Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 81 октябрь 2005
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

ЛАЗЕР ВЫХОДИТ В ПОЛЕ
Новейшие технологии в геодезии и топографии

Петербургские изыскатели впервые выполнили топографическую съемку местности для проекта реконструкции участка автомагистрали М10 (Россия) с помощью воздушного лазерного сканирования.
Применение новейшей технологии позволило выполнить объемный проект с высокой точностью, в кратчайшие сроки и минимальными затратами.

Инженерно-изыскательские работы для строительства и реконструкции крупных транспортных объектов ассоциируются с длительными и малокомфортабельными экспедициями, полевыми работами в любое время года и при любой погоде. Иным образом получить топографическую съемку прежде действительно было невозможно.
Наши представления о геодезии и топографии могут кардинально измениться благодаря приходу новейших скоростных, наукоемких и эффективных технологий – воздушного и наземного лазерного сканирования.
Именно к лазерному сканированию обратились специалисты топографо-геодезических изысканий Группы предприятий «Дорсервис» при выполнении топографической съемки для проекта реконструкции участка автомагистрали М10 (Россия).

Лазерное сканирование – новейшая технология, применяемая с 2000 года. Области ее применения разнообразны: от нефтегазовой и горной промышленности, электроэнергетики, картографирования городских ландшафтов до дорожного и лесного хозяйства. Основные достоинства технологии в том, что она позволяет проводить изыскания больших объемов с высокой точностью, в кратчайшие сроки и в любом регионе. Применение ее многократно удешевляет проект.
Новая технология сразу была «подхвачена» и оценена нефтяниками и газовиками, изыскательские работы в структуре производства которых особенно объемны и трудозатратны.

Логично, что дорожные строители тоже не остались в стороне от современных технологий.

Об опыте применения лазерного сканирования для топографической съемки рассказывает заместитель начальника отдела топографо-геодезических изысканий ГП «Дорсервис» Игорь Игоревич Островский.

– Отдел получил задание на проектирование реконструкции автомобильной дороги М10 (Россия) от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Протяженность участка порядка 70 км, причем до 70% новой дороги проходило по залесенной территории со сложным для геодезических работ ландшафтом. На традиционные для последнего времени сжатые сроки накладывались сложности организационно-правового характера – необходимость получения порубочного билета под производство съемки.
При этом объем работ – топографическая съемка полосы по 100 м в сторону от оси проектируемой трассы со всеми развязками общей площадью в 1300-1400 га – исключал возможность ее выполнения в такие короткие сроки вручную и традиционными методами. Ведь полевые бригады, командировки, гостиницы – это больше затраты и неудобства, а главное, время, время, время…
Коллеги подсказали, что есть ряд московских компаний, которые владеют технологией лазерного сканирования и уже испытали ее на проектировании дорог. Нашли в интернете адрес, связались, съездили в командировку.
То, что мы узнали и увидели, нас очень заинтересовало – в первую очередь скорость исполнения и точность получаемой документации. Методика позволяет все сделать без выхода в поле, не нужно рубить лес, соответственно, не требуется и получение правительственного разрешения, что по существующему законодательству является очень длительной процедурой.

– Как на практике выглядит топографическая съемка с помощью лазерного сканирования?
– Над территорией трассы летит вертолет, имеющий связь с несколькими спутниками и наземными станциями, которые предварительно устанавливаются по территории съемки. Лазерный сканер, установленный на его борту, «снимает» рельеф поверхности Земли с точностью до дециметра, и благодаря компьютерным технологиям получают трехмерную модель. Полученные данные проходят камеральную обработку с помощью самых современных программ и превращаются в необходимую заказчику документацию. В нашем случае – подробную топографическую карту территории участка трассы. В итоге то, на что у нас ушло бы не меньше года, было выполнено за два дня.

– От полевых бригад удалось отказаться полностью?
– Несколько бригад работали на составлении профиля трассы. Как показал опыт, это мы сделали не зря, ведь в любой новой технологии могут встретиться недоработки, любое программное обеспечение «обкатывается» со временем. Впрочем, в геодезии есть правило – все выполнять в две руки: один замерил, другой проверил. Наша съемка старым методом помогла выявить ряд погрешностей.

– Это не повлияло на общую оценку метода, его качества?
– Ни в коем случае. Точность лазерного сканирования на порядок выше традиционных методов. Вертолет испускает лазерный луч со скоростью 10 000 импульсов в секунду. Это позволяет получить съемку с плотностью 50 точек на кв. метр. Представляете, с какой точностью можно выбрать рельеф?!

Метод гарантирует точность по высоте в пределах 16 см. Как показала наша проверка наземным способом, местами точность была абсолютной. А те погрешности, что мы выявили, по большей части случились по вине обработки. Кстати, один из выводов, который мы сделали по результатам работы с новой технологией, – обрабатывать полученные данные лучше нам самим, как заказчику. Ведь заказчик знает лучше, что ему надо. Компания проводит съемку местности в общем и целом. «Дорсервис», например, нужен топографический план специального назначения, под автомагистраль, у «Роснефти» своя специфика – под нефтепроводы. Кстати, компания готова была предоставить и соответствующее программное обеспечение, и обучить наших специалистов, времени у нас тогда не было. Да и людей не хватает.

– Неинтересно, сложно, не престижно?
– В первую очередь сложно. И тяжело. Но интересно, думать надо уметь. Много нового появилось в нашей профессии за последние годы: новые инструменты с широкими возможностями, компьютеры. В этом ряду и технология лазерного сканирования, которая стала серьезным прорывом в геодезии и топографии. За такими технологиями будущее.
Если бы еще эту технологию применять планово... Лучшее время для совершения облетов – весной, когда сходит снег, или поздняя осень, когда опала листва. Необходимость планирования связана также с получением специального разрешения. При существующей системе тендеров заранее такую съемку не закажешь – дорого. А после победы в тендере не всегда есть возможность ждать осени или весны. Если бы лазерная съемка стояла в плане работ, экономия и эффективность была бы значительной. Но для этого нужна помощь городских и федеральных властей, особенно в организации долгосрочного планирования стратегических объектов.

Преимущества лазерного сканирования:
• моментальная съемка;
• получение готового материала в полевых условиях;
• сокращение временных затрат в несколько раз (в зависимости от вида работ выигрыш во времени может достигать десяти раз);
• небывалая полнота материала по снимаемому объекту (плотность расположения точек относительно друг друга - 0,25 мм при съемке с расстояния до 50 м);
• моментальное определение «мертвых» зон и их устранение;
• пространственное моделирование объекта без необходимости применения сложного и дорогостоящего фотограмметрического оборудования;
• дистанционное измерение объекта без необходимости устанавливать на каждой точке отражатель;
• высокая точность измерений (± 6 мм);
• полевой контроль измерений непосредственно в момент измерения;
• почти полная автоматизация измерений.

Светлана Соснова

Санкт-Петербург,
Бокситогорская ул., д. 9
Тел. (812) 227-3733, факс (812) 327-3766



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна