РЕСТАВРАЦИЯ: ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
 Проблемы сохранения отечественной реставрационной школы
 Сохранение и реставрация памятников истории и культуры как вид профессиональной 
 деятельности не может рассматриваться только в качестве процесса извлечения 
 коммерческой выгоды. Для сохранения памятников истории и культуры и 
 обеспечения высокого уровня всех видов работ, выполняемых по памятникам, 
 необходимо сохранить и усилить роль государства в реставрационной отрасли.
 Состояние реставрационной отрасли специалисты называют критическим. 
 Причем во всех направлениях, от подготовки архитекторов и инженеров-реставраторов 
 до проведения научных разработок прикладного характера.
 Об этом и о возможных путях выхода из сложившейся ситуации говорили 
 в Петербурге на Второй Всероссийской конференции «Сохранение исторического 
 и культурного наследия России».
 О сохранении отечественной реставрационной школы в современных условиях, 
 в том числе в свете проходящей в последние годы реорганизации (приватизации) 
 государственных реставрационных предприятий, говорила директор ГУП центральных 
 научно-реставрационных проектных мастерских, архитектор-реставратор 
 высшей категории Т. Е. Каменева.
 В результате распада советской системы «Союзреставрация» – «Росреставрация» 
 с сетью региональных реставрационных организаций образовалось множество 
 мелких реставрационных предприятий. Но частные предприятия ориентированы 
 на получение прибыли, они не стремятся и не способны проводить научную 
 реставрацию и в большинстве случаев выполняют обычный «евроремонт».
 При этом фактически перестала существовать система подготовки и повышения 
 квалификации реставраторов всех уровней и специальностей. А в 2004 году 
 была ликвидирована государственная комиссия по аттестации реставраторов, 
 в том числе архитекторов и инженеров-реставраторов.
        Государственный контроль за сохранением объектов культурного 
          наследия является неэффективным из-за отсутствия механизмов его реализации.
 Проводимая в последние годы политика приватизации государственных реставрационных 
 предприятий вкупе со всеми упомянутыми факторами может привести к уничтожению 
 отечественной реставрационной отрасли и школы. Сохранение и реставрация 
 памятников истории и культуры как вид профессиональной деятельности 
 не может рассматриваться только в качестве процесса извлечения коммерческой 
 выгоды. Главная задача в этой сфере — сохранение объектов культурного 
 наследия как общенационального достояния.
          Экономический, социальный эффект от использования памятников 
          истории и культуры государство и общество получают только при включении 
          объектов культурного наследия в хозяйственный и культурно-образовательный 
          процесс как объектов музейного показа и туризма.
 Учитывая международный опыт и отечественные национальные традиции, необходимо 
 на базе сохранившихся в ведомственном подчинении министерства культуры 
 и массовых коммуникаций РФ государственных специализированных реставрационных 
 организаций создать некоммерческую структуру — федеральный научно-реставрационный 
 центр «Российское наследие» с региональными отделениями (филиалами). 
 Такой центр позволит эффективно обеспечить реализацию государственной 
 политики в сфере охраны национального культурного наследия, а также 
 сохранить и развивать традиции российской реставрационной школы.
        Сферами деятельности центра должны стать:
 · подготовка реставрационных кадров всех специальностей;
 · обеспечение повышения квалификации архитекторов-реставраторов, инженеров-реставраторов, 
 реставраторов-технологов по всем направлениям деятельности области сохранения 
 объектов культурного наследия, организация системы школы мастеров реставраторов;
 · разработка отраслевых реставрационных нормативов, в том числе сметных 
 норм, прейскурантов и других нормативных документов;
 · исследование, разработка и внедрение традиционных и современных технологий 
 в области реставрации.
 Последнее сегодня особенно актуально, ибо в условиях рыночной экономики 
 предлагается огромное количество разнообразных строительных материалов 
 и новых технологий. Их применение вне системы тщательной проверки специалистами-реставраторами 
 может нанести непоправимый ущерб памятникам истории и культуры.
          Такой подход перекликается с опытом развитых стран по сохранению 
          памятников истории и культуры. Там созданы специальные институты, 
          которые уполномочены осуществлять научно-методическое и проектно-информационное 
          обеспечение государственной политики в сфере сохранения объектов культурного 
          наследия.
 Например, в Великобритании создана вневедомственная организация «английское 
 наследие» (english heritage), в Италии работает центральный институт 
 реставрации (istituto centrale per il restauro). Наличие этих организаций, 
 созданных и контролируемых государством, значительно повышает эффективность 
 деятельности государственных органов охраны объектов культурного наследия, 
 способствует сохранности памятников истории и культуры и качеству всех 
 видов работ, выполняемых по памятникам.
        (Использованы материалы 2-й Всероссийской конференции «Сохранение 
          исторического и культурного наследия России»)