ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНПЛАНА
ДОРОГА К ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Начало 2006 года было отмечено рядом знаменательных событий.
Одним из них стало вступление в силу нового Генплана нашего города,
рассчитанного до 2015–2025 гг.
И на первом же заседании городского правительства в 2006 г. был принят
план мероприятий по реализации закона «О программе социально-экономического
развития Санкт-Петербурга на 2005–2008 годы».
Сегодня
мы задаем вопросы вице-губернатору М. Э. Осеевскому.
– Михаил Эдуардович, стало ли началом работы по Генплану
принятие правительством плана мероприятий на 2006–2008 гг.?
– Это первый его этап. Только социально-экономическое планирование позволяет
последовательно добиваться выполнения Генплана по его оптимистическому
варианту. Тем более что недавно в ЗакС был одобрен и закон «О регулировании
градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Теперь есть все
законные основания для последовательного выполнения стоящих перед нами
задач.
– Как властям города работалось с депутатами ЗакС?
– Эта работа оказалась весьма плодотворной. Было проведено немало встреч
и совещаний сначала при подготовке Концепции документа, а потом и самого
Генплана. Эти постоянные деловые контакты двух ветвей власти дали ожидаемый
результат. В законе о Генплане воплощен главный девиз стратегии сохранения
наследия города, принятой на заседании правительства Санкт-Петербурга,
– «Сохранение через развитие, развитие через сохранение».
– Прошедший год закончен с заметным профицитом – 6 млрд
руб. На что будут потрачены эти доходы?
– Они пойдут на реализацию адресной инвестиционной программы капитальных
вложений, подразумевающей развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
Часть пойдет на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Временно
свободные средства Комитет финансов будет размещать на депозитах в уполномоченных
банках выше 4 процентов годовых.
– И если сравнивать эти результаты с 2004 г.?
– То окажется, что доходы Санкт-Петербурга выросли в 1,5 раза, достигнув
почти 130 млрд руб. Расходы городской казны выросли чуть меньше – в
1,45 раза – до 138 млрд руб. Сегодня есть все основания считать, что
прошлый год был одним из самых успешных для городских финансов. Помимо
роста бюджетных показателей серьезно увеличился объем прямых инвестиций
в предприятия нашего города.
– Вы приводите самые «свежие» данные по развитию экономики
нашего города?
– Да, это так. В 2004 г., по предварительной оценке Петростата, валовой
региональный продукт составил 510,6 млрд рублей – 106,9 процента к 2003
г. В 2005 г. объем ВРП увеличился до 618,7 млрд руб. – 108,4 процентов
к предыдущему году (по прогнозной оценке Комитета экономического развития,
промышленной политики и торговли).
Вот еще один существенный факт. Индекс промышленного производства
в Санкт-Петербурге в 2004 г. по сравнению с уровнем 2003 г. составил
114,1 процента. В среднем по России этот показатель составил – 106,1
процента.
– Какой вывод можно сделать из этого?
– Динамичное развитие большинства видов деятельности позитивно отразилось
на финансовом положении экономики города.
За январь–ноябрь 2005 г. по основным видам экономической деятельности
крупных и средних организаций получен сальдированный финансовый результат
(прибыль минус убытки) в размере 52,7 млрд руб. Это на 11,2 процентов
больше, чем за соответствующий период предыдущего года. А за январь–ноябрь
2004 г. этот показатель вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным
периодом 2003 г. – на 36,7 процентов.
По итогам работы за одиннадцать месяцев 2005 г. на долю обрабатывающих
производств приходится 38,2 процента объема сальдированного финансового
результата, полученного в экономике Санкт-Петербурга, или 20,2 млрд
руб.
А вот по такому виду деятельности, как «Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды» за одиннадцать месяцев 2005 г. допущен
убыток в сумме 481, 6 млн руб.
– Какие отрасли экономики Санкт-Петербурга работают наиболее
устойчиво?
– Среди крупнейших видов деятельности промышленного комплекса Санкт-Петербурга
наиболее динамично развивалось производство машин и оборудования. Здесь
индекс промышленного производства составил 116,8 процента к уровню 2004
г.
В частности, высокие темпы роста выпуска продукции достигнуты в производстве
механического оборудования (119,9 процента), машин и оборудования специального
назначения (106,4 процента), машин и оборудования для сельского и лесного
хозяйства (142,7 процента).
Существенно увеличилось производство транспортных средств и оборудования
(107,2 процента). Вырос и выпуск продукции по следующим видам деятельности:
«Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» – на 8,2 процента,
«Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных
средств» – на 7,2 процента.
