Учитесь считать расходы
Реформе ЖКХ нет альтернативы
«Надо работать, а не играть в работу», – убежден генеральный директор
ОАО «Жилкомсервис № 1 Красногвардейского района» Владимир Яковлевич
Стрижак, специалист ЖКХ с 30-летним стажем. Он готов участвовать в реформировании
одной из самых консервативных сфер народного хозяйства, потому что как
практик точно знает, в чем корень неудач и к чему следует стремиться.
В.
Я. Стрижак был назначенв ЖКС-1 в октябре 2005 г. с напутствием городского
(Ю. Х. Лукманов) и районного (М. Д. Щербакова) руководства: «Иди и спасай
положение». Ему достался старый фонд, инженерные сети и котельные прошлого
века. К тому же наступали холода. Новый начальник с коллективом успел
главное – подготовить, как положено, элеваторы тепловых узлов и не заморозил
дома. Последний раз Петух (знак 2005 г.) клюнул Владимира Яковлевича
в новогоднюю ночь: от перегрузки вырубилась электрощитовая на Большеохтинском
пр. К 5 часам утра 1 января он с монтерами восстановил электроснабжение
домов.
– Какие были сделаны выводы?
– Запланировали максимальное количество мероприятий по энергообеспечению.
Произошло следующее. Котельные не смогли нагреть теплоноситель до норматива,
батареи в домах остыли, и люди, спасаясь от холода, включили все обогреватели.
Сделаем ремонт ГЭРЩ и проведем ревизию, каково соотношение отпускаемого
и потребляемого количества электроэнергии. Будем добиваться, чтобы КУГИ
согласовывал с нами выдачу разрешений на аренду, поскольку на новых
потребителей не хватает мощностей кабельной сети.
– Но над вами жилищное агентство…
– В том-то и заключается правовой абсурд: «Жилкомсервис» обслуживает
население, но не имеет прав контролировать расход электроэнергии, поскольку
договор на ее поставку заключается не с нами, а с райжилагентством.
Не вправе даже ведомственную котельную проверить, почему упала температура
в подводящих сетях. Мы, конечно, находим выход. Но, затягивая решение
проблем, можем потерять в оперативности. При авариях надо действовать
быстро. Если же идти с рапортом по инстанциям, и людей заморозим, и
коммуникации. Вместо препон надо создать единую нормативно-правовую
базу в интересах жителей и территории, а не отдельных служб и ведомств.
–
Какова сегодня сфера деятельности ЖКС-1?
– Наша территория – Большая и Малая Охта и Полюстрово, 631 здание, 58
тыс. квартир, 135 тыс. жильцов. Функции – эксплуатация внутридомовых
инженерных сетей и поддержание в надлежащем санитарном состоянии дворовых
территорий, лестничных клеток. Мы отвечаем также за кровлю, за подвалы,
фасады, за своевременную уборку и вывоз бытовых отходов (перевозчик
«Спецтранс» № 6).
К сожалению, ответственности у жилищников гораздо больше, чем прав.
Простой пример: кто отвечает за чистоту на дорогах, тротуарах? В целом
– никто. Единого хозяина нет. Есть свои сервисные фирмы у домов ЖСК,
у ведомственного фонда. Но мы не можем заставить их честно выполнять
свои обязанности и оказываемся крайними. А значит, к праздникам, визитам
ВИП-персон выполняем уборку за тех, кто получает за это деньги. Считаю,
в ЖКХ обязательно должен произойти переход на рыночные отношения. Но
плавный, постепенный, потому что если просто раздать фонды, то и спросить
будет не с кого.
– Что вы успели предпринять, чтобы не повторился новогодний
аврал?
– Заполнил вакансии ИТР хорошими специалистами. Решаю задачу перераспределения
функций между ними в двух плоскостях: чтобы шла работа по направлениям,
и была полная картина ситуации по всем объектам. Надо, чтобы домоуправ,
техник-смотритель, мастер досконально владел информацией о техническом
состоянии жилого дома. Это необходимо для планирования работ по степени
срочности, какие выполнить в первую, какие во вторую очередь. Если будет
соблюдаться такая последовательность, уверяю, количество ремонтных заявок
сократится на 90%. Организация дела – вот что является главным и действенным
средством.
