ДОРОГИ НОВОГО СЕЗОНА
Стратегия развития улично-дорожной сети
За прошлый строительный сезон петербургские дорожники освоили 7 миллиардов
рублей. Построили и капитально отремонтировали километры городских магистралей,
возвели новые развязки и путепроводы.
О стратегических проектах, планах на этот год, проблемах дорожной отрасли
мы беседуем с заместителем председателя Комитета по благоустройству
и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга Валерием Козловским.
– Валерий Иосифович, что определяло план развития дорожной
сети на 2005 год? Какие объекты дорожного строительства станут самыми
главными, важными, срочными?
– Программы, которые разрабатываются нашим Комитетом на ближайшую перспективу,
основываются в значительной степени на Постановлении городского правительства
от 24 февраля 2004 года № 217 – «Перечень приоритетных мероприятий по
строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга
на период 2004–2008 года».
Этот нормативный документ предусматривает решение стратегических задач:
развитие въездных трасс, формирование системы магистралей скоростного
и непрерывного движения, совершенствование городских дорог, обеспечивающих
подходы к магистралям скоростного движения, и в первую очередь к строящейся
КАД. Программой намечено, безусловно, и развитие связей периферийных
районов города, и обеспечение отвода транзитного и грузового транспорта.
Дорожной отраслью города освоено средств:
4,9 млрд руб. – в 2004 году;
7 млрд руб. – в 2005 году
– То есть осуществляется последовательное, плановое формирование
структуры улично-дорожной сети, которая изначально предусматривала несколько
колец движения и радиальных направлений.
– Совершенно верно. В последние два года было очень много сделано для
того, чтобы эти задачи решить, более эффективно организовать автомобильное
сообщение между городскими районами, вывести транспорт из центра города
и увеличить пропускную способность дорог.
Открыто движение по путепроводной развязке в районе станции Шушары
на федеральной трассе Петербург – Москва. Построено продолжение Витебского
проспекта от Звездной ул. до Московского шоссе общей протяженностью
со съездами около 7 километров. Транспортный узел, здесь на 686-м километре
трассы «Россия», обеспечивает не только безопасное движение автомобилей,
но включает один подземный и два надземных пешеходных перехода.
В 2004 году путь транспорту открыт и по путепроводу в створе проспекта
Косыгина через ж.-д. пути станции Заневский Пост, по Октябрьской набережной
на участке от Володарского моста до мостового перехода через Неву. В
этом сезоне работы на объектах, формирующих восточный участок Центральной
дуговой магистрали, будут завершены. Речь идет о путепроводной развязке
на Индустриальном проспекте на пересечении с ж.-д. путями на перегоне
Пискаревка – Ржевка. Развязка уже действует, движение по ней открыто,
так же как и по вновь построенному двухкилометровому участку Индустриального
проспекта. Но работы по благоустройству будут выполнены уже в этом году.
В конце 2005 года было открыто движение по развязке, которая соединила
Российский и Индустриальный проспекты. С окончанием работ на этих объектах
мы вводим в действие восточный участок Центральной дуговой магистрали,
разгружаем Пискаревский проспект. Реконструкция этой важной для северной
части города магистрали начнется в этом году, и Пискаревский также будет
напрямую сообщаться с кольцевой дорогой.
Нельзя не упомянуть о реконструкции Митрофаньевского шоссе. Работы
начаты на участке, протянувшемся от Обводного канала до Благодатной
улицы. Уже реконструирована часть магистрали от Обводного канала до
Дунайского проспекта, отремонтирована Кубинская улица на отрезке от
Благодатной до Дунайского. Таким образом, с обновлением Митрофаньевского
шоссе город обретает магистраль-дублер Московского проспекта. Это позволит
сосредоточиться на комплексной реконструкции Московского проспекта,
который давно в ней нуждается.
– Валерий Иосифович, значит, и в этом году дорожники пойдут
прежним курсом и особых изменений в стратегии развития городской дорожной
сети не произойдет?
– Курс, направленный на совершенствование УДС, будет продолжен. Но жизнь
не стоит на месте, и в стратегические планы вносятся коррективы. Это
связано с масштабными инвестиционными проектами в области экономики,
планами по дальнейшему развитию городской инфраструктуры.
В июне правительством утверждена Концепция развития западной части
Васильевского острова, которая предполагает строительство Морского пассажирского
терминала. Это, безусловно, потребует новых планировочных решений по
развитию территории. По заказу нашего Комитета идет разработка транспортных
схем, где предусматривается строительство новых дорог, реконструкция,
продолжение существующих.
Стратегическим направлением развития УДС на предстоящий год является
и создание скоростной меридиональной автомагистрали, которая протянется
на 46 километров с юга на север. Это Западный скоростной диаметр. Строительно-монтажные
работы на участке от промзоны Предпортовая-2 до Краснопутиловской улицы
идут с сентября.
Будет начато строительство второй очереди КАД, на участке от Московского
шоссе до Бронки. Проект отрезка кольцевой дороги от Московского шоссе
до трассы «Нарва» готов, получил одобрение экспертной комиссии, завершается
разработка проектно-сметной документации участка от «Нарвы» до Бронки.
