ГЕНПЛАН ПРИНЯТ И ДЕЙСТВУЕТ
ИТОГ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
Начало нынешнего года для Санкт-Петербурга и его жителей отмечено
редким, но долгожданным событием: со 2 января 2006 г. вступил в действие
новый Генплан Северной столицы. И можно наконец сказать, что работа,
которой отдано столько времени и сил, завершена.
В этом многотрудном деле заметен и вклад журналистов нашего издания.
Можно упомянуть ответ на запрос в нашем сайте stroygorhoz.ru по
тематике Генплана. Электронный информатор моментально определил, что
содержит 119 ссылок по публикациям в СГХ о Генплане. И даже если половину
из них можно отнести к лаконичным заметкам, то оставшийся массив – более
полусотни единиц. Он содержит подробную деловую информацию и аналитические
статьи о работе сначала над Концепцией, а затем и над самим текстом
закона о Генплане.
Многое в этой большой работе архитекторов, специалистов различных специальностей,
представителей исполнительной и законодательной власти находило оперативное
отражение на страницах журнала «Строительство и городское хозяйство
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Среди наших авторов два
губернатора, три главных архитектора города, вице-губернаторы, руководители
почти всех комитетов городской администрации, депутаты Законодательного
собрания. И десятки непосредственных участников ежедневной работы над
Генпланом.
Напомним основные события, связанные с этой уникальной работой. О ней
серьезно говорили еще в начале 90-х годов прошлого века. А на его исходе
распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 29.08.2000 № 916-р Комитету
по градостроительству и архитектуре предписано разработать Генеральный
план развития Санкт-Петербурга. И тут же поручалось председателю КГА
О. А. Харченко обеспечить руководство его разработкой.
Особенностью этого плана было то, что, будучи 20-м по счету,
он впервые готовился победителем специально проведенного тендера. Честь
взвалить на себя этот ответственный груз завоевал ЗАО «Петербургский
НИПИград». Руководителем группы разработчиков стал его генеральный
директор народный архитектор России, академик архитектуры
В. Ф. Назаров. Обладающий уникальным опытом зодчий не очень жалует журналистов
своим вниманием. Но на страницах нашего журнала он появлялся неоднократно.
Другая особенность нового Генплана состоит в том, что он с самого начала
готовился как закон субъекта РФ – Санкт-Петербурга. Следствием этого
стал беспрецедентно большой круг участников обсуждения Концепции, да
и самого Генплана. Что нашло свое отражение и на страницах нашего журнала.
Нам удалось подробно рассказать о самых актуальных проблемах развития
всех районов города и его пригородов. А наиболее проблемные из них побывали
у нас в гостях неоднократно.
И третье принципиальное отличие. При составлении Генплана в
расчет принимались два варианта: минимальный и оптимальный. Напомним,
что такое деление окончательно выявилось уже при губернаторе В. И. Матвиенко.
Подчеркнем и то, что, по ее словам, прежний губернатор сделал
много полезного для Петербурга, горожане это видят и ценят.
Разница упомянутых вариантов так разъяснялась одним из вице-губернаторов
в СГХ. Минимальные показатели – это те, что могут быть достигнуты простой
экстраполяцией нынешних достижений. А оптимальный вариант опирается
на амбициозные планы вхождения Северной столицы в число крупнейших городов
Европы, на создание соответствующих экономических предпосылок и обеспечение
комфортных условий для труда и проживания населения.
Вот основные исходные показатели, из которых исходили разработчики
Генплана. Численность постоянно проживающего населения увеличится до
4,7 млн человек. И еще полмиллиона составит «временное» население. А
сейчас в городе насчитывается 4,6 млн человек. Но если средний показатель
обеспечения горожан жильем в 2003 г.– 21 кв. м на человека, то к 2025
г. он должен превысить 30 кв. м на человека. И так – по всем основным
параметрам жизнедеятельности города на Неве.
Целью работы обширного круга специалистов было определено создание
в интересах населения и государства Генерального плана устойчивого развития
Санкт-Петербурга. Документ должен был обеспечить формирование
благоприятной среды жизнедеятельности. Намечалось и территориальное
преобразование Петербурга, создание градостроительных предпосылок для
его экологического и санитарного благополучия. Генплан должен также
выработать градостроительные требования по охране объектов историко-культурного
наследия, определить условия поддержания охраняемых природных территорий
и т. д.
Несмотря на трудности финансирования, эта работа велась во все возрастающих
масштабах. А актуальные новости тут же отслеживали наши журналисты.
И по мере возможности шла их публикация. Так, первый подробный рассказ
вице-губернатора, председателя Комитета по строительству А. И. Вахмистрова
был помещен еще в № 49 СГХ в октябре 2001 г.
Одним из самых активных пропагандистов нового Генплана был и остается
заместитель председателя КГА В. Е. Полищук. Его дебют по этой теме состоялся
в № 51 нашего издания. Он подробно рассказал, как этот документ будет
регулировать основные направления градостроительной деятельности в условиях
рыночной экономики.
Этапной в ходе нашей журнальной дискуссии стало интервью председателя
КГА О. А. Харченко. Он был гостем нашего журнала № 53. Конек этого архитектора
– транспортная составляющая. Он справедливо относит ее к определяющим
факторам гармоничного развития Санкт-Петербурга. И этот тезис нашел
со временем свое воплощение в контексте уже действующего Генплана.
Естественно, что получил слово для подробного интервью и генеральный
директор ЗАО «Петербургский НИПИград» В. Ф. Назаров – № 54. А на соседних
страницах помещен обстоятельный рассказ о сохранении исторического центра
города. Проблема сбережения историко-культурного наследия, воплощенного
в камне и ландшафте, всегда останется одной из самых актуальных. Ведь
это и память о минувшем, но и одновременно – живой организм Петербурга.
Ни каждый отдельный памятник и ни все их многообразие нельзя просто
музефицировать. В таком случае город омертвеет. Удивительно ли, что
журнал разместил на своих страницах материалы конференции «Современные
проблемы сохранения исторических центров городов».
Недостатка в информации об этой масштабной работе не ощущалось.
Ведь в ней участвовали не только сотрудники ЗАО «Петербургский НИПИград»,
но и были подключены около 20 субподрядных организаций. Среди
них упомянем специализированные и отраслевые институты. Выполняли задания
по тем видам внешнего транспорта, на развитии которых они и специализируются,
крупнейшие институты Северной столицы – ЛенморНИИпроект, «Гипроречтранс»,
«Гипрометротранс», «Аэропроект». Нашлось дело и ряду институтов с профилями
по другим направлениям.
По многим разделам были привлечены специалисты ЛенНИИпроекта. И прежде
всего – из его научной части. Неоценим их вклад при разработке правил
застройки и землепользования. Многое сделали и сотрудники Леонтьевского
центра. И так далее, и тому подобное. С подробностями их деятельности
можно ознакомиться на сайте нашего журнала.
Характерно, что показатели оптимального варианта развития Санкт-Петербурга
были приняты за основу и по первоочередным городским программам. Они
в несколько этапов были разработаны в Комитетах администрации. А впоследствии
были проанализированы, уточнены и утверждены правительством Санкт-Петербурга.
И сделано это не только в физических показателях, но и финансовых величинах.
Эти программы проработаны до 2010 – 2015 гг. А к тому времени станет
актуальной и существенная корректировка Генплана – ориентировочно к
2015 г.
Многие горожане спрашивают – не лучше ли вместо рассказа о
Генплане взять да и опубликовать его. Эта задача практически неосуществима
по целому ряду обстоятельств. Впрочем, сам Закон о Генплане
– это всего две странички, которые легко разыскать в Интернете. Но в
нем есть 17 приложений-схем. И как нам поведал депутат – человек крепкого
сложения – переместить всю эту информацию из одного помещения в другое
без помощников он не может. Важнейшее из приложений – схема функционального
зонирования. Есть схема, посвященная развитию метро и уличного транспорта.
Указано на ней, как пройдет наземный экспресс, о котором давно говорят.
Предусмотрены варианты скоростного трамвая. И т. д.
Очень важно, что вслед за Генпланом, как это и планировалось, ЗакС
принял другой очень важный закон – о правилах землепользования и застройки.
Ведь самое главное приложение то, на котором показано функциональное
зонирование территорий.
Прежде многие составляющие Генплана предназначались для служебного пользования
и были засекречены. И те, кто не входил во власть, к пользованию им
не допускались. Теперь ситуация коренным образом переменилась, и наше
издание будет регулярно обращаться к главным составляющим Генплана.
Впервые этот Генплан разрабатывается в условиях нового Градостроительного
законодательства федерального уровня. И в результате его статус как
документа верхнего уровня о градостроительном планировании обеспечит
легитимность и обязательность выполнения его решений. Сроки действия
этого плана: первая очередь – 2005 г.; расчетный срок – 2015 г.; прогноз
– 2025 г. Первые его корректировки можно будет сделать после определенных
процедур.
Есть и очень существенная особенность реализации нового Генплана. Уже
в январе нынешнего года правительством Санкт-Петербурга одобрена программа
социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (до 2008
г.). Наряду с финансовым планом на 3 года вперед создана и концепция
социально-экономического развития на 25 лет.
Таким образом, впервые за последнее время на уровне субъекта
Федерации обозначено возвращение к разработке планов социального и экономического
развития региона. Этот комплексный и обязательный для выполнения
документ был неоправданно удален из жизни города. Но жизнь учит – нельзя
отмахиваться от того лучшего и проверенного, что накоплено за три века
существования Санкт-Петербурга. Думается, что эти перемены необратимы.
О ходе реализации Генплана и других городских программ читайте в этом
и очередных номерах нашего журнала.
Валентин Воронов