Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

С 4 октября читайте на сайте:
Управление инвестиций сообщает:

Объявленные торги
Планируемые торги

№ 84 апрель 2006
новости фирм
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



«Мы обслуживаем более 2 000 000 жилищного фонда»
Опыт работы управляющих компаний «Оргтехремстрой» и РЭС-1

В преддверии Дня работника ЖКХ своими мыслями о проблемах и перспективах коммунального бизнеса с читателями делится Алексей Васильевич Федоров – к. э. н., генеральный директор ООО «Оргтехремстрой» и ООО «Ремонто- Эксплуатационная Служба-1» – дочерними компаниями холдинга ЛенСпецСМУ.

– Подводя итоги минувшего года, должен сказать, что РЭС-1 отработала на грани рентабельности. Начало несколько пессимистическое, но таковы факты. Можно, конечно, утешаться тем, что работающая в той же сфере коммунального бизнеса компания «Оргтехремстрой» получила запланированную прибыль, но ведь она трудится на этом поприще уже 5 лет и самое сложное время уже пережила. Уверен, переживет его и РЭС-1, взявшая в январе 2005 года на обслуживание жилищный фонд острова Декабристов, но работы и затрат предстоит немало. Если все пойдет как задумано, то этот год будет более успешным.

– Это связано с тем, что РЭС-1 является молодой компанией, работающей чуть больше года?
– Причин, как всегда, несколько, но молодость компании тут не при чем, ведь опыт есть и у ее руководства, и у персонала, который проходил строгий отбор по профессиональным качествам. Главная трудность заключалась в том, что минувший год был годом становления, самым проблемным для любой компании, берущей на обслуживание жилищный фонд. Вторая причина того, что, работая не за страх, а за совесть, мы закончили год с минимальной прибылью, состоит в том, что стартовые условия оказались очень сложными. Жилищный фонд острова Декабристов – он составляет около 900 тыс. кв. м – возводился накануне перестройки. Из-за начавшегося в строительной отрасли кризиса жилые дома сдавались с недоделками, работы по благоустройству были проведены далеко не везде, а исправлять это пришлось и еще предстоит нам.

– И все же итоги первого года работы РЭС-1 не были для вас неожиданностью?
– Нет, с самого начала мы видели трудности, с которыми нам придется столкнуться. Хотя, возможно, не до конца представляли их объем. И то, что администрация города будет время от времени менять правила игры.
Вот наглядный пример: принимая в обслуживание жилищный фонд острова Декабристов, мы «получили в наследство» некоторое количество материалов, предназначенных для проведения текущего и аварийного ремонта. Нам передали их бесплатно, поскольку предстояло провести неотложные работы более чем по 100 адресам. Это логично – нам оставляют материалы для проведения ремонтных работ, которые по каким-то причинам не были выполнены ответственной за их исполнение организацией, кстати сказать, государственной, хотя деньги на приобретение их взяты из квартплаты жильцов. А потом, по прошествии времени, после того, как мы выполнили работы по ликвидации следов протечек с кровель, после аварий на трубопроводах, пожаров, герметизации межпанельных швов – на проведение этих работ было потрачено более 2 млн рублей, – нам сообщают, что власти изменили свое решение о безвозмездной передаче материалов и требуют оплатить их стоимость.
Еще один характерный пример. В соответствии с законом СПб № 618-84 от 01.12.2004 г. «О тарифах и ставках на коммунальные услуги водоснабжения и канализации, предоставляемые населению СПб» с 01.01.2005 г. предусмотрена разница в тарифах, выставляемых ГУП «Водоканал СПб» жилищным организациям и выставляемых жилищными организациями в расчетах с населением. Эта разница, составляющая порядка 10% от конечного тарифа, заложена для использования жилищными организациями на ремонт внутридомовых водопроводных и канализационных сетей. Однако за весь период 2005 г. и I квартал 2006 г. город не выделил ни копейки.
Я не говорю, что нам умышленно ставили палки в колеса и что такой подход только к нашей компании. Вовсе нет, то же самое случается и с организациями «Жилкомсервиса». Подобная непоследовательность не способствует планомерной созидательной работе. Такие отношения нельзя назвать рыночными.

Прибавьте к этому, что компания «Петроэнергосбыт» выставила нам миллионные счета за потребленную электроэнергию. При этом непонятно, почему администрация города смирилась с такой системой расчетов, если электросчетчики в ряде домов отсутствовали.
Одной из расходных статей были затраты на установку украденных, испорченных или не существовавших приборов коммунального пользования: освещения, радиаторов, отсутствовавших в парадных множества домов и на ряде лестничных площадок, счетчиков воды, водосточных труб и т. п.
Словом, мы изрядно потратились, приводя в порядок все то, что находилось в крайне запущенном и плачевном состоянии. Помимо всего этого, мы разместили и оснастили, то есть создали с нуля, аварийно-диспетчерскую службу, которая способствует оперативному решению возникающих у жильцов проблем.

