ВАРИАНТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА
О развитии территории, прилегающей к Лужской губе
«Компания Усть-Луга» совместно с РосНИПИ Урбанистики (СПб) разработала
проект развития территории, прилегающей к Лужской губе, включая полуострова
Кургальский и Сойкинский.
Сделаны предпроектные проработки инженерной подготовки строительства
города в районе населенного пункта Краколье.
Второй вариант строительства города, в районе Югантово, разрабатывает
комитет по строительству правительства Ленобласти.
Наш
корреспондент беседует с директором Дирекции по развитию социально-жилищных
программ ОАО «Компания Усть-Луга», депутатом муниципальных образований
«Усть-Лужское сельское поселение» и «Кингисеппский район» Сергеем Шамковым.
– Сейчас, когда строительство портовых комплексов Усть-Луги идет полным
ходом, растет численность персонала, занятого в портовой сфере. В связи
с этим возникает вопрос обеспечения людей жильем.
Угольный терминал построил для своих специалистов два дома в поселке
«Ленрыба». ОАО «Компания Усть-Луга» возводит жилые дома в деревне Вистино.
В марте мы сдали первый 27-квартирный дом, в мае сдадим второй. В этом
же году в д. Вистино начнется поэтапное строительство жилого комплекса
на 149 квартир с завершением летом 2007 года. Предусмотрено благоустройство
территории, организация детских площадок, парковок, создание встроенных
помещений социально-бытового назначения.
Замечу, что данное жилищное строительство не связано с проектами
по созданию в районе Усть-Луги нового города.
– Сергей Борисович, а в каком состоянии находится проект
строительства портового города? Есть что-нибудь конкретное помимо идеи?
– Создание портового комплекса Усть-Луга так же начиналось с идеи. Убежден,
что потребности в строительстве нового жилого массива или целого города
будут определяться развитием портовых мощностей, ростом грузооборота
порта. Насколько будет развиваться порт, настолько будет развиваться
жилищное строительство и город в целом.
По первоначальным расчетам, число работников в порту Усть-Луга составит
4–4,5 тыс. человек. С учетом коэффициента семейности и социальной инфраструктуры
численность населения портовой зоны приблизится к 12–15 тыс. человек.
Это уже солидный поселок или небольшой город.
Прорабатываются два варианта строительства города. Первый
– севернее портового комплекса, в районе деревни Югантово, второй –
южнее, в районе деревни Краколье. Первый вариант разрабатывает Комитет
по строительству правительства области, он находится на стадии предпроектной
проработки. Второй вариант разрабатывает «Компания Усть-Луга» совместно
с Институтом Урбанистики. Уже готовы предпроектные проработки инженерной
подготовки строительства города в районе д. Краколье, готовится договор
на разработку генерального плана.
Наш проект полностью соответствует пожеланию губернатора строить
город не на новом месте, а развивать существующие населенные пункты.
Краколье и расположенный рядом поселок «Ленрыба» – это сложившийся
населенный пункт, где проживает около 800 человек, есть своя школа,
детский сад. Так что речь идет не о строительстве города на пустом месте,
а о развитии существующих поселений.
Помимо жилья будет запланировано строительство детских садиков, школы,
больницы, кинотеатра, предприятий соцкультбыта.
Доминантой города станет собор, работы над которым недавно возобновились.
Фирма «РКГ» безвозмездно провела обследование фундаментов и совместно
с Институтом Урбанистики приняла участие в доработке этого проекта.
Завершить проектные работы планируется в этом году. В декабре прошлого
года в честь возобновления строительства храма была построена и начала
действовать часовня.
– После того как президент Путин поддержал идею создания
в Усть-Луге особой экономической зоны, стало очевидно, что будет развиваться
не только портовая территория. Как видит это развитие «Компания Усть-Луга»?
– Многие вопросы, в том числе такие как перспективы создания на данной
территории особой экономической зоны, строительство Морского торгового
порта и жилой зоны, компания решает совместно со специалистами областного
правительства. Именно в ходе обсуждения рождаются правильные, выверенные
решения, что, где и как строить.
В вопросе градостроительной политики мы сотрудничаем с РосНИПИ Урбанистики,
который решением Министерства регионального развития признан ведущим
институтом по проектированию и развитию новых городов. Совместно с институтом
мы уже сделали проект развития всей территории, прилегающей к Лужской
губе, включающей два полуострова: Кургальский и Сойкинский.
Чтобы
развивать территорию в комплексе, ее условно разделили на несколько
функциональных зон. Первая зона – это собственно портовый комплекс.
Вторая – промышленно-перевалочная зона. Третья – селитебная или жилищная
зона (в Вистинской и Усть-Лужской волостях). Четвертая – транспортно-логистическая
зона, будет располагаться южнее порта (Котельская волость) и в единое
целое увязывать работу портовых терминалов и промышленного сектора.
Пятая зона – экологическая, туристско-рекреационная или зона отдыха
– формируется в районе сельских поселений: Усть-Лужское, Куземкинское,
Котельское и Нежновское. Эта зона будет включать в себя два действующих
заказника (Котельский и Кургальский), которые «Компания Усть-Луга» берет
под особый контроль. Нами будут разработаны специальные программы по
возрождению заказников.
Решать проблемы столь значительной территории необходимо в комплексе,
ведь проект развития затрагивает пять волостей Кингисеппского района.
– Значит ли это, что «Компания Усть-Луга» сотрудничает
с местными органами власти и участвует в решении социальных проблем
муниципальных образований?
– В 2005 году на программу социальной помощи жителям Кингисеппского
района ОАО «Компания Усть-Луга» выделила более 1 млн рублей, в 2006-м
планируется выделение около 2 млн рублей.
Два представителя нашей компании стали депутатами Куземкинского и Усть-Лужского
поселковых советов, так что местные проблемы нам хорошо известны. Кроме
того, тесное взаимодействие у компании сложилось с Вистинским, Котельским
и с Нежновским сельскими поселениями, на территории которых будет развиваться
портовая и сопутствующая ей инфраструктура.
Программа компании предусматривает также помощь национальным общественным
организациям в деле сохранения культурного наследия. Ведь данная территория
является местом проживания таких малых народностей, как ижоры (создан
центр в деревне Вистино), водь (в деревне Лужицы), чудь.
Одной из основных задач социальной политики компании является сокращение
миграции местного населения в целях трудоустройства. Сейчас из-за отсутствия
рабочих мест идет значительный отток местных жителей в другие районы.
– Как компания собирается решать проблему кадрового потенциала?
Где планируете брать специалистов для работы в портовом хозяйстве?
– Развитие портового, складского, промышленного комплексов потребует
привлечения значительного количества квалифицированных кадров.
У нас уже есть договоренность с ведущими петербургскими вузами о том,
что они откроют филиалы на территории нового города. Речь идет о подготовке
специалистов как для портового хозяйства, так и для промышленных предприятий,
которые с развитием порта и созданием ОЭЗ обязательно появятся. Институт
региональной экономики и управления
СПб ГУ готов организовать в Усть-Луге подготовку будущих менеджеров,
работников государственных и муниципальных органов власти.
Кроме подготовки специалистов из местного населения мы планируем
привлечение людей из Санкт-Петербурга, других районов Ленобласти. Прорабатывается
вопрос о привлечении бывших военнослужащих. Мы готовим программу их
переподготовки для работы в портовом хозяйстве. Речь идет в основном
о бывших офицерах флота, знакомых с морской тематикой.
Таким образом, нам приходится решать не только вопросы строительства
порта, но и вопросы комплексного развития окружающей территории - жилищные,
социальные, экологические проблемы.
Беседовала Наталья Соколова