
118 лифтов введено в эксплуатацию после реконструкции,
349 лифтов модернизированы.
По сравнению с прошлыми годами непривычно много. По сравнению с тем,
что нужно для предотвращения массового выбытия лифтов – неприлично мало.
Ведь если еще 2–3 года назад основная масса устаревших лифтов приходилась
на центральную часть города (Адмиралтейский, Петроградский, Центральный
районы), то сегодня количество таких лифтов значительно увеличилось
в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Невском, Фрунзенском,
Красносельском районах.
Более того, в ближайшие 10 лет их число в этих районах будет расти даже
не в геометрической прогрессии, а обвально: ведь именно там в 70-е годы
интенсивно велось массовое жилищное строительство и запускалось до 1,5
тысячи лифтов в год. Понятно, что выбывать они начнут столь же массово,
что, собственно, уже началось. Таким образом, ежегодно парк стареет
как минимум на 1,5 тысячи лифтов (не считая устаревающих во второй и
третий раз), а модернизируется от силы 400.
528,7 млн руб. предусматривается выделить на 2006 год из бюджета
города на модернизацию и реконструкцию лифтового хозяйства.
377 лифтов планируется ввести в строй.
Возможны какие-то изменения этой цифры в сторону увеличения за счет
реализации районных адресных программ, но вряд ли это будет намного
больше, чем в прошлом году, когда благодаря районным властям было отремонтировано
44 лифта. То есть темпы модернизации безнадежно отстают от темпов старения,
и с каждым годом эта проблема заходит все больше в тупик.
Закон и рынок
Поможет ли ее разрешению переход жилищно-коммунальной системы на рыночные
рельсы? По крайней мере, в ходе проходящего реформирования делаются
шаги по выводу проблемы из тени. В созданной недавно Ассоциации «Жилищный
комплекс», задача которой «оказывать позитивное влияние на развитие
рынка ЖКХ, повышать его… инвестиционную привлекательность», сформированы
и уже приступили к работе две отраслевые секции: группа лифтовых организаций
и группа управляющих компаний.
Не может не радовать и находящийся в разработке Закон «О целевой программе
модернизации и реконструкции лифтового хозяйства Санкт-Петербурга на
период 2006–2013 годы».
По информации Жилищного комитета, принятие данного Закона позволит
отремонтировать в 2006–2013 гг. 9000 лифтов. Это серьезная заявка на
ликвидацию накапливающихся «недореконструкций и недомодернизаций».
Комментарии Жилищного комитета в связи с будущим законом оптимистичны:
«Реализация программы может позволить решить одну из наиболее значимых
социально- экономических проблем городского хозяйства, снизить дотации
городского бюджета на содержание действующих лифтов, а также обеспечить
экономию энергоресурсов за счет нового менее энергоемкого оборудования.
Своевременное обновление лифтов сможет не только снять острую социальную
напряженность в городе, но и обеспечить заказами лифтостроительные заводы
Санкт-Петербурга, предоставить работу предприятиям, занятым производством,
монтажом и техническим обслуживанием лифтов.
При положительном решении вопроса финансирования реконструкции устаревших
лифтов, организации и предприятия лифтовой отрасли будут разрабатывать,
изготовлять и поставлять новые модели лифтов на уровне международных
стандартов, осуществлять надежную эксплуатацию, ремонт, модернизацию
и монтаж лифтов; обеспечивать пассажирам комфортабельное и безопасное
пользование».
Будет все как у людей
Но такое ли радужное и безоблачное будущее ждет лифтовое хозяйство
города и лифтовую отрасль в целом даже в случае принятия закона и своевременного
финансирования? Увы, нет. Ведь все вышесказанное относилось к реконструкции
и модернизации существующих лифтов, замена даже части из устаревших
лифтов на новые даже не обсуждалась. Новые лифты поставляются в строящиеся
здания, причем по традиционной схеме: бизнес-центры, гостиницы, жилые
комплексы элиткласса оснащаются лифтами зарубежных компаний: ОТИС, Schindler,
Kone, Stein, т. н. жилье для среднего класса – те же «ОТИС» либо Китай.
Российские же производители заняты в основном изготовлением узлов и
комплектов для модернизации, а также лифтов для массового жилья, где
сегодня они вне конкурентов.
– Если посмотреть мировую практику, – прокомментировал наше будущее
представитель Kone , – то там в лидерах 4–5 компаний. В России, скорее
всего, будет так же – эти компании займут 80% всего рынка, остальные
будут конкурировать в рамках оставшихся 20%. Российский жилищный сектор
останется на российских лифтах, причем сокращения этой части рынка (смена
компании-производителя) будет происходить за счет роста благосостояния
части граждан и, соответственно, перехода их в сектор комфортабельного
жилья.
Действительно, на мировом рынке основными производителями являются
компании OTIS, Schindler, Kone, Thyssen и Mitsubishi. Эти же фирмы представлены
в России и Петербурге. Кроме того, здесь расширяют свои позиции фирмы
Stein, Sodimas, Lodige.
Отечественные производители лифтов представлены двумя основными предприятиями:
московским Карачаровским механическим и подмосковным Щербинским лифтостроительным
заводами. Широко распространена у нас и продукция Могилевского лифтостроительного
завода (Беларусь).
В ожидании Китая
В Петербурге работают несколько специализированных заводов, среди
которых самые значительные: «Предприятие Парнас», «OTIS-лифт» и «Стилкон».
С генеральным директором «Предприятия Парнас» Эдуардом Кайзером о проблемах
отрасли говорить и просто и трудно. С одной стороны, он как никто другой
знает все больные места петербургских лифтов, ибо его предприятие –
основной производитель лифтовых узлов и запасных частей для ремонта
и модернизации российского лифтового оборудования, установленного в
секторе массового жилья. С другой, именно по этой причине ему труднее,
чем нам, даются оптимистичные прогнозы.
– Эдуард Михайлович, в числе подрядных организаций, работавших
по программе модернизации и реконструкции лифтов в прошлом году, были
два московских завода – ОАО «Карачаровский механический завод» и ЗАО
«РОСЛИФТ». Обращение к москвичам в данном случае оправдано?
– Что касается нового строительства – без москвичей и белорусов не обойтись.
У завода «Стилкон» возможности ограничены, а «OTIS-лифт» традиционно
работает в верхней ценовой категории. Наверное, и в случае с модернизацией
их помощь также не будет лишней. Но администрации Петербурга нужно помнить,
что в городе есть свои специализированные организации. И если нам не
будет перепадать от «бюджетного пирога», наше производство придется
сокращать.
А ведь мы выполняем ту работу, которую ни один производитель делать
не будет, потому что запчасти – бизнес не слишком выгодный. Заводы предпочитают
поставлять лифты или крупные лифтовые комплекты. Кстати, аналогичные
вещи можем делать и мы, причем за деньги не больше московских. Хороший
городской хозяин понимает, что сначала работу следует предлагать своим,
а отдавать лишь то, с чем они не могут справиться.
– Как дальше будет развиваться российский рынок лифтов?
– Российский лифтостроительный рынок – это четыре гранда: три московских
и могилевский завод. Все это огромные производства, нигде в мире таких
нет. Там идут по пути комплектации, а мы до сих пор работаем огромными
объединениями, которые очень сложно переоборудовать, переориентировать
на новые технологии. Поэтому мы и не выдерживаем конкуренции, причем
не только с западными, но и с китайскими заводами. Китайцы покупают
технологию, создают сборочное производство и – собирают современные
качественные лифты в средней и даже нижней ценовой категории. Так что,
боюсь, наши гранды, если не придумают какой-нибудь фокус, вряд ли смогут
удержаться на рынке.
Вот и выходит, что не с москвичами мы соперничаем, у нас с ними один
общий конкурент – Китай…
Действительно, судя по темпам, которыми эта страна завоевывает все
сферы экономики, «наш общий» конкурент находится в хорошей экономической
форме. И недалеко время, когда в домах и первых, и последних массовых
серий будут легко и бесшумно скользить лифты с маркировкой Made in China.
Светлана Соснова