ДАМБЕ ДОБАВЯТ ДЕНЕГ
Новые возможности достройки КЗС
Проект достройки дамбы вышел на стадию активного строительства – благодаря
изменениям в структуре управления и корректировке бюджета в сторону
увеличения
Проект завершения строительства КЗС реализуется с привлечением займов:
$245 млн Европейского банка реконструкции и развития;
$40 млн Североамериканского инвестиционного банка;
$40 млн Европейского инвестиционного банка.
На 2006 год:
2,451 млрд рублей составляет финансирование КЗС из бюджетных средств;
$130 млн составляет финансирование из средств займов МФО.
В ноябре в очередной раз принята попытка форсировать строительство
Комплекса защитных сооружений, причем на этот раз кардинальным способом.
Произошла смена руководства и схемы управления стройкой века. Вместо
разрозненных структур, отвечающих за освоение федеральных денег, заемных
средств международных банков, привлечение инвестиций, отслеживание экологических
проблем и т. д., появится Объединенная дирекция по строительству КЗС,
которая возьмет на себя все эти функции.
Затишье перед грозой
Что
прежняя структура управления громоздка и малоэффективна, понимали все,
кто пытался получить полную информацию по проекту. Во всем
чувствовался недостаток информации, неизбежное дублирование и абсолютная
неуправляемость той части проекта, которая связана с международными
займами.
Город делал все, чтобы проект обрел масштабы, присущие объекту федерального
значения, но на практике все менялось крайне медленно.
Еще в апреле на заседании Правительства РФ была утверждена программа
финансирования до 2008 года, согласно которой расходы на достройку КЗС
были серьезно увеличены (за счет выделения 14 млрд рублей на скоростную
магистраль Горская – Кронштадт – Бронка и автомобильный тоннель под
судопропускным сооружением С-1 в южной части комплекса). Однако и полгода
спустя кураторы стройки занимались поиском открытого фронта работ, вместо
которого находили лишь островки дислокации отдельных участников строительства.
Перемены
25 октября на КЗС состоялось совещание с участием губернатора города
В. Матвиенко и руководителя Росстроя С. Круглика. На нем помимо ожидаемых
вопросов, таких как изменение структуры управления проектом и обсуждение
новой кандидатуры руководителя Дирекции, рассматривались и неожиданные:
сокращение сроков достройки, необходимость увеличения финансирования,
отмена принятых решений по судопропускному сооружению С-1, корректировка
взаимоотношений с зарубежными кредиторами.
Результаты совещания не замедлили сказаться.
Вместо г. Пайкина, возглавлявшего с 2003 года ФКП «Северо-Западная
дирекция Госстроя России – дирекция комплекса защитных сооружений г.
Санкт-Петербурга от наводнений», проект достройки возглавил совладелец
ПСБ и президент «Банкирского дома «Санкт-Петербург» В. Коган.
Практически заключенный договор по одному из наиболее сложных и дорогостоящих
объектов на дамбе – судопропускному сооружению С-2 – с французской компанией
Vinci был остановлен. Корпорации «Трансстрой», ставшей победителем по
сооружению С-1, было предложено «взять под крыло» и второе судопропускное
сооружение, с тем чтобы работы были сделаны максимально качественно
и в срок.
– Смена руководства и изменение структуры управления позволит серьезно
ускорить строительство, – прокомментировала итоги совещания губернатор
Санкт-Петербурга В. Матвиенко. – Когда все будет сосредоточено в одной
структуре, появится понимание, кто отвечает и с кого спрашивать. И хотя
в утвержденной правительством программе дорожная составляющая отнесена
к 2010 году, мы постараемся убедить правительство, чтобы и дорожная
составляющая была включена в проект в рамках 2008 года. «Размазывать»
строительство нецелесообразно, это ведет к удорожанию строительства
и неполноценному функционированию объекта.
Председатель Росстроя С. Круглик активно поддержал губернатора:
«Чтобы уложиться в обозначенные сроки, финансирование нужно увеличить
в разы. На будущий год предусмотрено выделение всего 1,5 млрд
рублей, а говорить нужно о суммах от 7 млрд! Нужно понять еще вот что:
те 35 млрд, что необходимо освоить по дамбе в целом, должны быть выделены
за последующие 2–2,5 года; при этом при завершении строительства к 2008
году затраты снижаются в 4–5 раз».
С. Круглик резко отозвался о тех условиях, на которых ЕБРР были выданы
кредиты на данный объект и заявил, что можно было обойтись и без них.
Последнее выглядело несколько странно, ибо когда месяцем раньше сдавался
не менее знаковый объект – ЮЗОС, ни о каких «кабальных условиях» выделенного
ЕББР кредита речи не шло, скорее наоборот, говорилось о повышении ответственности
и дисциплинирующем факторе.
Видимо, финансист В. Коган, искушенный в проблемах международного
кредитования, и призван в дальнейшем регулировать такого рода проблемы.
Светлана Соснова