Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 84 апрель 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

9000 лифтов за восемь лет
Программа реконструкции и модернизации лифтов

Стремительно стареющее лифтовое хозяйство Петербурга призваны оздоровить Программа модернизации и реконструкции лифтового хозяйства Санкт-Петербурга на период 2006–2013 годы вкупе с соответствующим Законом. Однако массовой замены эти документы, увы, не предусматривают, и посему из российских производителей в основном востребованы будут изготовители запасных частей и лифтовых узлов.

Программа без поддержки

Три года назад была сформирована и утверждена правительством Санкт-Петербурга адресная программа «Реконструкция и модернизация лифтов на 2003–2013 годы». Финансирование расходов, связанных с реализацией программы, осуществляется в пределах средств, ежегодно выделяемых на эти цели из бюджета Санкт-Петербурга. Первые годы из-за крайне низкого финансирования программа считалась условно действующей. За последние семь лет (за 1998–2005 годы) было отремонтировано 1773 лифта, или 5,8% от общего количества лифтов. Причем треть их них были реконструированы и модернизированы в 2005 году!

В прошлом году лифтовая отрасль почувствовала внимание к себе со стороны властей: на реализацию отраслевой программы «Реконструкция и модернизация лифтов» было выделено 400 000 тыс. руб.

467 лифтов отремонтировано в 2005 году, в том числе:
118 лифтов введено в эксплуатацию после реконструкции,
349 лифтов модернизированы.

По сравнению с прошлыми годами непривычно много. По сравнению с тем, что нужно для предотвращения массового выбытия лифтов – неприлично мало. Ведь если еще 2–3 года назад основная масса устаревших лифтов приходилась на центральную часть города (Адмиралтейский, Петроградский, Центральный районы), то сегодня количество таких лифтов значительно увеличилось в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Невском, Фрунзенском, Красносельском районах.
Более того, в ближайшие 10 лет их число в этих районах будет расти даже не в геометрической прогрессии, а обвально: ведь именно там в 70-е годы интенсивно велось массовое жилищное строительство и запускалось до 1,5 тысячи лифтов в год. Понятно, что выбывать они начнут столь же массово, что, собственно, уже началось. Таким образом, ежегодно парк стареет как минимум на 1,5 тысячи лифтов (не считая устаревающих во второй и третий раз), а модернизируется от силы 400.

528,7 млн руб. предусматривается выделить на 2006 год из бюджета города на модернизацию и реконструкцию лифтового хозяйства.
377 лифтов планируется ввести в строй.

Возможны какие-то изменения этой цифры в сторону увеличения за счет реализации районных адресных программ, но вряд ли это будет намного больше, чем в прошлом году, когда благодаря районным властям было отремонтировано 44 лифта. То есть темпы модернизации безнадежно отстают от темпов старения, и с каждым годом эта проблема заходит все больше в тупик.

Закон и рынок

Поможет ли ее разрешению переход жилищно-коммунальной системы на рыночные рельсы? По крайней мере, в ходе проходящего реформирования делаются шаги по выводу проблемы из тени. В созданной недавно Ассоциации «Жилищный комплекс», задача которой «оказывать позитивное влияние на развитие рынка ЖКХ, повышать его… инвестиционную привлекательность», сформированы и уже приступили к работе две отраслевые секции: группа лифтовых организаций и группа управляющих компаний.
Не может не радовать и находящийся в разработке Закон «О целевой программе модернизации и реконструкции лифтового хозяйства Санкт-Петербурга на период 2006–2013 годы».

По информации Жилищного комитета, принятие данного Закона позволит отремонтировать в 2006–2013 гг. 9000 лифтов. Это серьезная заявка на ликвидацию накапливающихся «недореконструкций и недомодернизаций».
Комментарии Жилищного комитета в связи с будущим законом оптимистичны: «Реализация программы может позволить решить одну из наиболее значимых социально- экономических проблем городского хозяйства, снизить дотации городского бюджета на содержание действующих лифтов, а также обеспечить экономию энергоресурсов за счет нового менее энергоемкого оборудования.
Своевременное обновление лифтов сможет не только снять острую социальную напряженность в городе, но и обеспечить заказами лифтостроительные заводы Санкт-Петербурга, предоставить работу предприятиям, занятым производством, монтажом и техническим обслуживанием лифтов.
При положительном решении вопроса финансирования реконструкции устаревших лифтов, организации и предприятия лифтовой отрасли будут разрабатывать, изготовлять и поставлять новые модели лифтов на уровне международных стандартов, осуществлять надежную эксплуатацию, ремонт, модернизацию и монтаж лифтов; обеспечивать пассажирам комфортабельное и безопасное пользование».

