Труд благословенный
Как был воссоздан облик Варшавского вокзала
Десять лет реставрационно-строительная компания "Лапин Энтерпрайз",
член Союза реставраторов, восстанавливает исторические здания Санкт-Петербурга:
дворцы, особняки, храмы, выполняя работы, требующие особой квалификации
В
реестре услуг первое место отведено реставрационной отрасли, включая
кровельные и фасадные работы любой сложности, мансардное строительство,
промышленный альпинизм, реконструкция зданий, воссоздание интерьеров.
Перечень выполненных работ словно взят из путеводителя по памятным местам:
Мариинский дворец, Смольный монастырь, бывшее здание Германского посольства.
Отдельное направление деятельности – возрождение петербургских храмов,
за что Алексей Лапин, в прошлом промышленный альпинист-высотник, прораб,
управляющий, затем основатель и генеральный директор фирмы, удостоен
от Патриарха Алексия II ордена Сергия Радонежского III степени. Это
соборы Никольский, Владимирский, Андреевский, Александро-Невская лавра,
храмы в Кронштадте, на Валааме, в Павловске, Токсово
В разряд памятников включено и здание Варшавского вокзала (1857 – 1860
гг., архитектор П. О. Сальманович). В его реставрации и реконструкции
по заказу корпорации "Адамант" приняла участие компания "Лапин
Энтерпрайз".
– Алексей Станиславович, какой объем работ необходимо
выполнить фирме на этом объекте?
– Наша задача – восстановить в первоначальном виде фасады вокзала площадью
8 тыс. кв. м. по проектам архитектурного бюро "Литейная часть-91".
Они выполнены на основании архивных иконографических данных, старых
фотографий и описаний. Изменился вид южного фасада, он вновь обрел утраченную
за годы эксплуатацию лепку. И теперь на нем снова красуются гербы, короны,
венки, каннелюры, капители и пилястры колонн. На северном фасаде, обращенном
к Обводному каналу, остались сложнопрофилированные элементы.
Культурный слой, который обычно возникает, когда здание много раз реставрируют,
здесь небольшой, т.к. в советское время здание мало ремонтировалось
- фасад заново оштукатурили цементной штукатуркой. Нам пришлось выполнить
сбивку цементной штукатурки, а для воссоздания фасада мы применили штукатурку
на извести, максимально приближенную к историческому материалу. После
проведенных нами работ по реставрации фасада Варшавский вокзал принял
свой первоначальный облик.
– Включая колер окраски?
– Безусловно. Это светло-коричневый цвет, утвержденный КГИОПом по историческим
данным. Причем окраска производилась по принятому 150 лет назад стилю
– сплошным тоном, без расколеровки и выделения откосов или лепнины.
– Как же при этом подчеркнуть элементы декора?
– Рельеф архитектурного лепного декора "замыливается" при
многократных косметических ремонтах, а здесь все декоративные элементы
отчетливо выделены. Насыщен лепными украшениями южный фасад, а на северном
насыщены декором большие тумбы, стоящие на кровле. Там же на северном
фасаде мы установим российский герб.
– С какими сложностями пришлось столкнуться при выполнении
заказа?
– Необычным оказалось исполнение декоративных элементов. Как правило,
наличники, тяги, полуколонны выложены из пиленого кирпича, затем оштукатурены.
Когда мы сняли штукатурный слой, оказалось, стены абсолютно гладкие,
без единой выступающей части. А весь декор сделан исключительно в штукатурке.
Это, конечно, усложнило работу, так как для воспроизведения криволинейных
поверхностей и всех декоративных штукатурных элементов пришлось делать
привязку с разметкой на плоскостях, многократные наметы штукатурных
слоев. Таким образом, расход штукатурки оказался втрое выше, чем планировалось
первоначально. Могу предположить, что вокзал строился с листа. Поэтому
сначала возвели каркас, стены, а потом архитектор придумывал, как украсить
фасады.
Виктор Малков
ООО
"Лапин Энтерпрайз"
191167, СПб, наб. р. Монастырки, 1
Александро-Невская Лавра
Тел.: (812) 327-2785, факс: (812) 327- 0181
E-mail: