Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 84 апрель 2006
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



КАК ПРИЗЕМЛИЛИ ФРАНЦУЗСКУЮ МЕЧТУ
Золотой купол отправили на доработку

Проект второй сцены Мариинского театра будет успешно реализован лишь в том случае, если красивая идея прочно встанет на российскую землю с учетом всех петербургских реалий, в том числе климатических и гидрогеологических.

Амбиции в исторической среде

Проект строительства второй сцены Мариинского театра изначально был настроен на определенную «рисковость» и спорность всех решений, которые бы по нему ни принимались. Дело в том, что он сразу позиционировался как «амбициозный» – уже это настораживало, ибо слишком высокие амбиции плохо соединяются с работой в сложившейся исторической среде.
Впрочем, по самым первым заявлениям было понятно, что зданию-победителю предстоит «расколоть» эту самую историческую среду, став доминантой квартала, и сформировать ее заново. И хотя обывателям (иначе – жителям города) такая цель была не совсем по вкусу, ее взяли за основу, отсылая несогласных к зарубежным примерам типа Луврской пирамиды Пэя.

Проект Доменика Перро в полной мере соответствовал поставленной цели, в нем как нельзя лучше соединялись смелость, образность и масштабность с некоторой непроработанностью: грандиозная неправильная трапеция (154x77 м), состоящая из помещений разного объема и разной этажности (9 надземных и 3 подземных уровня) и накрытая сверху золотистой оболочкой из стали и стекла – т. н. «золотым куполом».
Кстати, кто-то из петербургских архитекторов прокомментировал причину, по которой на конкурсе наши архитекторы оказались обойденными зарубежными коллегами, – они предложили слишком отточенные проекты, тогда как городу и конкурсной комиссии нужна была в первую очередь идея.

От идеи к реализации

Идею «золотого купола» стали активно воплощать в жизнь, оценив реализацию в 220 млн евро федеральных денег. При этом за нее пришлось заплатить еще и Дворцом культуры им. 1-й Пятилетки, жилыми домами на Крюковом канале и Минской улице, частью стадиона, расположенной по соседству СПб ГАФК им. Лесгафта, фрагментами Литовского рынка, созданного два века назад архитектором Кваренги. И это не считая нарушенного покоя жителей близлежащих домов и отступления ради г. Перро от Бюджетного кодекса РФ, согласно которому средства из федерального бюджета возможно расходовать лишь на конкурсной основе.

Вышеупомянутая непроработанность напомнила о себе уже через год, когда в декабре 2005 Главгосэкспертиза отказалась рассматривать документы, подготовленные архитектурной мастерской Доминика Перро.
Основание: в материалах не было разделов «Смета строительства», «Генеральный план» и «Общеинженерное оборудование, сети и системы» с проектами всех систем жизнеобеспечения – водоснабжения, канализации, вентиляции и кондиционирования, силового электрооборудования.

Также в пакете не оказалось расчетов подземной части сооружения, расчетов купольной части и несущих конструкций при различных нагрузках, не решены вопросы эксплуатации оболочки, в частности, освобождения ее ото льда и снега, сохранности примыкающих к зоне строительства зданий, укрепления котлована нового и фундаментов основного здания театра.

Понятно, что после обрушений ряда сооружений в Москве и за рубежом эти вопросы не могли остаться без ответов. Для их поиска всем сторонам, участвующим в проекте, понадобится время. А это означает отложенные сроки и неиспользование выделенных из бюджета России на 2006 год почти 200 миллионов рублей.

Проект умер. Да здравствует проект!

В ближайшее время г. Перро будет занят творческой переработкой своего проекта, причем самым безобидным изменением может оказаться уменьшение высоты и объемов здания, а самым серьезным – отказ от золотого купола. Что в итоге останется от проекта? Вопрос интересный. Но не менее интересен анализ происшедшего и выводы, которые сделают все участники «амбициозного проекта», в первую очередь чиновники всех уровней.
Российские эксперты – петербургские специалисты в области механики грунтов и фундаментов – напрочь отказали «фундаментальной» части проекта в состоятельности и практически потребовали изменить технологию устройства котлована. (Может быть, это и спасло Петербург от новой долгостроечной ямы?)

Вывод напрашивается сам собой: зарубежные идеи ничто без российских корней.
И это следует учесть при реализации следующих проектов (Новая Голландия, стадион им. Кирова). Памятуя о навязанной бесконкурсности договора на проектные работы и подготовку рабочей документации, следует подумать и о штрафных санкциях. И скромничать в этом вопросе не стоит: амбициозность плохо сочетается с минимализмом, зато прекрасно – с ответственностью за принятые решения.

А говорят еще, что в Петербург г. Перро впервые прибыл на презентацию проекта и лишь тогда воочию увидел ту историческую среду, в которую необходимо вписывать победное сооружение…

Светлана Соснова


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна