ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНПЛАНА
 ДОРОГА К ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
 Начало 2006 года было отмечено рядом знаменательных событий.
 Одним из них стало вступление в силу нового Генплана нашего города, 
 рассчитанного до 2015–2025 гг.
 И на первом же заседании городского правительства в 2006 г. был принят 
 план мероприятий по реализации закона «О программе социально-экономического 
 развития Санкт-Петербурга на 2005–2008 годы».
         Сегодня 
          мы задаем вопросы вице-губернатору М. Э. Осеевскому.
Сегодня 
          мы задаем вопросы вице-губернатору М. Э. Осеевскому. 
 – Михаил Эдуардович, стало ли началом работы по Генплану 
 принятие правительством плана мероприятий на 2006–2008 гг.?
 – Это первый его этап. Только социально-экономическое планирование позволяет 
 последовательно добиваться выполнения Генплана по его оптимистическому 
 варианту. Тем более что недавно в ЗакС был одобрен и закон «О регулировании 
 градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Теперь есть все 
 законные основания для последовательного выполнения стоящих перед нами 
 задач.
 – Как властям города работалось с депутатами ЗакС?
 – Эта работа оказалась весьма плодотворной. Было проведено немало встреч 
 и совещаний сначала при подготовке Концепции документа, а потом и самого 
 Генплана. Эти постоянные деловые контакты двух ветвей власти дали ожидаемый 
 результат. В законе о Генплане воплощен главный девиз стратегии сохранения 
 наследия города, принятой на заседании правительства Санкт-Петербурга, 
 – «Сохранение через развитие, развитие через сохранение».
 – Прошедший год закончен с заметным профицитом – 6 млрд 
 руб. На что будут потрачены эти доходы?
 – Они пойдут на реализацию адресной инвестиционной программы капитальных 
 вложений, подразумевающей развитие социальной и инженерной инфраструктуры. 
 Часть пойдет на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Временно 
 свободные средства Комитет финансов будет размещать на депозитах в уполномоченных 
 банках выше 4 процентов годовых.
 – И если сравнивать эти результаты с 2004 г.?
 – То окажется, что доходы Санкт-Петербурга выросли в 1,5 раза, достигнув 
 почти 130 млрд руб. Расходы городской казны выросли чуть меньше – в 
 1,45 раза – до 138 млрд руб. Сегодня есть все основания считать, что 
 прошлый год был одним из самых успешных для городских финансов. Помимо 
 роста бюджетных показателей серьезно увеличился объем прямых инвестиций 
 в предприятия нашего города.
 – Вы приводите самые «свежие» данные по развитию экономики 
 нашего города?
 – Да, это так. В 2004 г., по предварительной оценке Петростата, валовой 
 региональный продукт составил 510,6 млрд рублей – 106,9 процента к 2003 
 г. В 2005 г. объем ВРП увеличился до 618,7 млрд руб. – 108,4 процентов 
 к предыдущему году (по прогнозной оценке Комитета экономического развития, 
 промышленной политики и торговли).
          Вот еще один существенный факт. Индекс промышленного производства 
          в Санкт-Петербурге в 2004 г. по сравнению с уровнем 2003 г. составил 
          114,1 процента. В среднем по России этот показатель составил – 106,1 
          процента.
 – Какой вывод можно сделать из этого?
 – Динамичное развитие большинства видов деятельности позитивно отразилось 
 на финансовом положении экономики города.
 За январь–ноябрь 2005 г. по основным видам экономической деятельности 
 крупных и средних организаций получен сальдированный финансовый результат 
 (прибыль минус убытки) в размере 52,7 млрд руб. Это на 11,2 процентов 
 больше, чем за соответствующий период предыдущего года. А за январь–ноябрь 
 2004 г. этот показатель вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным 
 периодом 2003 г. – на 36,7 процентов.
 По итогам работы за одиннадцать месяцев 2005 г. на долю обрабатывающих 
 производств приходится 38,2 процента объема сальдированного финансового 
 результата, полученного в экономике Санкт-Петербурга, или 20,2 млрд 
 руб.
 А вот по такому виду деятельности, как «Производство и распределение 
 электроэнергии, газа и воды» за одиннадцать месяцев 2005 г. допущен 
 убыток в сумме 481, 6 млн руб.
 – Какие отрасли экономики Санкт-Петербурга работают наиболее 
 устойчиво?
 – Среди крупнейших видов деятельности промышленного комплекса Санкт-Петербурга 
 наиболее динамично развивалось производство машин и оборудования. Здесь 
 индекс промышленного производства составил 116,8 процента к уровню 2004 
 г.
 В частности, высокие темпы роста выпуска продукции достигнуты в производстве 
 механического оборудования (119,9 процента), машин и оборудования специального 
 назначения (106,4 процента), машин и оборудования для сельского и лесного 
 хозяйства (142,7 процента).
 Существенно увеличилось производство транспортных средств и оборудования 
 (107,2 процента). Вырос и выпуск продукции по следующим видам деятельности: 
 «Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» – на 8,2 процента, 
 «Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных 
 средств» – на 7,2 процента.
          Может быть, столь подробный отчет по развитию промышленного 
          производства кому-то кажется чересчур пространным. Но напомню, что именно 
          эта отрасль экономики приносит в бюджет города самый большой и постоянно 
          растущий вклад. А без этого нам неоткуда брать средства, в том числе 
          и для реализации многообразных задач нового Генплана.
 – Михаил Эдуардович, а иностранные инвестиции в нашу экономику 
 тоже растут?
 – В ближайшее время будут известны окончательные итоговые показатели 
 за 2005 г. Пока же могу сказать, что только за 9 месяцев прошлого года 
 объем иностранных инвестиций в Санкт-Петербург превысил 900 млн долларов. 
 Это на 40 процентов выше результатов 2004 г.
 – За счет чего в целом был обеспечен такой значительный 
 прирост?
 – Основной причиной роста доходов стало развитие городских предприятий 
 и серьезный рост зарплаты горожан. Поступления от подоходного налога 
 выросли по сравнению с позапрошлым годом на 30 процентов, а от налога 
 на прибыль организаций – на
 57 процентов. Вклад в рост бюджета (несколько млрд руб.) внесли компании, 
 решившие перенести в Петербург свои головные офисы. Кстати, их размещение 
 здесь будет производиться уже по новому Генплану.
 – Каковы основные приоритеты бюджета 2006 г.?
 – Адресная инвестиционная программа – 27,9 млрд руб. Увеличатся и расходы 
 на здравоохранение – 28,7 млрд руб. с ростом на 22 процента. На 29 процентов 
 станут больше расходы на социальную политику – 20 млрд руб. и т. д.
 – Михаил Эдуардович, остановимся подробнее на адресной 
 инвестиционной программе.
 – Общий объем капитальных расходов бюджета достигнет 27,9 млрд руб. 
 – рекордная для Санкт-Петербурга сумма. Из них 3,182 млрд руб. выделяется 
 на жилищное строительство. Еще 790,8 млн руб. предназначено на строительство 
 и реконструкцию общеобразовательных школ, а 175 млн руб. – на детские 
 сады. На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения пойдет 
 1, 347 млрд руб. А еще 1,338 млрд руб. будет отпущено на возведение 
 объектов физкультуры.
 На дорожное и транспортное строительство предусмотрено 5,773 млрд руб. 
 В том числе: 521 млн руб. – на реконструкцию моста Лейтенанта Шмидта, 
 764 млн руб. – на создание транспортной связи Обводного канала с Дунайским 
 проспектом. Кроме того, 600 млн руб. пойдет на южный участок ЗСД, и 
 еще 700 млн руб. – на Орловский тоннель и т. д.
 – Как соотнести Генплан и схемы развития инженерии, водоснабжения 
 и канализования, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения?
 – На уровне правительства города уже разработан и принят целый ряд схем 
 и концепций территориального и отраслевого развития.
 В первую очередь, это перечисленные в вашем вопросе схемы. Есть четкие 
 представления о работе в этом направлении на среднюю и дальнюю перспективы. 
 Уже известны в первом приближении и конкретные суммы, которые потребуются 
 на их реализацию. Эти показатели с раскладкой по годам зафиксированы 
 в соответствующих программах.
 – Какова доля госзаказа в бюджете города?
 – Он играет все более заметную роль в главном финансовом документе города. 
 А депутаты ЗакС даже предложили ужесточить меры по отношению к заказчикам, 
 которые не могут провести конкурс в срок. Для оптимизации работы с госзаказом 
 на заседании правительства утверждены четыре комиссии по его размещению.
 Появление такого документа меняет только форму системы госзаказа. Это 
 в свою очередь обусловлено вступлением в силу с 1 января 2006 г. нового 
 федерального закона. Принятая система сокращает возможности производить 
 закупки у единственного источника. Она также устанавливает, что увеличение 
 стоимости контракта, переходящего с текущего года на следующий, не может 
 превышать пяти процентов.
 – Из чего исходили ветви городской власти, когда вырабатывались 
 подходы к составлению перспективных социальных, экономических и градостроительных 
 программ?
 – Для этого определены региональные нормативы градостроительного проектирования 
 Петербурга. Они содержат минимальные расчетные показатели обеспечения 
 благоприятных условий жизнедеятельности человека.
 В их числе – обеспечение населения города объектами социального и коммунально-бытового 
 назначения, доступности таких объектов для горожан, включая инвалидов, 
 объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства прилегающей территории.
 Но останавливаться на гарантированном минимуме нам негоже. У Санкт-Петербурга 
 и его граждан есть все возможности для превышения контрольных показателей. 
 И практическая работа в этом направлении уже началась.
 Беседовал Валентин Воронов
 Тел. 576-4565