ЛИЗИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
Способ аренды дорожной техники
Объем лизинговых операций на дорожно-строительном рынке растет и занимает
не менее 25% от общего числа сделок. Это следствие экономического развития,
роста объемов транспортного строительства и, безусловно, расширения
специализации лизинговых компаний.
Об
особенностях взаимодействия лизинговых компаний с предприятиями дорожной
отрасли, о взаимных выгодах и проблемах мы говорим с директором компании
«Интерлизинг» Кириллом Царевым.
– Кирилл Александрович, насколько популярен лизинг как
один из способов аренды оборудования у компаний, работающих в дорожной
отрасли?
– Сегодня без всякого преувеличения можно сказать – в России и в Петербурге
завершен первый этап развития лизинга как отрасли. Еще несколько лет
назад, прежде чем оформить сделку, специалистам приходилось объяснять
клиенту, что это за операция, какие выгоды сулит. А сегодня представители
компаний, в том числе и дорожных, приходят с четким представлением о
том, что они хотят получить в результате сделки.
Примерно 80% клиентов, которые обращаются в нашу компанию, хорошо понимают
разницу между кредитом, арендой и лизингом. При этом некоторые уже имеют
опыт работы по лизингу. Строительные компании демонстрируют положительное
отношение к такому способу покупки техники. Это отражается не только
на увеличении объемов приобретения оборудования в лизинг, но и в популяризации
самой темы.
В специализированной строительной прессе, на конференциях, форумах,
круглых столах выгоды и важность использования этого финансового инструмента
– предмет постоянного обсуждения. Рост числа публикаций на эту тему,
проведение обучающих семинаров, организация конференций и форумов также
способствуют популярности лизинга.
Объем лизинговых операций на петербургском рынке растет постоянно
и, по нашим данным, ежегодно увеличивается в два раза. И если в начале
пути в отрасли не было четких правил, условий, нормативов, и операции,
по сути, представляли собой некий вариант приобретения техники в рассрочку
с некоторыми льготами, то сегодня действует Закон «О лизинге». А компании
объединяются в Ассоциации, разрабатывают понятные и приемлемые для всех
правила действий на рынке. И, кроме того, расширяют сферу услуг, смягчают
условия проведения операций.
То есть лизинг как отрасль объективно развивается и, убежден, становится
действенным средством развития бизнеса, в том числе и строительного.
Сегодня, например, в нашей компании сделки по приобретению в лизинг
строительной, дорожной и грузовой техники, которой традиционно пользуются
предприятия, работающие в сфере транспортного строительства, составляют
более 40% из всех ежегодных операций. И это общая тенденция.
– Что способствует такой активности?
– Объективный рост экономики, рост объемов транспортного строительства.
Сегодня мы не меньше, чем дорожники, просчитываем, какие возможности
для развития открываются перед нами с началом строительства международной
трассы М-10, которая свяжет две российские столицы. Кроме того, активность
в отношении Комплекса защитных сооружений, по гребню которого протянется
новая дорога, разработка проекта ЗСД дают перспективы для лизинга как
отрасли.
–
Какую технику предпочитают дорожники, может ли при оформлении сделки
лизинговая компания выступать, скажем, и в качестве эксперта: определять
качество и надежность техники?
– Мы прежде всего финансовый институт, и пока в штате петербургских
лизинговых компаний, насколько мне известно, экспертной службы нет.
Но сегодня дорожно-строительные компании, как правило, прекрасно ориентируются
на рынке дорожной техники и четко представляют, для чего, зачем и какое
оборудование приобрести.
Весь объем приобретаемого дорожно-строительными компаниями оборудования
в лизинг можно условно разделить на три группы. В первую, наиболее объемную,
входит землеройная техника. Вторую составляет асфальтовое оборудование
– катки, фрезы, укладчики. К третьей группе относятся машины для транспортировки
грузов, стройматериалов. В отдельную позицию мы выделяем оборудование
для производства асфальта, где также наблюдается рост объемов продаж.
Наша компания ежегодно оформляет одну-две сделки по приобретению асфальтового
завода.
– Насколько интересна для дорожных компаний отечественная
техника? Как часто она приобретается в лизинг?
– Качество отечественных машин становится лучше, но пока в большинстве
своем наше оборудование проигрывает импортному по таким критериям, как
надежность и производительность.
Хотя есть позиции, где машины отечественного производства вне конкуренции.
Например, практически все дорожные предприятия, выбирая малотоннажные
краны –16–20-тонные, предпочитают наши «Ковровцы», «Ивановцы» и т. д.
Если речь идет о 50- тонном кране, то, скорее всего, выберут импортный.
Российская землеройная техника оформляется в лизинг в объемах, не превышающих
10%, асфальтоукладочные машины строители покупают импортного производства.
До недавнего времени до 60% автотранспорта, приобретаемого по лизинговой
схеме, было российским. Сегодня одной из тенденций развития лизингового
рынка является значительное увеличение объемов приобретения импортной
техники.
– Кирилл Александрович, вы не упомянули оборудование, необходимое
для содержания дорог.
– Мы оформляем сделки на покупку поливочных, уборочных машин, но их
очень немного. И в основном это наше отечественное оборудование. Как
правило, на уборке улиц заняты государственные предприятия и технику
для работы закупают централизованно за счет бюджетных средств, лизинговых
операций в этой сфере проводится немного.
– Вы сказали, что лизинговые компании расширяют сферу услуг.
Какое место здесь занимают оперативный лизинг, прямая аренда оборудования?
– Лизинговые компании прежде всего стараются создать приемлемые условия
для лизингополучателей. Это специальные отраслевые программы, предусматривающие
снижение процентной ставки, проведение операций с определенным уровнем
выкупной стоимости, что дает предприятиям известную выгоду.
Оперативный лизинг – это более продвинутая форма услуг, требующая от
лизинговых компаний создания собственной базы для ремонта и сервисного
обслуживания техники. Практически это аренда, но с последующим выкупом
на льготных условиях. И многие лизинговые компании, в том числе и наша,
изучают возможность развития этого направления деятельности. Но сделок
по такой схеме проводится не более 5% от всего объема.
В структуре нашей компании создано самостоятельное предприятие, предоставляющее
машины и оборудование в аренду. Оно имеет в арсенале несколько единиц
техники, мы фактически проводим эксперимент, так сказать, разведку боем.
Для реализации техники, бывшей в лизинге и возвращенной нам
после окончания договора лизинга, создана специальная компания «Аренда-Центр».
Она занимается прокатом подержанной техники. Можно с уверенностью
сказать, что и оперативный лизинг, и прямая аренда в ближайшем времени
будут развиваться.
Во всяком случае мы планируем создать собственную базу и таким образом
предоставлять своим клиентам возможность брать технику в оперативное
управление на приемлемых для сторон условиях.
Роза Михайлова
Тел. (812) 346-6055