УРОКИ ЗИМЫ
Реформы в ЖКХ: результаты, проблемы, возможности
Зима устроила испытания коммунальщикам в первый отопительный сезон,
когда предприятия отрасли выступали в новом качестве, обретя самостоятельность.
Подконтрольные городу Жилищные агентства были преобразованы в акционерные
общества, и на равных с ними в государственную сферу ЖКХ пришли частные
коммунальные компании, получив с торгов контракты на обслуживание городского
жилищного фонда. Монопольная система управления ЖКХ осталась в прошлом.
Что
принесли преобразования городу и горожанам, насколько верно направление,
избранное реформаторами?
Об этом шел разговор за круглым столом. В обсуждении проблем и удач
отопительного сезона приняли участие депутат Государственной думы Петр
Шелищ, руководитель ФАС по СПб и ЛО Олег Коломийченко, и. о. председателя
Комитета по энергетике и инженерному обеспечению СПб Владислав Петров,
начальник управления по работе с объединениями собственников жилья и
управляющими компаниями Жилищного комитета Олег Вихтюк, начальник технического
управления Жилищного комитета Николай Вотчинцев, председатель исполнительного
комитета Ассоциации «Северо-Запад» Елена Хазова, председатель Ассоциации
управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере СПб Евгений
Пургин, генеральный директор управляющей компании РЭС ТСВ Сергей Тихонов.
По данным, которые огласил Николай Вотчинцев, с 17 по 23 января Жилищным
комитетом было зарегистрировано 138 отключений тепла в 1135 зданиях.
Наиболее сложная обстановка сложилась на Хасанской улице, где одновременно
были отключены 177 домов. Эта авария была ликвидирована за 35 часов.
Пик отключений электроэнергии пришелся на 20–21 января: без электричества
с 2 до 18 часов оставались 1203 дома.
Тем не менее собравшиеся были единодушны в главном: службы,
отвечающие за работу систем жизнеобеспечения Петербурга, достойно выдержали
испытания морозами. Коммунальные службы, поставщики тепла,
воды и электроэнергии, как выразился Олег Вихтюк, демонстрировали поистине
петербургский стиль работы: действовали слаженно, поддерживая и помогая
друг другу в сложных ситуациях при ликвидации аварий.
Депутат Госдумы Петр Шелищ, оценивая работу коммунальных предприятий,
признал, что обращений граждан в различные инстанции было гораздо больше,
чем в предыдущий отопительный сезон, однако коммунальщики реагировали
на жалобы и претензии петербуржцев более оперативно и эффективно:
– Мне кажется, в отрасли не только произошла смена поколений, но коммунальщики
почувствовали давление конкурентного рынка.
И если поначалу многие специалисты, законодатели, признаюсь, я тоже
был в их числе, скептически относились к разделению РЖА на «Жилкомсервисы»,
спешному акционированию, то практика показала, что конкуренция, желание
завоевать репутацию, остаться в рынке стали для обслуживающих предприятий
хорошим стимулом.
– Обстановка действительно была напряженной, – подчеркнул Олег Вихтюк.
– Однако преобразования в сфере ЖКХ, создание ТСЖ, привлечение через
торги частных обслуживающих компаний, безусловно, помогли пройти этот
суровый отопительный сезон без потрясений.
В тех домах, жилых комплексах, где созданы ТСЖ, где граждане
определились со способом управления жилищным фондом, размороженных стояков
и радиаторов, открытых дверей, чердаков и, значит, больших потерь тепла
не было.
Все коммунальные компании, как частные, так и государственные, получившие
контракты на обслуживание жилищного фонда с торгов, благополучно справились
с задачей. В городе около 18 миллионов кв. метров жилья переданы в управление
по такой схеме, активно идет создание ТСЖ. И этот трудный отопительный
сезон показал, что реформирование отрасли двигается в верном направлении.
– В сложный для отрасли период пришло, кажется, понимание того, что
не надо бояться частных коммунальных компаний, – поддержал коллегу Евгений
Пургин. – Они доказали, что умеют работать не хуже, а лучше тех предприятий,
которые мы привычно считаем государственными.
Тот путь на реформирование ЖКХ, который избран в городе, предполагающий
разрушение монопольной системы управления жилищным фондом, создание
конкурентной среды, считаю, единственно верным. Если рынок станет более
открытым, прозрачным, где главным аргументом в конкурентной борьбе будет
профессионализм и деловая репутация, то, думаю, все мы не будем так
много времени посвящать дискуссиям, совещаниям, обсуждениям, а станем
просто лучше, честнее и эффективнее работать.