Может быть, столь подробный отчет по развитию промышленного
производства кому-то кажется чересчур пространным. Но напомню, что именно
эта отрасль экономики приносит в бюджет города самый большой и постоянно
растущий вклад. А без этого нам неоткуда брать средства, в том числе
и для реализации многообразных задач нового Генплана.
– Михаил Эдуардович, а иностранные инвестиции в нашу экономику
тоже растут?
– В ближайшее время будут известны окончательные итоговые показатели
за 2005 г. Пока же могу сказать, что только за 9 месяцев прошлого года
объем иностранных инвестиций в Санкт-Петербург превысил 900 млн долларов.
Это на 40 процентов выше результатов 2004 г.
– За счет чего в целом был обеспечен такой значительный
прирост?
– Основной причиной роста доходов стало развитие городских предприятий
и серьезный рост зарплаты горожан. Поступления от подоходного налога
выросли по сравнению с позапрошлым годом на 30 процентов, а от налога
на прибыль организаций – на
57 процентов. Вклад в рост бюджета (несколько млрд руб.) внесли компании,
решившие перенести в Петербург свои головные офисы. Кстати, их размещение
здесь будет производиться уже по новому Генплану.
– Каковы основные приоритеты бюджета 2006 г.?
– Адресная инвестиционная программа – 27,9 млрд руб. Увеличатся и расходы
на здравоохранение – 28,7 млрд руб. с ростом на 22 процента. На 29 процентов
станут больше расходы на социальную политику – 20 млрд руб. и т. д.
– Михаил Эдуардович, остановимся подробнее на адресной
инвестиционной программе.
– Общий объем капитальных расходов бюджета достигнет 27,9 млрд руб.
– рекордная для Санкт-Петербурга сумма. Из них 3,182 млрд руб. выделяется
на жилищное строительство. Еще 790,8 млн руб. предназначено на строительство
и реконструкцию общеобразовательных школ, а 175 млн руб. – на детские
сады. На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения пойдет
1, 347 млрд руб. А еще 1,338 млрд руб. будет отпущено на возведение
объектов физкультуры.
На дорожное и транспортное строительство предусмотрено 5,773 млрд руб.
В том числе: 521 млн руб. – на реконструкцию моста Лейтенанта Шмидта,
764 млн руб. – на создание транспортной связи Обводного канала с Дунайским
проспектом. Кроме того, 600 млн руб. пойдет на южный участок ЗСД, и
еще 700 млн руб. – на Орловский тоннель и т. д.
– Как соотнести Генплан и схемы развития инженерии, водоснабжения
и канализования, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения?
– На уровне правительства города уже разработан и принят целый ряд схем
и концепций территориального и отраслевого развития.
В первую очередь, это перечисленные в вашем вопросе схемы. Есть четкие
представления о работе в этом направлении на среднюю и дальнюю перспективы.
Уже известны в первом приближении и конкретные суммы, которые потребуются
на их реализацию. Эти показатели с раскладкой по годам зафиксированы
в соответствующих программах.
– Какова доля госзаказа в бюджете города?
– Он играет все более заметную роль в главном финансовом документе города.
А депутаты ЗакС даже предложили ужесточить меры по отношению к заказчикам,
которые не могут провести конкурс в срок. Для оптимизации работы с госзаказом
на заседании правительства утверждены четыре комиссии по его размещению.
Появление такого документа меняет только форму системы госзаказа. Это
в свою очередь обусловлено вступлением в силу с 1 января 2006 г. нового
федерального закона. Принятая система сокращает возможности производить
закупки у единственного источника. Она также устанавливает, что увеличение
стоимости контракта, переходящего с текущего года на следующий, не может
превышать пяти процентов.
– Из чего исходили ветви городской власти, когда вырабатывались
подходы к составлению перспективных социальных, экономических и градостроительных
программ?
– Для этого определены региональные нормативы градостроительного проектирования
Петербурга. Они содержат минимальные расчетные показатели обеспечения
благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В их числе – обеспечение населения города объектами социального и коммунально-бытового
назначения, доступности таких объектов для горожан, включая инвалидов,
объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства прилегающей территории.
Но останавливаться на гарантированном минимуме нам негоже. У Санкт-Петербурга
и его граждан есть все возможности для превышения контрольных показателей.
И практическая работа в этом направлении уже началась.
Беседовал Валентин Воронов
Тел. 576-4565