«Мы обслуживаем более 2 000 000 жилищного фонда»
Опыт работы управляющих компаний «Оргтехремстрой» и РЭС-1
В преддверии Дня работника ЖКХ своими мыслями о проблемах и перспективах
коммунального бизнеса с читателями делится Алексей Васильевич Федоров
– к. э. н., генеральный директор ООО «Оргтехремстрой» и ООО «Ремонто-
Эксплуатационная Служба-1» – дочерними компаниями холдинга ЛенСпецСМУ.
–
Подводя итоги минувшего года, должен сказать, что РЭС-1 отработала на
грани рентабельности. Начало несколько пессимистическое, но таковы факты.
Можно, конечно, утешаться тем, что работающая в той же сфере коммунального
бизнеса компания «Оргтехремстрой» получила запланированную прибыль,
но ведь она трудится на этом поприще уже 5 лет и самое сложное время
уже пережила. Уверен, переживет его и РЭС-1, взявшая в январе 2005 года
на обслуживание жилищный фонд острова Декабристов, но работы и затрат
предстоит немало. Если все пойдет как задумано, то этот год будет более
успешным.
– Это связано с тем, что РЭС-1 является молодой компанией,
работающей чуть больше года?
– Причин, как всегда, несколько, но молодость компании тут не при чем,
ведь опыт есть и у ее руководства, и у персонала, который проходил строгий
отбор по профессиональным качествам. Главная трудность заключалась в
том, что минувший год был годом становления, самым проблемным для любой
компании, берущей на обслуживание жилищный фонд. Вторая причина того,
что, работая не за страх, а за совесть, мы закончили год с минимальной
прибылью, состоит в том, что стартовые условия оказались очень сложными.
Жилищный фонд острова Декабристов – он составляет около 900 тыс. кв.
м – возводился накануне перестройки. Из-за начавшегося в строительной
отрасли кризиса жилые дома сдавались с недоделками, работы по благоустройству
были проведены далеко не везде, а исправлять это пришлось и еще предстоит
нам.
– И все же итоги первого года работы РЭС-1 не были для
вас неожиданностью?
– Нет, с самого начала мы видели трудности, с которыми нам придется
столкнуться. Хотя, возможно, не до конца представляли их объем. И то,
что администрация города будет время от времени менять правила игры.
Вот наглядный пример: принимая в обслуживание жилищный фонд острова
Декабристов, мы «получили в наследство» некоторое количество материалов,
предназначенных для проведения текущего и аварийного ремонта. Нам передали
их бесплатно, поскольку предстояло провести неотложные работы более
чем по 100 адресам. Это логично – нам оставляют материалы для проведения
ремонтных работ, которые по каким-то причинам не были выполнены ответственной
за их исполнение организацией, кстати сказать, государственной, хотя
деньги на приобретение их взяты из квартплаты жильцов. А потом, по прошествии
времени, после того, как мы выполнили работы по ликвидации следов протечек
с кровель, после аварий на трубопроводах, пожаров, герметизации межпанельных
швов – на проведение этих работ было потрачено более 2 млн рублей, –
нам сообщают, что власти изменили свое решение о безвозмездной передаче
материалов и требуют оплатить их стоимость.
Еще один характерный пример. В соответствии с законом СПб № 618-84 от
01.12.2004 г. «О тарифах и ставках на коммунальные услуги водоснабжения
и канализации, предоставляемые населению СПб» с 01.01.2005 г. предусмотрена
разница в тарифах, выставляемых ГУП «Водоканал СПб» жилищным организациям
и выставляемых жилищными организациями в расчетах с населением. Эта
разница, составляющая порядка 10% от конечного тарифа, заложена для
использования жилищными организациями на ремонт внутридомовых водопроводных
и канализационных сетей. Однако за весь период 2005 г. и I квартал 2006
г. город не выделил ни копейки.
Я не говорю, что нам умышленно ставили палки в колеса и что такой подход
только к нашей компании. Вовсе нет, то же самое случается и с организациями
«Жилкомсервиса». Подобная непоследовательность не способствует планомерной
созидательной работе. Такие отношения нельзя назвать рыночными.
Прибавьте к этому, что компания «Петроэнергосбыт» выставила нам миллионные
счета за потребленную электроэнергию. При этом непонятно, почему администрация
города смирилась с такой системой расчетов, если электросчетчики в ряде
домов отсутствовали.
Одной из расходных статей были затраты на установку украденных, испорченных
или не существовавших приборов коммунального пользования: освещения,
радиаторов, отсутствовавших в парадных множества домов и на ряде лестничных
площадок, счетчиков воды, водосточных труб и т. п.
Словом, мы изрядно потратились, приводя в порядок все то, что находилось
в крайне запущенном и плачевном состоянии. Помимо всего этого, мы разместили
и оснастили, то есть создали с нуля, аварийно-диспетчерскую службу,
которая способствует оперативному решению возникающих у жильцов проблем.
– В предыдущей статье, напечатанной в нашем журнале (№
81), вы, ссылаясь на опыт «Оргтехремстроя», утверждали, что коммунальная
отрасль может работать с прибылью...
