ПЛАН МАКРОУРОВНЯ
Реализация Генплана – эволюционный процесс
С 3 января 2006 года Санкт-Петербург развивается по новому Генеральному
плану.
До сих пор не утихают споры вокруг него, высказываются критические замечания.
Но Генплан уже имеет статус городского Закона и, в чем нет ни у кого
сомнений, его нужно выполнять.
О
возможностях, которые предоставляет этот документ, мы беседуем с заместителем
председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
В. Е. Полищуком.
– Виктор Ефимович, Генеральный план – это огромный по объему
и значимости документ. На что следует в первую очередь обратить внимание
руководителям инвестиционно-строительных компаний?
– Генеральный план сделан на основе нового Градостроительного кодекса.
А этот документ подразумевает градостроительное регулирование и развитие
в условиях многоукладной экономики, частной собственности на землю.
Наш план четко определяет действия субъектов градостроительной деятельности.
Компании, имеющие свои технические и экономические планы на будущее,
получили ясность, что разрешено строить и где. Ведь каждая фирма действует
в рамках какой-то территории, имеет какого-то соседа. Им может быть
кто угодно: застройщик, федеральная структура, муниципальный объект…
Отношения между ними нуждаются в урегулировании. Генеральный план такую
возможность дает. Ведь это план макроуровня, где сбалансированы возможности
жилищного и коммерческого строительства, размещения индустриальных зон
и зон отдыха…
– Можно сказать, что Генплан – документ, регламентирующий
взаимоотношения различных субъектов, в первую очередь бизнеса и государства.
– Он направлен на это. На территории города должны быть размещены жилые
дома и электроподстанции, школы и мусороперерабатывающие заводы, музеи
и фабрики, гостиницы и кладбища… Так или иначе эти объекты влияют друг
на друга. Сочетание их предусмотрено в Генплане.
Согласитесь, до этого Закона те же дольщики могли получить перед окнами
своих квартир дымящую трубу завода. Разве это нормально? Теперь такое
невозможно.
Посмотрите на план города, железнодорожные ветки у нас – это же реки.
В некоторых местах железнодорожные пространства шире, чем Нева, в два
раза. Районы у нас, как острова, – промышленные, жилые. Генплан дает
возможность развить инфраструктуру этого каркаса, чтобы в каждой точке
было надежное водо- и электроснабжение, транспортное сообщение….
То же самое можно сказать и о социальной инфраструктуре. Каждый район
должен иметь школу, дошкольные учреждения, поликлинику, места для развлечений
и так далее. Чтобы добиться этого, необходима ответственность как города,
так и бизнеса. Эта ответственность должна быть сбалансирована. И достигается
она с помощью Генплана, где все учтено.
Я понимаю, что каждый со своей точки зрения видит пути решения тех
или иных вопросов. Транспортную проблему те, кто пользуется метро, и
те, кто ездит в автомобилях, решили бы по-разному. Но мы нашли компромисс
по этим и другим вопросам. Этому, кстати, помогли общественные слушания.
В состоявшемся диалоге мы получили, если так можно выразиться, заказ.
Произошла оптимизация условий и обстоятельств.
Если руководитель инвестиционно-строительной компании посмотрит Генплан,
то увидит, как город выглядит сейчас, что и где находится. Он может
изучить свободные территории с точки зрения их функционального назначения,
то есть где и что будет размещено. А потом решить, где следует применить
силы и средства.
– Если все определено, то общественных обсуждений проектов
уже не будет?
– Дело в том, что после Генерального плана, в котором определены основные
параметры территории, следует проект ее планировки в детальном масштабе.
Но не объекта, а он обязательно будет подвергнут обсуждению.
– Виктор Ефимович, давайте уточним, что значит «основные
параметры»?
– Расчетные емкости, этажность и плотность застройки, которые подробно
будут раскрыты в проекте планировки. Ведь, чтобы город правильно планировал,
например, развитие транспортной схемы, надо понимать, сколько в том
или ином районе будет проживать граждан. Поэтому емкости на макроуровне,
резервирование территорий под больницы, университеты, рекреационные
зоны, вокзалы должны быть разумно распределены.