Будет все как у людей

Но такое ли радужное и безоблачное будущее ждет лифтовое хозяйство города и лифтовую отрасль в целом даже в случае принятия закона и своевременного финансирования? Увы, нет. Ведь все вышесказанное относилось к реконструкции и модернизации существующих лифтов, замена даже части из устаревших лифтов на новые даже не обсуждалась. Новые лифты поставляются в строящиеся здания, причем по традиционной схеме: бизнес-центры, гостиницы, жилые комплексы элиткласса оснащаются лифтами зарубежных компаний: ОТИС, Schindler, Kone, Stein, т. н. жилье для среднего класса – те же «ОТИС» либо Китай. Российские же производители заняты в основном изготовлением узлов и комплектов для модернизации, а также лифтов для массового жилья, где сегодня они вне конкурентов.

– Если посмотреть мировую практику, – прокомментировал наше будущее представитель Kone , – то там в лидерах 4–5 компаний. В России, скорее всего, будет так же – эти компании займут 80% всего рынка, остальные будут конкурировать в рамках оставшихся 20%. Российский жилищный сектор останется на российских лифтах, причем сокращения этой части рынка (смена компании-производителя) будет происходить за счет роста благосостояния части граждан и, соответственно, перехода их в сектор комфортабельного жилья.

Действительно, на мировом рынке основными производителями являются компании OTIS, Schindler, Kone, Thyssen и Mitsubishi. Эти же фирмы представлены в России и Петербурге. Кроме того, здесь расширяют свои позиции фирмы Stein, Sodimas, Lodige.
Отечественные производители лифтов представлены двумя основными предприятиями: московским Карачаровским механическим и подмосковным Щербинским лифтостроительным заводами. Широко распространена у нас и продукция Могилевского лифтостроительного завода (Беларусь).

В ожидании Китая

В Петербурге работают несколько специализированных заводов, среди которых самые значительные: «Предприятие Парнас», «OTIS-лифт» и «Стилкон».
С генеральным директором «Предприятия Парнас» Эдуардом Кайзером о проблемах отрасли говорить и просто и трудно. С одной стороны, он как никто другой знает все больные места петербургских лифтов, ибо его предприятие – основной производитель лифтовых узлов и запасных частей для ремонта и модернизации российского лифтового оборудования, установленного в секторе массового жилья. С другой, именно по этой причине ему труднее, чем нам, даются оптимистичные прогнозы.

– Эдуард Михайлович, в числе подрядных организаций, работавших по программе модернизации и реконструкции лифтов в прошлом году, были два московских завода – ОАО «Карачаровский механический завод» и ЗАО «РОСЛИФТ». Обращение к москвичам в данном случае оправдано?
– Что касается нового строительства – без москвичей и белорусов не обойтись. У завода «Стилкон» возможности ограничены, а «OTIS-лифт» традиционно работает в верхней ценовой категории. Наверное, и в случае с модернизацией их помощь также не будет лишней. Но администрации Петербурга нужно помнить, что в городе есть свои специализированные организации. И если нам не будет перепадать от «бюджетного пирога», наше производство придется сокращать.
А ведь мы выполняем ту работу, которую ни один производитель делать не будет, потому что запчасти – бизнес не слишком выгодный. Заводы предпочитают поставлять лифты или крупные лифтовые комплекты. Кстати, аналогичные вещи можем делать и мы, причем за деньги не больше московских. Хороший городской хозяин понимает, что сначала работу следует предлагать своим, а отдавать лишь то, с чем они не могут справиться.

– Как дальше будет развиваться российский рынок лифтов?
– Российский лифтостроительный рынок – это четыре гранда: три московских и могилевский завод. Все это огромные производства, нигде в мире таких нет. Там идут по пути комплектации, а мы до сих пор работаем огромными объединениями, которые очень сложно переоборудовать, переориентировать на новые технологии. Поэтому мы и не выдерживаем конкуренции, причем не только с западными, но и с китайскими заводами. Китайцы покупают технологию, создают сборочное производство и – собирают современные качественные лифты в средней и даже нижней ценовой категории. Так что, боюсь, наши гранды, если не придумают какой-нибудь фокус, вряд ли смогут удержаться на рынке.
Вот и выходит, что не с москвичами мы соперничаем, у нас с ними один общий конкурент – Китай…

Действительно, судя по темпам, которыми эта страна завоевывает все сферы экономики, «наш общий» конкурент находится в хорошей экономической форме. И недалеко время, когда в домах и первых, и последних массовых серий будут легко и бесшумно скользить лифты с маркировкой Made in China.

Светлана Соснова



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна