«МЕТРОСТРОЙ» УВЕРЕННО СМОТРИТ ВПЕРЕД
65
лет исполняется генеральному директору ОАО «Метрострой» В. Н. Александрову
По возрасту ОАО «Метрострой» и его нынешний руководитель В. Н. Александров
ровесники. Впервые, еще на практику, студент ЛИИЖТ пришел на строительство
метро в 1961 г. А в 1963 г. после окончания института по специальности
«строитель мостов и тоннелей» у молодого инженера появилась трудовая
книжка с отметкой: «Зачислить в списки личного состава Строительства
т. Александрова Вадима Николаевича на шахту 402 начальником смены на
подземных работах с окладом 150 руб. в месяц с 3 августа 1963 г. Строительство
№ 17 Ленметростроя».
Крохотная, менее странички, автобиография уроженца г. Волхова В. Н.
Александрова открывает его личное дело. Теперь это солидный том из сотен
документов. В них шаг за шагом отражается вся его жизнь. До 25 января
сего года, когда в связи с 65-летием Метростроя его топ-менеджер был
отмечен грамотой губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко.
СТУПЕНИ РОСТА
Людей,
у которых трудовая книжка более сорока лет хранится в отделе кадров
одной и той же организации, не так уж и мало. Но есть среди них тонкая
прослойка тех, о ком говорят: прошел все ступеньки, начиная от… Единственный
перерыв у В. Н. Александрова – 2-летняя служба в армии. Вернувшись,
Вадим Николаевич работал на все более ответственных должностях, был
избран секретарем парткома Ленметростроя.
Через три года возобновилась его карьера управляющего. И шла по нарастающей.
В далеком уже 1991 г. Александров, и это восприняли как должное, стал
начальником управления строительства «Ленметрострой». С 1993 г. и по
настоящее время он многократно избирается генеральным директором ОАО
«Метрострой».
ИСПЫТАНИЕ РАЗМЫВОМ
Потенциал топ-менеджера поверяется масштабом трудных задач, которые
ему довелось решать. В. Н. Александрову, отвечающему за все, что происходит
на строительстве Санкт-Петербургского метрополитена, пришлось решать
труднейшую задачу, о которой известно всем жителям нашего города, –
Размыв. Еще в 1974 г. там произошел первый прорыв грунтовых вод. «До
сих пор не могу простить себе, что уехал в краткосрочный отпуск на юг.
Когда прервал его и вернулся в Ленинград, мои товарищи уже укротили
проран»,– вспоминает Вадим Николаевич.
Тот участок под пл. Мужества прошли по схеме с глубокой заморозкой грунта.
Строители дали гарантию этому перегону в 20 лет.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Наш Метрострой с наступлением рынка попал в тяжелейшее экономическое
положение. Бюджетное финансирование стремительно падало, рынок работ
сжимался, как шагреневая кожа. Приходилось консервировать почти готовые
участки под землей, что обходилось в копеечку. Огромные усилия уходили
на то, чтобы сохранить уникальный кадровый потенциал метростроевцев.
Особенность переходного периода состояла в том, что в начале 90-х годов
никто не мог даже приблизительно сказать, сколько времени он продлится.
Казалось, этих испытаний вполне достаточно для проверки на прочность
топ-менеджера Метростроя…
И СНОВА РАЗМЫВ
Безнадежное безденежье охватило Россию в конце прошлого века. И тут
Метрострой и его постоянный партнер-проектировщик институт «Ленметрогипротранс»
выиграли тендер на прокладку трассы через Размыв по западной технологии.
Определен был и партнер из Италии. Но ненадежное финансирование сдерживало
начало работ.
Сказывалось и настороженное отношение к проекту чиновников из центра.
А трудностям в работе они радовались больше, чем хорошим новостям: можно
и дальше тянуть с решением проблемы финансирования. Но В. Н. Александров
знал – пробивать этот барьер придется ему. Потом, когда по трассе пошли
поезда, обнаружилось, что у победы несть числа радетелей и среди чиновников.
ПРОЗРАЧНОСТЬ КОРПОРАЦИИ
Переход
через Размыв, сдача очередных участков метро, возвращение на Фрунзенский
радиус – этапы последних лет метростроителей. Сложилась и новая структура
фирмы, в составе которой около двух десятков самостоятельных организаций.
Их руководители входят в ее правление или совет директоров. И совместно
обсуждают проблемы и планы корпорации. Окончательное решение всегда
остается за генеральным директором.
«В этой системе управления куда больше демократии, чем при прежнем единоначалии.
Правда, и ответственности намного больше», – считает В. Н. Александров.
Но к главным достижениям последних 15 лет Вадим Николаевич все же относит
кадровую политику Метростроя. Помимо ветеранов здесь уже появились молодые
инженеры. Подрастает свой рабочий класс с питерской пропиской – удалось
сохранить ПТУ, преобразованное в лицей. А надежные кадры даже при недостаточном,
но гарантированном финансировании позволяют с надеждой смотреть вперед.
Ведь программа строительства метро на 10 лет уже есть.
Валентин Воронов
Тел. 316-3685