КАК ПРИЗЕМЛИЛИ ФРАНЦУЗСКУЮ МЕЧТУ
Золотой купол отправили на доработку
Проект второй сцены Мариинского театра будет успешно реализован лишь
в том случае, если красивая идея прочно встанет на российскую землю
с учетом всех петербургских реалий, в том числе климатических и гидрогеологических.
Амбиции в исторической среде
Проект строительства второй сцены Мариинского театра изначально был
настроен на определенную «рисковость» и спорность всех решений, которые
бы по нему ни принимались. Дело в том, что он сразу позиционировался
как «амбициозный» – уже это настораживало, ибо слишком высокие амбиции
плохо соединяются с работой в сложившейся исторической среде.
Впрочем, по самым первым заявлениям было понятно, что зданию-победителю
предстоит «расколоть» эту самую историческую среду, став доминантой
квартала, и сформировать ее заново. И хотя обывателям (иначе – жителям
города) такая цель была не совсем по вкусу, ее взяли за основу, отсылая
несогласных к зарубежным примерам типа Луврской пирамиды Пэя.
Проект Доменика Перро в полной мере соответствовал поставленной цели,
в нем как нельзя лучше соединялись смелость, образность и масштабность
с некоторой непроработанностью: грандиозная неправильная трапеция (154x77
м), состоящая из помещений разного объема и разной этажности (9 надземных
и 3 подземных уровня) и накрытая сверху золотистой оболочкой из стали
и стекла – т. н. «золотым куполом».
Кстати, кто-то из петербургских архитекторов прокомментировал причину,
по которой на конкурсе наши архитекторы оказались обойденными зарубежными
коллегами, – они предложили слишком отточенные проекты, тогда как городу
и конкурсной комиссии нужна была в первую очередь идея.
От идеи к реализации
Идею «золотого купола» стали активно воплощать в жизнь, оценив реализацию
в 220 млн евро федеральных денег. При этом за нее пришлось заплатить
еще и Дворцом культуры им. 1-й Пятилетки, жилыми домами на Крюковом
канале и Минской улице, частью стадиона, расположенной по соседству
СПб ГАФК им. Лесгафта, фрагментами Литовского рынка, созданного два
века назад архитектором Кваренги. И это не считая нарушенного покоя
жителей близлежащих домов и отступления ради г. Перро от Бюджетного
кодекса РФ, согласно которому средства из федерального бюджета возможно
расходовать лишь на конкурсной основе.
Вышеупомянутая непроработанность напомнила о себе уже через
год, когда в декабре 2005 Главгосэкспертиза отказалась рассматривать
документы, подготовленные архитектурной мастерской Доминика Перро.
Основание: в материалах не было разделов «Смета строительства», «Генеральный
план» и «Общеинженерное оборудование, сети и системы» с проектами всех
систем жизнеобеспечения – водоснабжения, канализации, вентиляции и кондиционирования,
силового электрооборудования.
Также в пакете не оказалось расчетов подземной части сооружения, расчетов
купольной части и несущих конструкций при различных нагрузках, не решены
вопросы эксплуатации оболочки, в частности, освобождения ее ото льда
и снега, сохранности примыкающих к зоне строительства зданий, укрепления
котлована нового и фундаментов основного здания театра.
Понятно, что после обрушений ряда сооружений в Москве и за рубежом
эти вопросы не могли остаться без ответов. Для их поиска всем сторонам,
участвующим в проекте, понадобится время. А это означает отложенные
сроки и неиспользование выделенных из бюджета России на 2006 год почти
200 миллионов рублей.
Проект умер. Да здравствует проект!
В ближайшее время г. Перро будет занят творческой переработкой своего
проекта, причем самым безобидным изменением может оказаться уменьшение
высоты и объемов здания, а самым серьезным – отказ от золотого купола.
Что в итоге останется от проекта? Вопрос интересный. Но не менее интересен
анализ происшедшего и выводы, которые сделают все участники «амбициозного
проекта», в первую очередь чиновники всех уровней.
Российские эксперты – петербургские специалисты в области механики грунтов
и фундаментов – напрочь отказали «фундаментальной» части проекта в состоятельности
и практически потребовали изменить технологию устройства котлована.
(Может быть, это и спасло Петербург от новой долгостроечной ямы?)
Вывод напрашивается сам собой: зарубежные идеи ничто без российских
корней.
И это следует учесть при реализации следующих проектов (Новая Голландия,
стадион им. Кирова). Памятуя о навязанной бесконкурсности договора на
проектные работы и подготовку рабочей документации, следует подумать
и о штрафных санкциях. И скромничать в этом вопросе не стоит: амбициозность
плохо сочетается с минимализмом, зато прекрасно – с ответственностью
за принятые решения.
А говорят еще, что в Петербург г. Перро впервые прибыл на презентацию
проекта и лишь тогда воочию увидел ту историческую среду, в которую
необходимо вписывать победное сооружение…
Светлана Соснова