– Разумеется, может! Но коммунальный бизнес не гарантирует быстрой окупаемости,
в дело надо вложить немалые средства, а как же иначе! Причем я считаю,
что заниматься коммунальным бизнесом должны крупные компании, которые
в состоянии обслуживать большие объемы жилищного фонда. В преуспевание
маленьких фирм, обслуживающих три-четыре здания, я не верю. К примеру,
они должны иметь такую же технику по уборке улиц и дворов, как у нас,
а это дорогое удовольствие. Должны содержать штат специалистов: водопроводчиков,
электриков, дворников и т. д. Но услуги их в малых фирмах не будут требоваться
постоянно, значит, им придется где-то подрабатывать, а это уже несерьезный
подход к делу. К тому же большая компания способна сконцентрировать
в нужном месте работников, технику, деньги. Возможность маневра – важное
качество, особенно в форс-мажорных обстоятельствах, от которых мы, как
показывает жизнь, увы, не застрахованы.
– Например, во время неожиданно сильных январских морозов?
– Я бы не стал говорить о них как о чем-то неожиданном. Они оказались
сильнее обычных, но мы были к ним готовы, и у нас в связи с этим никаких
эксцессов не возникло. Мы сумели преодолеть возникшие трудности благодаря
гибкой организации работ и добросовестному труду всего коллектива, сознающего,
что от его деятельности зависит качество жизни людей в обслуживаемых
нами домах.
– Вы обслуживаете самый крупный объем жилого фонда в Петербурге,
а сколько всего «Жилкомсервисов» и управляющих компаний в городе?
– Точную цифру не назову, поскольку некоторые управляющие компании пользуются
услугами эксплуатирующих фирм. Но если не вдаваться в детали, в Петербурге
более 40 предприятий «Жилкомсервис» и порядка 20 частных компаний. Однако
цифры эти не дают полного представления о положении дел в жилищно-коммунальном
хозяйстве города, поскольку частные обслуживающие компании с трудом
пробиваются через тендер в сферу технического обслуживания, и вероятность
их выживания невелика. Многое тут зависит от позиции городских властей.
– Они не проявляют особой заинтересованности в передаче
государственного жилищного фонда на обслуживание частным компаниям?
– Дело тут скорее в не сложившейся пока системе взаимоотношений. В несовершенстве
нормативно-правовой базы, которая нуждается в проработке, в необходимости
корректировки существующих тарифов. Мы всегда впадаем в крайности. Вот
характерный пример: компании, получившие право на заключение договоров
на организацию управления и обеспечение технической эксплуатации объектов
недвижимости Санкт-Петербурга, должны подтверждать его на ежегодных
тендерах. Но, как показывает опыт РЭС-1, первый год обслуживания проблемного
жилищного фонда, с одной стороны, не позволяет полностью оценить работу
компании, а с другой стороны – не дает ей возможности возместить вложенные
инвестиции. Если же она, вложив в первый год средства в обслуживаемый
фонд, по каким-то причина не выигрывает тендер, то оказывается в убытке.
Такая ситуация вполне возможна, и это одна из причин, по которой компании
не торопятся принять участие в тендерах.
– Какой же вы видите выход из создавшегося положения?
– Нормативно-правовая база должна позволять компаниям брать жилищный
фонд в обслуживание по крайней мере на пять лет. Это достаточный срок,
чтобы они могли проявить себя и хотя бы возместить инвестированные средства.
Это логично, ведь если работа компании не удовлетворит жильцов обслуживаемого
фонда, то они, через ТСЖ, сами откажутся от ее услуг. В свете этого
проведение повторных тендеров вообще теряет смысл.
Теперь о тарифах. Те, кто работает в сфере ЖКХ, знают, что затраты
на обслуживание зданий зависят от степени их износа, времени возведения
и конструктивно-планировочных особенностей – кирпичный, например, дом
или панельный. Более того, разные серии панельных домов существенно
отличаются друг от друга, и обслуживание их требует разных затрат. Пока
их обслуживали муниципальные организации, эти различия не имели принципиального
значения – работал принцип сообщающихся сосудов: на техническое обслуживание
одного здание тратилось немного больше, что компенсировалось за счет
другого. Теперь ситуация в корне изменилась, но это не нашло отражение
в тарифной сетке. Новостройки в эксплуатационном смысле всегда были
убыточными, а старый фонд – дотационным, и это должно как-то отразиться
на субсидиях, поскольку сейчас обслуживающие компании находятся в крайне
неравных условиях. То есть необходимо пересмотреть структуру затрат,
соответствующих величине стоимости жилищных услуг.
– А как у вас обстоят дела с задолженностями жильцов?
– Не все, разумеется, исправно вносят квартплату, но парадокс состоит
в том, что задолженность нам бюджета превышает задолженность населения.
Причем если задолжность населения – фактор прогнозируемый, то бюджетные
невыплаты носят непредсказуемый характер. Сильно мешает работе и то,
что взаимоотношения со специализированными организациями города – поставщиками
коммунальных услуг – у нас далеко не рыночные. Они соответствуют ушедшему
в прошлое периоду, когда все наши организации были бюджетными, но теперь-то
это не так! И потому надо как можно скорее менять законодательную базу,
определяющую взаимоотношения поставщиков и потребителей услуг, о корректировке
которой власти почему-то забыли при проведении реформы ЖКХ.
Конечно, мы решаем и решим стоящие перед нами задачи, но поддержка городских
властей была бы здесь далеко не лишней. Ведь мы работаем, чтобы сделать
жизнь горожан комфортней, и цели у нас с администрацией Санкт-Петербурга
одни и те же.
СПб, Комендантский пр., д. 27, корп. 1
Тел. 306-9961,
факс: 306-8834, 352-5066