НА ПУТИ К РЫНКУ
Акционирование предприятий ЖКХ
Жилищно-коммунальный комплекс Ленинградской области с этого года представляет
собой две самостоятельные сферы – жилищную и коммунальную. Изменится
и способ управления отраслью. Муниципальные предприятия – поставщики
тепла, воды и электроэнергии будут акционированы, с формой управления
жилищным фондом жители области должны определиться до 1 января 2007
г.
Реформа местного самоуправления, изменения в законодательстве о приватизации
муниципального имущества и в сфере организации деятельности государственных
и муниципальных унитарных предприятий повлекли за собой необходимость
создания более эффективных схем управления жилищно-коммунальным комплексом
в Ленинградской области.
В коммунальной отрасли региона действуют 215 предприятий,
из них 143 – муниципальные.
С этого года муниципальные коммунальные службы – поставщики тепла, воды,
электросетевые и обслуживающие предприятия будут преобразованы в акционерные
общества. Областным поставщикам ресурсов – «Тепловым сетям», «Водоканалам»
и «Электросетям», работающим на территориях муниципальных образований,
будет передано в аренду все казенное имущество: теплотрассы, котельные,
водопроводные сети, техника, оборудование. Жилищно-эксплуатационные
предприятия получат статус управляющих компаний и от обслуживания перейдут
к управлению жилищным фондом.
Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс региона делится на две
самостоятельные составляющие – жилищную и коммунальную. А жителям области
до 1 января 2007 года придется определиться со способом управления многоквартирным
домом: создать ТСЖ, управлять самим, или нанять управляющих домом. Если
до января граждане не сделают выбора, в соответствии с Жилищным кодексом
администрация муниципального образования вправе назначить управляющую
компанию, победившую в конкурсе на обслуживание многоквартирного дома.
Взаимоотношения между жилищными управляющими компаниями и поставщиками
ресурсов будут строиться на договорной основе.
Для координации действий в коммунальной сфере создано ОАО «Ленинградские
областные коммунальные системы», которое обобщает и анализирует оперативную
информацию о положении дел на объектах жилищно-коммунального комплекса.
Кроме того, ОАО «ЛОКС» выполняет функции заказчика и генерального подрядчика
в сфере проектирования и строительства крупных инженерных объектов за
счет средств областного бюджета, обеспечивает аварийный запас материалов
и оборудования для нужд предприятий отрасли, ведет контроль над качеством
подготовки к отопительному сезону.
Изменение способов управления в коммунальной отрасли даст возможность
привлечь в нее бизнес. Наряду с бывшими муниципалами в конкурсах на
управление фондом смогут участвовать частные фирмы, это создаст реальную
конкурентную среду и, безусловно, повысит качество обслуживания.
В целом коммунальщики, по словам председателя Комитета по энергетическому
комплексу и ЖКХ Сергея Мякова, готовы к действиям в новых условиях.
Примеры работы по рыночной схеме в Ленинградской области уже есть. В
Приозерском районе, самом холодном в регионе, успешно реализован пилотный
проект по передаче в обслуживание коммунальной инфраструктуры района
частной компании. В результате конкурса договор на управление тепловым
хозяйством нескольких поселений был заключен с ОАО «Теплосервис». За
счет средств инвестора в поселке Починок, например, была обновлена теплотрасса,
котельная переведена на наиболее экономичное для этой территории биотопливо.
Компания «Теплосервис», работая в контакте с местной администрацией,
реанимировала котельные в поселках Плодовое и Суходолье и обслуживает
12 теплоисточников в Приозерском районе.
К системным преобразованиям в управлении и организации коммунальной
отрасли в Ленинградской области шли последовательно несколько лет. В
рамках областной программы развития ЖКХ, адресных программ муниципальных
образований велась работа по совершенствованию теплового комплекса области.
Совокупные затраты на модернизацию отрасли, реализацию программы газификации
составляли не менее 2 миллиардов рублей ежегодно.
С 1999 по 2005 год обновлено и построено заново более 160 котельных.