Практика показывает, что кроме технических паспортов должны быть паспорта
эксплуатации жилого фонда. Поэтому я первым делом пригласил инженера,
которому вменил в обязанности сбор подробной информации: каково техническое
состояние каждого дома, сколько там арендаторов, сколько израсходовано
материалов, выплачено зарплаты и т. д. Так мы сможем вычислить себестоимость
ремонтно-эксплуатационных затрат.
Но
нашу работу осложняют разные обстоятельства. Например, Жилищный комитет
нам предписал составить планы-графики погашения долгов по энергоресурсам.
Мы это сделали и рассчитывали поэтапный расчет. Но комитет дал указание
на ВЦКП перечислять 20% от поступающей квартплаты в безакцептном порядке
в «Петроэлектросбыт». Им, конечно, тоже надо вернуть долги, но почему
за счет нас? Или о субсидиях. Они поступают очень неравномерно. Местные
деньги опаздывают «всего» на месяц-два, а федеральные приходят вообще
в конце года. Когда же мы их успеем освоить? С экономикой нельзя обращаться
так вольно. Пусть «Жилкомсервис» – структура экспериментальная, промежуточная
и потому несовершенная. Но мы должны, по крайней мере, отработать будущие
нормальные экономические и юридические отношения между жильцами, администрацией
и территориальными службами.
–
Владимир Яковлевич, а жильцы понимают, что «Жилкомсервис» может оказать
им услуги только за счет квартплаты?
– Начали понимать в результате большой разъяснительной работы и принимаемых
по закону мер. В листовке, доставленной в каждый дом, сказано, что неуплата
задолженности не только нарушает законы РФ, но и не позволяет жилищно-эксплуатационной
организации из-за недостатка средств в полной мере выполнять свои обязанности.
Так, за октябрь неплательщики получили от нас 2,5 тысячи предписаний,
и 30% сразу погасили долг. Далее мы обращаемся в суд. Большинство не
доводит дело до судебной тяжбы. Поэтому мы достигли почти 100% сбора
квартплаты.
Другой вопрос, требующий разъяснения: из каждых 10 руб. начисленных
квартиросъемщикам коммунальных платежей, по итогам 9 месяцев, мы получаем
только шесть. И квартплата никогда не повышалась такими темпами, как
цены на подачу тепла, электроэнергии, воды и т. д. Поэтому главные претензии
по поводу роста цен в ЖКХ не к нам.
– Вы можете пополнить доход ЖКС-1 за счет платных услуг?
– Обязательно этим займемся. Но я пришел в ЖКС-1 в начале отопительного
сезона, затем пришлось выдержать натиск суровых морозов. Было не до
того.
– Чем вы можете привлечь квалифицированные кадры?
– Первое – материальные стимулы. Стараемся поднять оплату труда. Второе
– это жилье. Есть много свободных помещений, которые можно переоборудовать
под квартиры. Но пока нет юридических оснований взять их даже в аренду.
Я думаю так: работая у нас и проживая на арендованной площади, человек
должен иметь возможность заработать и купить себе квартиру.
–
Что главное удалось вам сделать за короткий срок во главе ЖКС-1?
– Ввел должность «инженера по информационному обеспечению эксплуатации
зданий», о чем уже упомянул. Это очень полезное новшество. Привлек специалиста,
который скоординировал деятельность трех ЭУ, что намного облегчило выполнение
производственных задач. До этого они работали как «лебедь, рак и щука».
Укрепил юридическую службу, отчего вырос сбор арендной платы. При участии
районной администрации и райжилагентства удалось сдвинуть с места проблему
жильцов-неплательщиков. Наконец, пополнили парк транспорта, заключив
договор с автобазой, и на каждый участок выделили дополнительно грузовой
автомобиль для оперативного устранения аварий.
Рецепты Владимира Стрижака просты и понятны. Надо сокращать непроизводительные
затраты. Вести точный учет потребляемых энергоресурсов. Внедрить правила
взаимной ответственности. В том числе конструкторов инженерных систем
перед эксплуатационниками, чтобы дома было удобно обслуживать.
Если человек понимает свою задачу, делает все, от него зависящее, и
достигает хорошего результата, он получает удовлетворение от работы.
Это жизненное кредо руководителя ОАО «Жилкомсервис № 1» вряд ли можно
оспорить.
Виктор Малков
Тел./факс 224-2287