– Доходная ли статья Генеральный план или затратная?
– Генеральный план мы разрабатывали на основе экономической стратегии
развития города. Нельзя переоценить значение внешнего транспорта в развитии
экономики Санкт-Петербурга. И мы идем по тому же пути, каким идет весь
мир. Там зоны аэропортов – места строительного бума, как и территории,
прилегающие к портам, кольцевым дорогам. Подобное происходит и у нас.
Конечно, на развитие инфраструктуры идут городские, федеральные средства.
Но все это в итоге капитализирует стоимость земли. А она – основное
богатство города. И с этой точки зрения Генплан является доходным. Это,
можно сказать, отложенная доходная часть бюджета.
– Есть мнение, что Генплан сможет полноценно действовать только
тогда, когда будет принят закон о правилах землепользования и застройки,
где должны быть четко прописаны правила использования городских территорий
и проработаны вопросы межевания территорий в Петербурге. Как выполнять
Генплан, если эти вопросы еще не решены?
– Правила застройки детализируют свою часть градостроительного плана.
Например, в промышленном районе может находиться поликлиника. В Генплане
этого нет, а в правилах застройки будет зафиксировано, что ее строительство
там разрешается. В то же время эти правила очень важны и следует ускорить
их разработку.
То же самое можно сказать и о межевании территорий.
– Планом социально-экономического развития предусматривается большой
рост жилищного строительства. В то же время новые кварталы под застройку
не готовятся, инженерная подготовка ведется крайне слабо. Как вы оцениваете
эту ситуацию?
– На мой взгляд, подготовка территорий под строительство – это посильная
задача. Город сейчас на порядок увеличил средства на инженерную подготовку
территорий. Есть и другие пути решения этой проблемы.
– В охранную зону попало много доходных домов. И если их
не реконструировать, то центр города превратится в труху. Не следует
ли охранную зону сократить? В центре пустыри, не красящие город, как
быть с ними?
– Центр города менялся, меняется и будет меняться. Здесь важна степень
трансформации построек. Она будет осуществляться с учетом режимов, которые
разрабатывает КГИОП и которые примет Законодательное собрание. Реальные
достижения архитектуры и градостроительства надо сохранять. После войны
люди, город, государство жили хуже, чем сейчас. Однако нашлись и силы,
и средства, чтобы восстановить, сохранить вечные ценности.
В то же время центральная часть Петербурга – это миллионный город в
многомиллионном городе. Там нужны школы и детские сады, гаражи, парковки
и так далее. И эту проблему нужно и можно разрешить. Достаточно вспомнить
о выводе предприятий из центра Петербурга, о новых функциях освободившихся
зданий.
Нет сомнений, что в исторической части города будут проходить реконструкция
и строительство, но тут важно соблюсти принцип «не навреди». Посмотрим,
что будет с Новой Голландией, куда привлечены солидные архитектурные
силы, серьезные инвесторы. Надеюсь, мы получим качественный продукт,
новую достопримечательность.
– Возможна ли серьезная корректировка Генплана?
– Если появятся весомые причины, то возможна. Но опыт, в том числе зарубежных
стран, показывает, что дисциплина, а Генплан – дисциплинирующий документ,
особенно в условиях частной собственности, во вред не идет. Правила
долго формируются, к ним надо привыкнуть. Но с ними становится понятнее,
удобнее жить.
Я далек от того, чтобы утверждать, что мы сделали идеальный Закон.
Но мы разработали документ, оптимальный для нашего времени. Если мы
реализуем то множество программ, которые обозначены в Генплане, в городе
сформируется ряд комфортабельных жилых районов, исчезнут неэффективно
использовавшиеся территории, появятся европейского уровня бизнес-центры,
спортивные комплексы и многое другое. Для инвестиционно-строительного
комплекса работы хватит на десятилетия.
Сергей Шумкин
Тел. 710-4632