Правительством Петербурга принято Постановление о целевой программе
«Подготовка к 300-летию Царского Села на 2006–2010». В рамках этой программы
предусматривается возведение путепровода через ж.-д. ветку Витебской
дистанции пути на 24-м километре в створе Московского шоссе. Намечена
реконструкция Петербургского шоссе от Пулковского шоссе до Детскосельского
бульвара.
– А что намечено по программе реконструкции и капитального
ремонта?
– Мы продолжим в этом году ремонтные работы на проспекте Энгельса. Планируем
закончить капремонт Двинской улицы, Среднего проспекта от 18–19-й линий
до 24–25-й линий. Дорожники приведут в порядок мост в створе Наличной
улицы, отремонтируют участок этой магистрали от улицы Нахимова до улицы
Одоевского.
В этом году будут отремонтированы Полюстровский проспект – на отрезке
от Кантемировской улицы до 1-го Муринского проспекта, Садовая – от площади
Тургенева до Малокалинкина моста, площадь Тургенева, Большая Конюшенная
от Невского до Конюшенной площади, Средний проспект от 25-й линии до
Гаванской улицы, площадь Ломоносова.
В план капитального ремонта включены мосты и набережные, среди них Измайловский
мост через Фонтанку, Варшавский через Обводный канал, набережные Фонтанки.
В соответствии с соглашением между правительством Петербурга и ОАО «Российские
железные дороги» с 2007 года планируется проведение реконструкции набережных
Обводного канала в зоне Американских мостов.
Железнодорожники берутся за реконструкцию Американских мостов, город
– за обновление набережных. В ходе реконструкции набережные будут расширены,
с увеличением полос движения с 2 до 4. Предусмотрено и увеличение подмостовых
габаритов, поскольку крупногабаритный транспорт при проезде задевает
нижние пояса пролетных строений.
Но есть и проблема. Она в недостаточном финансировании программ транспортного
строительства. Губернатор и правительство Санкт-Петербурга много делают
для того, чтобы объемы финансирования дорожной отрасли увеличить. И
мы надеемся, что в этом году ситуация изменится к лучшему.
Роза Михайлова
Тел. (812) 710-6021
Комментарий по теме
Директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса
«Дормост» Кирилл Иванов:
– На мой взгляд, ситуация в дорожной отрасли далека от благополучной.
Реально мощности подрядного парка Санкт-Петербурга реализованы на две
трети. Тем не менее дорожные предприятия, особенно в межсезонье, стараются
сохранить рабочие места, избежать сокращений персонала. А это тысячи
специалистов.
Именно поэтому мы рассчитываем на поддержку и понимание руководства
города и благодарны политике активного строительства, приведения в порядок
территорий, дорог, площадей, ремонта, создания комфортных условий проживания
наших горожан.
Мы все заинтересованы в том, чтобы отрасль развивалась, больше строилось
и ремонтировалось дорог, мостов развязок, чтобы у дорожников всегда
была работа. Понятно, что важно решать проблемы финансирования объектов
транспортного строительства. Но, кроме этого, следует подумать и о нормативной
базе.
Если говорить о Северо-Западе в целом, то с отменой целевого финансирования
многие регионы сократили дорожные программы в десятки раз. И это отражает
диспропорциональность в развитии строительства и реконструкции дорог.
С 1 января вступил в силу новый федеральный закон «О госзаказе». Несмотря
на то, что в нем аккумулирован положительный опыт, детально прописаны
все нормативы, процедуры, регламенты, необходимо адаптировать механизм
его применения под каждую конкретную отрасль. Значит, заказчикам пора
выстраивать работу по-новому: переходить от авралов к среднесрочному
планированию, проводить конкурсные процедуры с учетом сезонности дорожных
работ.
На наш взгляд, при формировании регионального закона необходимо также
предусмотреть вопросы ценового и гарантийного демпинга. Мы должны здраво,
взвешенно подходить к возможностям тех или иных обещаний. А это и вопрос
добросовестной конкуренции.
Не последняя проблема в отрасли – качество работ, которого от подрядчиков,
проектировщиков, производителей материалов требуют заказчики, город,
время. Требования справедливые, но нужно понимать, что нельзя за цену
ниже рыночной строить качественно.
Более того, не стоит ожидать качества от непрофессионалов. Сегодня же
значительная часть работ по благоустройству города передана муниципальным
образованиям. Смогут ли структуры округов, непрофильных комитетов без
наличия квалифицированных специалистов в должной степени проконтролировать
качество и объемы выполненных работ? Ответ вы найдете каждый в своем
дворе.
Необходим квалификационный отбор. Нужны единые стандарты и нормативная
база, а именно: территориальные строительные нормы по проектированию
объектов транспортного строительства, дорогам, мостам СПб, благоустройству
и содержанию, альбомы типовых конструкций дорожной одежды. Единые и
обязательные для всех заказчиков и подрядчиков.