Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 82 декабрь 2005
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

РЕСТАВРАЦИЯ: ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
Проблемы сохранения отечественной реставрационной школы

Сохранение и реставрация памятников истории и культуры как вид профессиональной деятельности не может рассматриваться только в качестве процесса извлечения коммерческой выгоды. Для сохранения памятников истории и культуры и обеспечения высокого уровня всех видов работ, выполняемых по памятникам, необходимо сохранить и усилить роль государства в реставрационной отрасли.

Состояние реставрационной отрасли специалисты называют критическим. Причем во всех направлениях, от подготовки архитекторов и инженеров-реставраторов до проведения научных разработок прикладного характера.
Об этом и о возможных путях выхода из сложившейся ситуации говорили в Петербурге на Второй Всероссийской конференции «Сохранение исторического и культурного наследия России».

О сохранении отечественной реставрационной школы в современных условиях, в том числе в свете проходящей в последние годы реорганизации (приватизации) государственных реставрационных предприятий, говорила директор ГУП центральных научно-реставрационных проектных мастерских, архитектор-реставратор высшей категории Т. Е. Каменева.

В результате распада советской системы «Союзреставрация» – «Росреставрация» с сетью региональных реставрационных организаций образовалось множество мелких реставрационных предприятий. Но частные предприятия ориентированы на получение прибыли, они не стремятся и не способны проводить научную реставрацию и в большинстве случаев выполняют обычный «евроремонт».
При этом фактически перестала существовать система подготовки и повышения квалификации реставраторов всех уровней и специальностей. А в 2004 году была ликвидирована государственная комиссия по аттестации реставраторов, в том числе архитекторов и инженеров-реставраторов.

Государственный контроль за сохранением объектов культурного наследия является неэффективным из-за отсутствия механизмов его реализации.
Проводимая в последние годы политика приватизации государственных реставрационных предприятий вкупе со всеми упомянутыми факторами может привести к уничтожению отечественной реставрационной отрасли и школы. Сохранение и реставрация памятников истории и культуры как вид профессиональной деятельности не может рассматриваться только в качестве процесса извлечения коммерческой выгоды. Главная задача в этой сфере — сохранение объектов культурного наследия как общенационального достояния.
Экономический, социальный эффект от использования памятников истории и культуры государство и общество получают только при включении объектов культурного наследия в хозяйственный и культурно-образовательный процесс как объектов музейного показа и туризма.
Учитывая международный опыт и отечественные национальные традиции, необходимо на базе сохранившихся в ведомственном подчинении министерства культуры и массовых коммуникаций РФ государственных специализированных реставрационных организаций создать некоммерческую структуру — федеральный научно-реставрационный центр «Российское наследие» с региональными отделениями (филиалами). Такой центр позволит эффективно обеспечить реализацию государственной политики в сфере охраны национального культурного наследия, а также сохранить и развивать традиции российской реставрационной школы.

Сферами деятельности центра должны стать:
· подготовка реставрационных кадров всех специальностей;
· обеспечение повышения квалификации архитекторов-реставраторов, инженеров-реставраторов, реставраторов-технологов по всем направлениям деятельности области сохранения объектов культурного наследия, организация системы школы мастеров реставраторов;
· разработка отраслевых реставрационных нормативов, в том числе сметных норм, прейскурантов и других нормативных документов;
· исследование, разработка и внедрение традиционных и современных технологий в области реставрации.

Последнее сегодня особенно актуально, ибо в условиях рыночной экономики предлагается огромное количество разнообразных строительных материалов и новых технологий. Их применение вне системы тщательной проверки специалистами-реставраторами может нанести непоправимый ущерб памятникам истории и культуры.
Такой подход перекликается с опытом развитых стран по сохранению памятников истории и культуры. Там созданы специальные институты, которые уполномочены осуществлять научно-методическое и проектно-информационное обеспечение государственной политики в сфере сохранения объектов культурного наследия.
Например, в Великобритании создана вневедомственная организация «английское наследие» (english heritage), в Италии работает центральный институт реставрации (istituto centrale per il restauro). Наличие этих организаций, созданных и контролируемых государством, значительно повышает эффективность деятельности государственных органов охраны объектов культурного наследия, способствует сохранности памятников истории и культуры и качеству всех видов работ, выполняемых по памятникам.

(Использованы материалы 2-й Всероссийской конференции «Сохранение исторического и культурного наследия России»)



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна