Как оценить топ-менеджера?
Рынок труда: спрос и предложение
Для российского рынка труда характерен очень широкий диапазон зарплат
топ-менеджеров даже в рамках однородных компаний. Если в большинстве
стран рыночная стоимость управленца зависит от стоящих перед ним задач,
типовых параметров бизнеса, сектора рынка, региона, то в нашей стране
довольно часто уровень вознаграждения определяется субъективными факторами.
В том числе имиджем управленца и отношением к нему собственника компании.
Спрос
на топ-менеджеров на российском рынке, по мнению специалистов кадровых
агентств, сейчас превышает предложение. Усиливается тенденция «переманивания»
топов. Как правило, собственники самостоятельно подыскивают людей на
руководящие должности, реже обращаются в рекрутинговые компании. К поискам
работы через интернет-сайты прибегают лишь 1–2% топ-менеджеров.
На Западе в порядке вещей считается рассылка менеджерами своих резюме
по кадровым агентствам и компаниям, это делают даже люди, только что
получившие повышение в собственной фирме. У нас такая практика не распространена.
Основные факторы, которые ценятся на рынке, это образование,
наличие опыта и личные качества кандидата (лидерские и пр.) Например,
при подборе коммерческого директора лишь 4% работодателей не придают
значения опыту работы. При этом, по данным аналитического модуля системы
E-Staff, в 90 случаях из 100 возраст кандидата на эту должность не имеет
значения. Более лояльным становится и отношение собственников к топ-менеджеру
– женщине. По данным РА «Визави Консалт», 60—70% клиентов агентства
указывают, что пол кандидата на должность топ-менеджера не имеет значения.
Кроме повышения своей стоимости на рынке труда, топ-менеджер хочет
самореализоваться, расширить круг общения, изменить образ жизни. Поэтому
собственник должен обеспечить ему доступ к новому социальному кругу,
т. е. заключить так называемый психологический контракт.
По данным консалтинговой компании «Триолит», изучавшей спрос и предложение
по позиции «директор по развитию», данная должность становится все более
востребованной не только крупным бизнесом, но и средним. Особенно это
касается столицы и мегаполисов.
По популярности у работодателей эта должность занимает четвертую позицию
после генеральных, коммерческих и финансовых директоров. Средняя заработная
плата директора по развитию в Москве составляет около $3200 в месяц,
что в 1,5 раза больше, чем в регионах. В то же время оплата труда генеральных
и коммерческих директоров в регионах и столице одинакова. Размер же
заработной платы директора по стратегическому развитию колеблется от
$6000 до $30 000 и выше.
Сильный менеджер, не получая адекватного своим усилиям вознаграждения,
может уйти в конкурирующую компанию. Или, что еще хуже для акционеров,
создать собственный бизнес в той же нише.
Чтобы удержать руководителя, компании регулярно отслеживают
среднерыночные показатели заработных плат менеджеров в своем сегменте
рынка.
По словам Юлии Бевзенко, партнера компании BPO Executive search &
Consulting, работа генерального директора оплачивается владельцем исключительно
исходя из целей компании и компетенций, которые критичны для достижения
этих целей. С претендентом на должность гендиректора российской компании
среднего бизнеса (с оборотом в районе $50 млн) не принято обсуждать
зарплату ниже $100 тыс. годовых (без учета бонусов). Наиболее характерная
вилка заработной платы первого лица в представительстве средней западной
компании на сегодня $42–60 тыс. в год.
Квалифицированные управленцы на должностях второго уровня (заместители
гендиректора) получают зарплату в районе $50–100 тыс. в год. Бонус по
году обычно находится в пределах 20–50% от годовой заработной платы.
Планка существенно меняется в зависимости от отрасли.
По оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), разница в величине вознаграждения
между разными уровнями (генеральный директор – заместитель генерального
директора) в среднем составляет 50%. Среди заместителей на последнем
месте по величине вознаграждения находится директор по связям с общественностью.
Подготовила Наталья Соколова