– В предыдущей статье, напечатанной в нашем журнале (№ 81), вы, ссылаясь на опыт «Оргтехремстроя», утверждали, что коммунальная отрасль может работать с прибылью...
– Разумеется, может! Но коммунальный бизнес не гарантирует быстрой окупаемости, в дело надо вложить немалые средства, а как же иначе! Причем я считаю, что заниматься коммунальным бизнесом должны крупные компании, которые в состоянии обслуживать большие объемы жилищного фонда. В преуспевание маленьких фирм, обслуживающих три-четыре здания, я не верю. К примеру, они должны иметь такую же технику по уборке улиц и дворов, как у нас, а это дорогое удовольствие. Должны содержать штат специалистов: водопроводчиков, электриков, дворников и т. д. Но услуги их в малых фирмах не будут требоваться постоянно, значит, им придется где-то подрабатывать, а это уже несерьезный подход к делу. К тому же большая компания способна сконцентрировать в нужном месте работников, технику, деньги. Возможность маневра – важное качество, особенно в форс-мажорных обстоятельствах, от которых мы, как показывает жизнь, увы, не застрахованы.

– Например, во время неожиданно сильных январских морозов?
– Я бы не стал говорить о них как о чем-то неожиданном. Они оказались сильнее обычных, но мы были к ним готовы, и у нас в связи с этим никаких эксцессов не возникло. Мы сумели преодолеть возникшие трудности благодаря гибкой организации работ и добросовестному труду всего коллектива, сознающего, что от его деятельности зависит качество жизни людей в обслуживаемых нами домах.

– Вы обслуживаете самый крупный объем жилого фонда в Петербурге, а сколько всего «Жилкомсервисов» и управляющих компаний в городе?
– Точную цифру не назову, поскольку некоторые управляющие компании пользуются услугами эксплуатирующих фирм. Но если не вдаваться в детали, в Петербурге более 40 предприятий «Жилкомсервис» и порядка 20 частных компаний. Однако цифры эти не дают полного представления о положении дел в жилищно-коммунальном хозяйстве города, поскольку частные обслуживающие компании с трудом пробиваются через тендер в сферу технического обслуживания, и вероятность их выживания невелика. Многое тут зависит от позиции городских властей.

– Они не проявляют особой заинтересованности в передаче государственного жилищного фонда на обслуживание частным компаниям?
– Дело тут скорее в не сложившейся пока системе взаимоотношений. В несовершенстве нормативно-правовой базы, которая нуждается в проработке, в необходимости корректировки существующих тарифов. Мы всегда впадаем в крайности. Вот характерный пример: компании, получившие право на заключение договоров на организацию управления и обеспечение технической эксплуатации объектов недвижимости Санкт-Петербурга, должны подтверждать его на ежегодных тендерах. Но, как показывает опыт РЭС-1, первый год обслуживания проблемного жилищного фонда, с одной стороны, не позволяет полностью оценить работу компании, а с другой стороны – не дает ей возможности возместить вложенные инвестиции. Если же она, вложив в первый год средства в обслуживаемый фонд, по каким-то причина не выигрывает тендер, то оказывается в убытке. Такая ситуация вполне возможна, и это одна из причин, по которой компании не торопятся принять участие в тендерах.

– Какой же вы видите выход из создавшегося положения?
– Нормативно-правовая база должна позволять компаниям брать жилищный фонд в обслуживание по крайней мере на пять лет. Это достаточный срок, чтобы они могли проявить себя и хотя бы возместить инвестированные средства. Это логично, ведь если работа компании не удовлетворит жильцов обслуживаемого фонда, то они, через ТСЖ, сами откажутся от ее услуг. В свете этого проведение повторных тендеров вообще теряет смысл.

Теперь о тарифах. Те, кто работает в сфере ЖКХ, знают, что затраты на обслуживание зданий зависят от степени их износа, времени возведения и конструктивно-планировочных особенностей – кирпичный, например, дом или панельный. Более того, разные серии панельных домов существенно отличаются друг от друга, и обслуживание их требует разных затрат. Пока их обслуживали муниципальные организации, эти различия не имели принципиального значения – работал принцип сообщающихся сосудов: на техническое обслуживание одного здание тратилось немного больше, что компенсировалось за счет другого. Теперь ситуация в корне изменилась, но это не нашло отражение в тарифной сетке. Новостройки в эксплуатационном смысле всегда были убыточными, а старый фонд – дотационным, и это должно как-то отразиться на субсидиях, поскольку сейчас обслуживающие компании находятся в крайне неравных условиях. То есть необходимо пересмотреть структуру затрат, соответствующих величине стоимости жилищных услуг.

– А как у вас обстоят дела с задолженностями жильцов?
– Не все, разумеется, исправно вносят квартплату, но парадокс состоит в том, что задолженность нам бюджета превышает задолженность населения. Причем если задолжность населения – фактор прогнозируемый, то бюджетные невыплаты носят непредсказуемый характер. Сильно мешает работе и то, что взаимоотношения со специализированными организациями города – поставщиками коммунальных услуг – у нас далеко не рыночные. Они соответствуют ушедшему в прошлое периоду, когда все наши организации были бюджетными, но теперь-то это не так! И потому надо как можно скорее менять законодательную базу, определяющую взаимоотношения поставщиков и потребителей услуг, о корректировке которой власти почему-то забыли при проведении реформы ЖКХ.
Конечно, мы решаем и решим стоящие перед нами задачи, но поддержка городских властей была бы здесь далеко не лишней. Ведь мы работаем, чтобы сделать жизнь горожан комфортней, и цели у нас с администрацией Санкт-Петербурга одни и те же.

СПб, Комендантский пр., д. 27, корп. 1
Тел. 306-9961,
факс: 306-8834, 352-5066


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 

Реклама на сайте











© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна