Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 81 октябрь 2005
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

ОТ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ - К РЕГУЛИРОВАНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ
Внедрение приборов поквартирного учета тепла

На рынок ЖКХ приходят компании – производители современного оборудования для систем теплоснабжения, причем все чаще свою задачу они видят гораздо шире, чем просто продвижение своей продукции. Внедрение современных автоматизированных систем учета, контроля и регулирования энергоресурсов позволяет не только повысить надежность и безопасность системы теплоснабжения, минимизировать расходы тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, но и включить население в процесс управления коммунальным хозяйством.
Объявленная реформа российского ЖКХ на одно из первых мест выдвинула вопросы, связанные с экономией тепловых ресурсов, эффективного их использования, а также включения населения в процесс управления коммунальным хозяйством. Первым шагом в этом направлении должно стать внедрение мероприятий по снижению затрат тепловой энергии на отопление жилого фонда и нового строительства путем регулирования поквартирного учета тепла.
Компании – производители современного оборудования по учету и контролю энергоресурсов все чаще обращаются к комплексному решению проблемы учета и регулирования их потребления, понимая, что само по себе даже самое эффективное оборудование завоевать массового потребителя не сможет.

От общего к частному

Так, ЗАО «Данфосс» разработало концепцию оптимизации теплоснабжения жилых зданий и расчетов с населением за тепловую энергию и услуги отопления путем внедрения автоматизированной системы учета, контроля и регулирования. Целью создания такой системы является обеспечение качественного теплоснабжения жилищного фонда города и организация платы за отопление на основе счетов за фактически потребленную тепловую энергию. Применение ее позволит решить ряд социально-экономических задач: создать нормальные микроклиматические условия в зданиях, минимизировать расходы тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, сократить затраты на их выработку и передачу, а также повысить надежность и безопасность системы теплоснабжения.

Суть концепции состоит в применении комплексного автоматического регулирования и учета тепловой энергии как на вводе тепла в каждое здание, так и у каждого конечного потребителя (жильца). Технически это реализуется путем установки индивидуальных тепловых пунктов с автоматикой регулирования и узлом учета в каждом здании, а также установки терморегуляторов потребления тепла на каждом отопительном приборе. То есть наряду с установкой общедомовых счетчиков тепла, которая происходит сегодня в соответствии с постановлениями органов власти в большинстве российских регионов, должно осуществляться повсеместное внедрение технических средств регулирования в системах теплопотребления (на тепловых пунктах и на радиаторах систем отопления), а также оснащение систем отопления приборами индивидуального (поквартирного) теплоучета.
Такое сочетание дает максимальный экономический эффект – 35–40% экономии тепловой энергии. Это позволяет жильцам в среднем на 30–50% снижать размер оплаты за отопление за счет регулирования теплопотребления без ущерба для комфортного проживания. Отчасти это поможет снизить социальную напряженность при росте тарифов и переходе на 100% оплату коммунальных услуг. Выгода очевидна: жильцы сами смогут регулировать свою оплату, зная, что она напрямую зависит от количества реально потребленного тепла. Что подтверждается имеющимися данными по домам с поквартирным теплоучетом, где затраты на оплату теплоэнергии для жильцов сократились в полтора-два раза по сравнению с существующей сегодня платой по нормативам.

По мнению авторов концепции, существующие технологии энергосбережения ориентированы на экономию тепла на уровне производства, тогда как потенциал энергосбережения находится в области ее распределения и потребления. Предлагаемая система сочетания регуляторов тепла на вводе в здание и в каждой квартире приближена к потребителям тепла и поэтому дает максимальный эффект.
Главным препятствием для внедрения поквартирного учета и регулирования тепла считается традиционная однотрубная вертикальная разводка систем отопления в отечественном массовом строительстве. Однако у компании есть решения по организации поквартирного учета и регулирования тепла и для зданий с однотрубной вертикальной разводкой. Эти решения успешно доказали свою эффективность на ряде пилотных проектов. Причем в систему автоматизированного учета тепла может быть интегрирован также учет воды и электричества.
Работы по установке регуляторов тепла на вводе в здание и в каждой квартире можно проводить в течение всего года, в том числе и во время отопительного сезона. Подсчитано, что затраты на 1 кв. м составят от 450 до
1 400 рублей, срок окупаемости равен 2–3 годам, а срок службы системы – более 20 лет.

Где взять деньги?

Возникает неизбежный вопрос: кто должен финансировать эти работы? В зарубежных странах они финансируются с помощью кредитных схем и правительственных фондов, так что жильцам не приходится оплачивать полностью установку счетчиков в домах. В одном из районов Москвы, где реализуется подобная программа, счетчики частично финансирует город, а часть средств выделяет префектура. То, что бюджет города в полной, даже значительной, мере не осилит финансирование такого проекта, очевидно. Получается, вся тяжесть оплаты оборудования, его установки и эксплуатации должна лечь на плечи жителей города.
Но как убедить потребителей, что им это выгодно? Как показать, что без поквартирного учета придется бесконечно оплачивать чужое расточительство и безответственность, в первую очередь расточительство теплоснабжающих организаций?
Поскольку согласно новому Жилищному кодексу почти все вопросы по содержанию жилья решают его собственники, понимание и заинтересованность, а также помощь в финансировании компания сможет найти, обратившись в организации управления жилищным фондом, то есть непосредственно к собственникам. Тогда уже не город будет диктовать, кому и как платить, а каждый житель сам для себя решит этот вопрос.

Город поддержит?

Впрочем, есть проблемы, не касающиеся непосредственно финансирования.
И первая характерна для большинства вводимых в эксплуатацию домов: установка счетчика не дает гарантии его использования. Как показывает опыт, сотни тысяч квартирных счетчиков, установленных в новых домах, не эксплуатируются по вине компаний-монополистов, поставляющих энергоресурсы. Не менее актуальна еще одна проблема: даже при обещанном (в случае внедрения системы) снижении уровня потребления тепла на 25–30% кто может запретить ресурсопоставляющим организациям повысить свои тарифы на ту же величину?
И именно здесь без поддержки города, без нормативно-законодательной базы и, хотя бы частично, финансовой помощи бюджета не обойтись, без них ни одна, даже самая хорошая программа работать не будет.
По мнению авторов концепции, для определения этапов ее реализации следует привлечь группу экспертов и представителей государственной власти города. После чего предстоит разработать механизм расчетов с жильцами, а также механизм финансирования или кредитования для внедрения комплексного регулирования и учета тепла в существующем и строящемся жилом фонде. Параллельно должна вестись разработка законодательной базы.

Специалисты акционерного общества подготовили технико-экономические предложения по модернизации типового жилого здания, включая примерный расчет стоимости оборудования и расчет прогнозируемой экономии и эффективности.
Первым пунктом реализации этой концепции может стать пилотный проект, осуществленный в рамках одного микрорайона (примерно на 10 домов). Проведенный по результатам эксплуатации анализ эффективности позволит разработать бизнес-план проекта установки подобного оборудования в больших масштабах, просчитать размер оплаты за отопление и перейти к массовому внедрению этого продукта, которое должно быть закреплено законодательно.
Предполагается, что затраты на оснащение окупятся через 2–3,5 года.

(В материале использованы материалы Московской городской думы и ЗАО Данфосс)



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна