От СНиПов к техническим регламентам
Проблемы научно-технической политики (НТП) в области строительства
Система технической регламентации в строительстве разрушена: старые
СНиПы устарели и сведены до уровня справочного материала, а технические
регламенты еще не разработаны. Создаваемые территориальные строительные
нормы (ТСН) нередко противоречат еще не отмененным СНиПам, и субъективизм
все чаще становится главным аргументом в принятии решений. На фоне применения
новых конструкций и технологий такая ситуация становится опасной вдвойне.
По
мнению генерального директора ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» заслуженного архитектора
РФ Виктора Акутина, улучшить ситуацию может создание головной организации,
которая бы координировала научно-техническую политику в городе в сфере
строительства.
– Старая система связи Госстрой – КГА – институты нарушена. Все СНиПы,
которыми мы пользовались десятки лет, устарели. Им на смену должны были
прийти технические регламенты, которые бы обеспечивали возможность решать
все вопросы по безопасности строительства, экологии и т. д. Однако они
до сих пор не разработаны.
Нам советуют пользоваться старыми СНиПами. Но за последнее время появилось
много новых документов, в частности ТСН, которые не увязаны со старыми
нормами и правилами, а ориентированы на международные нормативы, что
связано с предстоящим вступлением России в ВТО. В результате в документах
требования по одним и тем же вопросам не стыкуются между собой.
– Виктор Федорович, как такая ситуация отражается на процессе
согласования проектов?
– Процедуру согласования никто не отменял, поэтому проблем на этом этапе
возникает много. Нередко на согласование приходится затрачивать времени
больше, чем на проектирование. Этот процесс может растянуться на полгода-год.
Кроме того, у многих согласующих организаций появились свои коммерческие
структуры. Будь то санинспекция или пожарная служба, Водоканал или Ленэнерго.
Если субподрядные работы по проектированию соответствующих систем выполняют
их структуры, проект проходит более гладко, а если нет, то готовьтесь
к жесткому контролю. По узлам ввода некоторые проекты проходят согласования
по 4–5 раз, и все время возникают новые вопросы.
В ситуации, когда нормативы практически не действуют, на первый план
выходит субъективное мнение человека. К любому проекту при большом желании
можно сделать десяток замечаний.
– Что необходимо для нормализации ситуации с техническим
нормированием?
– Техническая политика должна координироваться, следовательно, в городе
должна быть головная организация, занимающаяся этой проблемой. Это может
быть наш институт или любой другой. Таким образом, координация сможет
осуществляться через КГА или Комитет по строительству и далее через
головную организацию.
Надо понимать, что сейчас все технические решения, разработанные проектировщиками,
являются авторскими материалами, они не сертифицированы.
В результате у нас все проекты индивидуальные. Они не могут быть проданы
на сторону, нельзя использовать чужие разработки. У нас даже панельные
дома не являются типовыми, так как секции постоянно меняются, но не
сертифицируются. Для того чтобы разрабатывать типовые проекты или типовые
решения, надо проводить их через систему сертификации, а для этого необходимы
средства и специальная база.
В Коломягах мы строим лабораторно-экспериментальную базу общей площадью
9,5 тыс. кв. м, где будут проводиться исследования основания и фундаментов,
прочности конструкций, стен, рассчитываться многие показатели, необходимые
для проектирования объектов. Две очереди введены в эксплуатацию. Здесь
уже разместилась часть ЗАО «Проектно-конструкторско-технологический
институт», который входит в Финансово-промышленную группу «РОССТРО».
Если нас поддержат городские власти, наш институт готов на своей
исследовательской базе заняться вопросами разработки ТСН, сертификации
и мониторинга.
Мониторинг – постоянный контроль за строительством тех или иных объектов
– необходим. В Москве, например, действует обязательный мониторинг за
высотным строительством, есть городской институт, который этим занимается.
– Насколько эффективно осуществляется авторский надзор
за реализацией проекта?
– Сегодня по закону за все отвечает заказчик, в том числе и за авторский
надзор. Как ни парадоксально, при желании он вообще может поручить вести
авторский надзор не автору проекта, а другому специалисту.
– Как идет разработка ТСН и участвует ли в этом ЛенНИИпроект?
– Хотя Федерального технического регламента еще нет, ТСН активно разрабатываются.
Комитет по строительству заказывает разработку территориальных строительных
норм различным институтам. Например, разработкой ТСН по детским садам
и школам занималась организация, не имеющая опыта проектирования таких
объектов, а специализирующаяся на генпланах. Наш институт участвовал
в разработке ТСН «Жилые и общественные высотные здания».
Высотными принято считать жилые дома выше 75 м и здания общественного
назначения высотой более 50 м. Верхняя планка в ТСН ограничивается высотой
150 м, ориентировочно 50 этажей. Возможные функции питерских высоток
– гостиничные и административно-офисные, в меньшей степени – жилые.
Пока большинство домов строятся в пределах 25 этажей. Мы, например,
разработали порядка пяти таких объектов. Принятие ТСН позволит заметно
сократить время проектирования и более грамотно решать задачи.
Комментарий
Роман Филимонов, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга:
– Практика высотного строительства существует в Петербурге не первый
год, и каждый раз застройщик разрабатывает специальные технические условия,
индивидуальные регламенты и нормативы. Новые ТСН сводят в единую систему
все нормы проектирования зданий высотой до 150 метров.
При проектировании подобных сооружений рекомендуется выполнять натурное
моделирование и проводить испытания в аэродинамической трубе. ТСН предусматривают
научно-техническое сопровождение процесса проектирования и строительства,
геотехническое наблюдение и создание станции мониторинга основных несущих
конструкций во время эксплуатации построенного объекта. В настоящее
время ТСН находятся на экспертизе в Центре методологии нормирования
и стандартизации в строительстве Росстроя и вступят в действие после
регистрации в Министерстве регионального развития РФ.
Наталья Соколова
Тел. (812) 233-4448