РЕСТАВРАЦИЯ: ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
Проблемы сохранения отечественной реставрационной школы
Сохранение и реставрация памятников истории и культуры как вид профессиональной
деятельности не может рассматриваться только в качестве процесса извлечения
коммерческой выгоды. Для сохранения памятников истории и культуры и
обеспечения высокого уровня всех видов работ, выполняемых по памятникам,
необходимо сохранить и усилить роль государства в реставрационной отрасли.
Состояние реставрационной отрасли специалисты называют критическим.
Причем во всех направлениях, от подготовки архитекторов и инженеров-реставраторов
до проведения научных разработок прикладного характера.
Об этом и о возможных путях выхода из сложившейся ситуации говорили
в Петербурге на Второй Всероссийской конференции «Сохранение исторического
и культурного наследия России».
О сохранении отечественной реставрационной школы в современных условиях,
в том числе в свете проходящей в последние годы реорганизации (приватизации)
государственных реставрационных предприятий, говорила директор ГУП центральных
научно-реставрационных проектных мастерских, архитектор-реставратор
высшей категории Т. Е. Каменева.
В результате распада советской системы «Союзреставрация» – «Росреставрация»
с сетью региональных реставрационных организаций образовалось множество
мелких реставрационных предприятий. Но частные предприятия ориентированы
на получение прибыли, они не стремятся и не способны проводить научную
реставрацию и в большинстве случаев выполняют обычный «евроремонт».
При этом фактически перестала существовать система подготовки и повышения
квалификации реставраторов всех уровней и специальностей. А в 2004 году
была ликвидирована государственная комиссия по аттестации реставраторов,
в том числе архитекторов и инженеров-реставраторов.
Государственный контроль за сохранением объектов культурного
наследия является неэффективным из-за отсутствия механизмов его реализации.
Проводимая в последние годы политика приватизации государственных реставрационных
предприятий вкупе со всеми упомянутыми факторами может привести к уничтожению
отечественной реставрационной отрасли и школы. Сохранение и реставрация
памятников истории и культуры как вид профессиональной деятельности
не может рассматриваться только в качестве процесса извлечения коммерческой
выгоды. Главная задача в этой сфере — сохранение объектов культурного
наследия как общенационального достояния.
Экономический, социальный эффект от использования памятников
истории и культуры государство и общество получают только при включении
объектов культурного наследия в хозяйственный и культурно-образовательный
процесс как объектов музейного показа и туризма.
Учитывая международный опыт и отечественные национальные традиции, необходимо
на базе сохранившихся в ведомственном подчинении министерства культуры
и массовых коммуникаций РФ государственных специализированных реставрационных
организаций создать некоммерческую структуру — федеральный научно-реставрационный
центр «Российское наследие» с региональными отделениями (филиалами).
Такой центр позволит эффективно обеспечить реализацию государственной
политики в сфере охраны национального культурного наследия, а также
сохранить и развивать традиции российской реставрационной школы.
Сферами деятельности центра должны стать:
· подготовка реставрационных кадров всех специальностей;
· обеспечение повышения квалификации архитекторов-реставраторов, инженеров-реставраторов,
реставраторов-технологов по всем направлениям деятельности области сохранения
объектов культурного наследия, организация системы школы мастеров реставраторов;
· разработка отраслевых реставрационных нормативов, в том числе сметных
норм, прейскурантов и других нормативных документов;
· исследование, разработка и внедрение традиционных и современных технологий
в области реставрации.
Последнее сегодня особенно актуально, ибо в условиях рыночной экономики
предлагается огромное количество разнообразных строительных материалов
и новых технологий. Их применение вне системы тщательной проверки специалистами-реставраторами
может нанести непоправимый ущерб памятникам истории и культуры.
Такой подход перекликается с опытом развитых стран по сохранению
памятников истории и культуры. Там созданы специальные институты,
которые уполномочены осуществлять научно-методическое и проектно-информационное
обеспечение государственной политики в сфере сохранения объектов культурного
наследия.
Например, в Великобритании создана вневедомственная организация «английское
наследие» (english heritage), в Италии работает центральный институт
реставрации (istituto centrale per il restauro). Наличие этих организаций,
созданных и контролируемых государством, значительно повышает эффективность
деятельности государственных органов охраны объектов культурного наследия,
способствует сохранности памятников истории и культуры и качеству всех
видов работ, выполняемых по памятникам.
(Использованы материалы 2-й Всероссийской конференции «Сохранение
исторического и культурного наследия России»)