ТРАССА НАД ГОРОДОМ
ЗСД – новая скоростная магистраль в Петербурге
Западный скоростной диаметр – уникальный транспортный проект.
Первая в городе скоростная платная трасса, протяженностью в 46 км, станет
важным элементом 9-го международного транспортного коридора И обеспечит
прямой выход грузовому транспорту из Большого Морского порта, основных
транспортно-логистических комплексов города на КАД и федеральные автодороги,
ведущие в Москву, регионы России, страны Балтии и Скандинавию.
В южной планировочной зоне Петербурга идут работы по сооружению первой
очереди ЗСД. О том, в каком направлении пройдет новая трасса, что удалось
выполнить, о планах на новый год мы говорим с заместителем генерального
директора ОАО «Западный скоростной диаметр» – техническим директором
к. т. н. Семеном Супоницким.
– Семен Захариевич, известно, что проект Южного участка
магистрали прошел государственную экспертизу весной прошлого года. Что
за это время удалось сделать на стройплощадке?
– Вероятно, следует уточнить: в апреле прошлого года экспертизу прошел
проект первой очереди строительства. Исторически сложившееся условное
деление магистрали на три участка: Южный, Центральный и Северный – сегодня
не имеет принципиального значения и не совпадает с очередями строительства.
Идеология всей трассы сейчас обозначена, осмыслена, проработана.
Направление магистрали, которое было заложено на стадии обоснования
инвестиций, не изменилось. ЗСД протянется с юга на север от промзоны
«Предпортовая-2» до Канонерского острова, далее пройдет через залив,
проследует по западной оконечности Васильевского острова до Приморского
проспекта, вдоль Планерной улицы и, пересекая на севере КАД, продлится
до Белоострова, где соединится с автодорогой Е-18. Некоторые изменения
по сравнению с более ранними предпроектными решениями приняты по конфигурациям
развязок, но это технически оправданные перемены, связанные с совершенствованием
схем движения.
Строительство будет осуществляться поэтапно, но совсем не обязательно
в строгой последовательности с юга на север. Вероятно, появится возможность
вести сооружение магистрали одновременно и с юга, и с севера.
Строительство ЗСД будет осуществляться на основе государственно-частного
партнерства. Финансовый партнер государства будет определен в результате
Международного инвестиционного конкурса, который состоится в 2006 году.
Первая очередь – это участок длиной в 3,2 км от точки соприкосновения
ЗСД с Кольцевой дорогой в районе промзоны «Предпортовая-2» до Краснопутиловской
улицы. В сентябре на площадке началось строительство, и до конца года
освоено более 650 миллионов рублей. Здесь были выполнены подготовительные
работы, устроены буронабивные столбы, часть ростверков и тел промежуточных
опор, частично вынесены инженерные коммуникации. В качестве генерального
подрядчика первой очереди выступала известная и хорошо организованная
петербургская мостовая фирма «Мостоотряд 19». Кроме нее в строительстве
принимали участие не менее известные в городе компании «Пилон», «Мостострой-6».
– То есть работы начались с создания искусственных сооружений?
– Дело в том, что три с лишним километра дороги, которые пришлись на
первую очередь, – это сплошные искусственные сооружения. В месте примыкания
КАД и Западного скоростного диаметра будет сооружена мощная трехуровневая
развязка, обеспечивающая подходы к магистралям.
Далее от Предпортовой ЗСД пойдет по эстакаде, пересечет Ленинский проспект,
Краснопутиловскую улицу, и здесь также будут устроены съезды и подходы
на разных уровнях и направлениях, которые мы рассматриваем как единую
инженерную систему искусственных сооружений.
– Чем вызвана необходимость поднимать трассу на эстакаду?
– Проложить магистраль в новом направлении в многомиллионном городе
чрезвычайно сложно. Территория не только ограничена, но и распределена
между собственниками, насыщена системами коммуникаций, которые складывалась
годами. Но самое важное, что по ходу трассы приходится пересекать много
железнодорожных и автомобильных дорог. Кроме того, если строить на насыпи,
то пришлось бы занять большую площадь, выносить на гораздо большее расстояние
коммуникационные магистрали, это не только нерационально с точки зрения
использования пространства, но и экономически невыгодно.
Потому из 46 км дороги более 30 – пройдут на эстакадах и мостах. Даже
в таком варианте нам придется перебазировать километры инженерных сетей:
газовых, водопроводных, тепловых и электрических – и только при сооружении
первой очереди дороги снести около 6 тысяч гаражей.
В дальнейшем подэстакадное пространство будут использовать для сооружения
открытых паркингов, многоэтажных гаражных стоянок, элементов дорожного
сервиса.
– Такие проекты, как правило, становятся хорошей школой
для специалистов, которые принимают участие в строительстве: внедряются
новые технологии, используются новые материалы.
– Проект, безусловно, архисложный, долгожданный и важный для города.
Достаточно сказать, что над ним трудились и продолжают вести разработку
рабочей документации ведущие проектные компании Петербурга: институт
«Стройпроект», который выполняет роль генерального проектировщика, НИПИ
ТРТИ, «Петербург-Дорсервис», Ленгипроинжпроект и другие.
В составе магистрали предусмотрено строительство более 70 искусственных
сооружений, среди которых мосты, путепроводы, транспортные развязки.
Разработчиками заложены только современные, эффективные технологии
дорожных и мостовых работ. Естественно, положительный опыт, накопленный
при сооружении КАД, крупных городских объектов транспортного строительства
не только в Петербурге, но и в Москве, будет в этом проекте аккумулирован
и использован.
Кроме того, особые конструкции предусмотрены в местах сбора платы. ЗСД,
как было предусмотрено на стадии обоснования инвестиций, будет платной
трассой.
– Семен Захариевич, как в этом году будет продвигаться
строительство?
– Проектная документация второй очереди строительства в декабре получила
положительное заключение Главгосэкспертизы России. На отрезке от Краснопутиловской
улицы до Екатерингофки тоже начнутся работы: в начале года состоятся
конкурсные процедуры по подбору подрядных компаний. У нас есть поручение
правительства – завершить сооружение участка ЗСД от Предпортовой в точке
соединения с КАД до реки Екатерингофки к 2008 году.
Таким образом, этот участок Западного скоростного диаметра должен связать
Большой Морской порт с федеральными автострадами М-10 – «Россия», М-11
– «Нарва», М-20 «Петербург – Псков». Это повысит конкурентоспособность
России на рынке международных перевозок, существенно уменьшит транспортную
напряженность в южной зоне города.
В 2007 году планируется развернуть работы на Северном участке со стороны
Белоострова, строительство этой части магистрали должно завершиться
в 2009 году. Полностью ЗСД планируется ввести в строй в 2010 году.
Роза Михайлова
Тел. 380-3850