Олег Коломийченко был более сдержан в оценках:
– Суровая зима не дает повода делать выводы стратегического характера
о развитии рынка ЖКХ. Форс-мажор, как правило, искажает нормальные рыночные
процессы: скорее, все работали, четко осознавая степень ответственности
перед городом и горожанами.
Говорить о том, что это результат рыночных интересов, конкуренции, я
бы не стал. Точнее было бы признать, что наследство нам досталось не
таким плохим, как принято это говорить, и инфраструктура выдержала нагрузки.
Реорганизация ЖКХ, энергохозяйства не повлияли на уровень снабжения
города теплом, электроэнергией.
Окончательные выводы, вероятно, еще предстоит сделать.
– Действительно, – подтвердил Владислав Петров, – две волны холодов,
которые прошли в Петербурге, показали живучесть нашей энергосистемы.
И городу, и энергетикам, и коммунальщикам удалось удержать все под контролем.
Невзирая на ведомственную принадлежность, взаимопонимание здесь было
полным. Другое дело, что сегодня все энергетические мощности, созданные
в советское время, исчерпаны. Мы пристально следим за ситуацией: за
последние годы в несколько раз увеличились размеры бюджетных ассигнований,
направленных на реконструкцию энергохозяйства, на создание новых систем.
Ведь одним из основных факторов развития города должно стать развитие
энергоинфраструктуры.
Насколько энергично будут идти преобразования, как скоро реформирование
отрасли принесет ощутимые результаты? Руководители частных компаний
убеждены в том, что это напрямую зависит и от профессионализма участников
рынка, и от позиции властей.
– Мы работаем на рынке коммунальных услуг с 1998 года и сегодня обслуживаем
жилищный фонд, где проживают более 40 тысяч петербуржцев, – поделился
Владимир Тихонов. – В этом году мы в результате торгов получили подряд
на техническое обслуживание муниципального фонда в Петродворце. И дела
складываются у нас неплохо.
Между тем чиновники по-прежнему стремятся руководить нами. В неделю
по несколько раз мы, например, обязаны присутствовать на различного
рода заседаниях, совещаниях, о чем-то отчитываться. Отчитываться мы
обязаны, безусловно, но, скорее, перед структурами, с которыми у нас
заключен договор на обслуживание жилищного фонда. ТСЖ может проверить,
как потрачены средства, контролировать качество выполненных работ, привлечь
независимых экспертов, наконец. Если мы будем плохо выполнять обязанности,
ТСЖ не заключит с нами в дальнейшем контракта или вообще расторгнет
договор.
Все должен регулировать рынок, а не чиновники.
Принцип организации реформ, когда пытаются скрестить рыночные и административные
механизмы, мне кажется, тормозит продвижение к рынку.
Поддержал позицию Владимира Тихонова и Евгений Пургин:
– Чиновники должны отстроить систему таким образом, чтобы она позволяла
работать открыто, прозрачно, то есть создавать условия для нормального
существования коммунального бизнеса. Никто за границей не интересуется,
сколько дворников работает на территории, сколько компаний оказывает
услуги по вывозу мусора. Эти процессы регулируются конкуренцией, рынком.
Компания, которую я возглавляю, например, не будет участвовать в конкурсах
на обслуживание муниципального фонда. Ведь сейчас они проходят по той
же схеме, что и торги на строительные подряды: идет снижение цены на
обслуживание примерно на 20%.
Но снижать цены на обслуживание в отрасли невозможно. Тарифы, утвержденные
в городе, не позволяют содержать жилищный фонд хорошо, слишком все запущено.
И снижение цены не позволит добиться того качества услуг, которого требует
рынок.
Участники обсуждения обозначили ряд проблем, которые предстоит
решить в ходе преобразований отрасли: например, как будет учитываться
недоремонт фонда.
Петр Шелищ убежден, что ликвидация проблем, связанных с недоремонтом,
должна стать переходящим обязательством властей.
Кроме того, необходимо создать специальную программу, направленную
на сбережение ресурсов, подумать о резервных источниках энергии. И,
безусловно, и чиновники, и депутаты совместными усилиями обязаны обеспечить
надежность рыночных механизмов в коммунальной отрасли.
Роза Михайлова