Это результат реализации программы по техническому перевооружению теплового
комплекса области, которая была разработана на основании обследования
всех 530 муниципальных котельных. Уже проведен анализ технического состояния
тепловых сетей, определен объем средств, необходимых для их реконструкции.
Комитетом по энергетическому комплексу и ЖКХ ведется разработка программы
«Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой». Основной
целью программы является переход потребителями всех категорий на полное
покрытие затрат водопроводно-канализационного хозяйства и оплату услуг
по фактическому использованию ресурсов.
В разработке программы широко используется опыт скандинавских стран.
С 2000 года в рамках проекта «Северная инициатива» осуществляется сотрудничество
со специалистами из Финляндии, Швеции, Дании. Проект направлен на создание
современных, хорошо оснащенных предприятий водопроводно-канализационного
профиля, финансово устойчивых, способных самостоятельно действовать
на основе договорных отношений.
Для эффективной работы акционерных и управляющих компаний чрезвычайно
важно и то, что в коммунальной сфере действует продуманная тарифная
политика.
В районах работают муниципальные тарифные комиссии, а Комитетом по тарифам
и ценовой политике Ленинградской области ежегодно устанавливается единый
порядок регулирования тарифов для предприятий, предоставляющих коммунальные
услуги на территории региона. Причем независимо от ведомственной принадлежности
и формы собственности коммунальных компаний.
В конце прошлого года в регионе перешли к ежемесячным денежным компенсациям
по оплате коммунальных услуг двум категориям льготников – ветеранам
труда и жертвам политических репрессий. На пенсионные счета граждан
из областного бюджета начисляются денежные компенсации вместо прежних
50% скидок. Таким образом, граждане будут рассчитываться с коммунальщиками
полностью, что позволит сократить «выпадающие» доходы коммунальных предприятий.
Ленинградская область – первый регион на Северо-Западе, перешедший на
систему выплат ЕДК в коммунальной сфере. Такую систему по выплате субсидий
малоимущим слоям населения планируется внедрить в ближайшем будущем.
Преградой на пути привлечения к управлению жилищным фондом
частных коммунальных предприятий, жителей, как правило, является наличие
большого объема ветхого и аварийного жилья.
Общая площадь такого жилья на территории области составляет 613 тыс.
кв. м. Ликвидация фонда, непригодного для проживания, стала стратегическим
направлением работы правительства области.
В регионе принята целевая программа переселения граждан из аварийного
и ветхого жилья, на реализацию которой в 2005 году было направлено 20
миллионов рублей. В августе 2005 года утверждена программа «Переселение
граждан РФ, проживающих в Ленинградской области, из ветхого и аварийного
жилья до 2013 года». По этой программе благоустроенным жильем предполагается
обеспечить 5,5 тысяч жителей области.
Сегодня правительство области, объявляя о преобразовании способов управления
в коммунальной отрасли, фактически разрушая монополию на работу в коммунальной
сфере, намерено принять и дополнительные нормативные акты, определяющие
механизм возврата средств и получения прибыли для бизнеса, который намерен
прийти в отрасль. Пересмотру подлежит и порядок формирования тарифов
на услуги предприятий в условиях реализации инвестиционных проектов.
На 32% сократилось количество аварий на объектах коммунальной
инфраструктуры в 2005 году в Ленинградской области по сравнению с 2004
годом.
На 6,4% снизилось
в коммунальной отрасли потребление водо-
и энергоресурсов с внедрением приборов учета в 2005 г.
39, 91 руб. на кв. метр составили затраты на производство жилищно-коммунальных
услуг (с учетом газа и электроэнергии) в 2005 г.
137 266 персонифицированных социальных счетов открыты для граждан,
получающих социальную поддержку из областного бюджета.
В 2 раза выросла доля жилого фонда, обслуживаемого на конкурсной
основе, в 2005 г. На 7% увеличилось количество товариществ собственников
жилья.
Роза Михайлова
Тел. 710-7839