Экологическая обустроенность водоохранных мероприятий на КАД
Универсальная схема очистки стоков с поверхности автодорог
Восточное полукольцо кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга
пересекает реки Неву, Охту, Лубью, Оккервиль и др.
В соответствии с эколого-санитарными требованиями сброс неочищенных
вод с полотна автодорог, мостов, эстакад в реки и водоемы запрещен.
Загрязнение атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах на
80–90% обусловлено работой автотранспорта. Из атмосферы частицы загрязнений
оседают на почву и водоемы вблизи автодорог. Таким образом, водоемы
служат конечными резервуарами для аккумуляции различных загрязнений,
поступающих с дождем из воздуха и при таянии снега.
Наиболее распространенными загрязнителями являются нефтепродукты, сажа,
тяжелые металлы (медь, свинец, цинк, кадмий и др.), бенз(а)пирен, хлориды,
взвешенные вещества.
Основными причинами сверхнормативного загрязнения естественных
рек и водоемов при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
становятся:
• прямой сброс неочищенных ливневых, талых вод с поверхности автодорог,
мостов, эстакад, АЗС, площадок отстоя, моек в реки и водоемы;
• высокое загрязнение снежного покрова широкой придорожной полосы продуктами
сгорания топлива, антигололедными солями, песком, нефтепродуктами, бенз(а)пиреном;
• отсутствие локальных очистных сооружений или их неэффективная работа;
• устаревшие и неадекватные схемы и методы расчета ливнеотвода с поверхности
автодорог, придорожных канав;
• использование в качестве антигололедных солей сотен тысяч тонн хлористого
натрия;
• проведение строительных работ в руслах рек, водная эрозия насыпей
и откосов;
• утечки топлива в почву и грунтовые воды от транспортных средств, на
нефтебазах, АЗС, при авариях транспортных средств.
Особенно экологически вредное воздействие на прилегающую к автодорогам
местность оказывают антигололедные соли, и в первую очередь хлористый
натрий, концентрация которого в снеге может достигать 6000–7000 мг/л.
Ущерб от применения антигололедных солей на дорогах России составляет
сотни миллионов рублей.
Проведенные ЗАО «Экотранс- Дорсервис» исследования в придорожной полосе
на Киевском и Московском шоссе показали следующее. При интенсивности
движения 2–4 тысячи автомашин в час в снеге в полосе до 10 метров от
кромки дороги наблюдается превышение ПДК: по нефтепродуктам в 10–75
раз, тяжелым металлам в 1,5–4 раз, бенз(а)пирена в 30–60 раз, хлоридам
в 10–12 раз. С удалением от кромки дороги на 100–200 и более метров
концентрации загрязнителей приближаются к фоновому загрязнению.
При интенсивности движения 50 000–100 000 авт./сутки загрязнение снега
возрастет в 4–5 раз. Это свидетельствует о критической ситуации в экологическом
состоянии придорожных полос автомагистралей и особенно рек и водоемов.
Впервые
в дорожном строительстве ЗАО «Экотранс-Дорсервис» разработал и реализовал
на всем протяжении КАД универсальную схему очистки талого и ливневого
стока с поверхности автодорог с помощью гидроботанических площадок (ГБП)
до санитарно-экологических норм.
ГБП состоит из одного или двух прудов, заросших высшей водной
растительностью, служащих биологическим фильтром. На входе в ГБП устанавливается
плавающий бон из сорбентов для перехвата и сорбции плавающих нефтепродуктов.
На выходе из ГБП устанавливается шунгитовый фильтр для доочистки сточных
вод.
На КАД запроектировано около 100 ГБП. В процессе проектирования впервые
разработана гидроэкологическая методика расчета основных гидрологических
и гидравлических характеристик ГБП, получены санитарно-экологические
заключения ЦГСЭН по Санкт-Петербургу и ЦГСЭН по Ленинградской области.
Получен также патент на изобретение ГБП, патент на полезную модель шунгитового
фильтра, разработаны регламентирующие документы по эксплуатации. Эффективность
очистки от нефтепродуктов, взвешенных веществ соответствует санитарно-экологическим
требованиям.
На методику расчета и установку ГБП получены положительные заключения
Академии коммунального хозяйства, МАНЭБ, Ленводпроекта и других организаций.
Перспективность широкого внедрения в транспортной отрасли предложенного
метода очистки ливневого стока очевидна. В настоящее время ГБП внедряется
для очистки ливневых вод на автодорогах Северо-Запада, а также при проектировании
автодороги Москва – Санкт-Петербург.
Главный специалист-гидролог к. т. н. Е. А. Леонов
ЗАО
.«Экотранс-Дорсервис»
Санкт-Петербург, Миргородская ул., д. 24/28
Тел. 717-4275