Быстро строить – быстро возвращать инвестиции
Перспективы быстровозводимых конструкций
Быстровозводимые конструкции – устойчивый сегмент современного строительного
рынка. В различных странах на его долю приходится от 5 до 20% от общего
объема строительства. Сейчас быстровозводимые технологии активно осваивают
и российские строители.
Тему комментирует генеральный директор компании «Град Петра» Вадим
Феофанов.
– Под термином «быстровозводимые конструкции» понимают технологии,
которые позволяют построить объект в 1,5–2 раза быстрее, чем традиционными
методами. Это своеобразный бренд для заказчика. В основе быстровозводимых
технологий лежит индустриальное строительство, когда конструкции здания
изготавливаются на заводе, а на строительной площадке происходит их
сборка. Различают сборку зданий из крупноразмерных железобетонных элементов
(например, панельное домостроение) и из легких конструкций (металлические
и деревянные каркасы).
– В чем преимущества и недостатки применения быстровозводимых
конструкций?
– Отличительной чертой быстровозводимых сооружений является скорость
строительства. Одним из последних проектов, в которых участвовала наша
компания, стало строительство презентационного комплекса на Юго-Западных
очистных сооружениях (генподрядчик Северо-Западная строительная компания).
Благодаря применению быстровозводимых легких конструкций, здание площадью
2,5 тыс. кв м было спроектировано и построено всего за 1,5 месяца, а
подъемная техника на этом объекте использовалась всего один день – для
монтажа 18-метровых ферм.
Быстровозводимые конструкции отличаются мобильностью и возможностью
перевозки их на дальние расстояния без значительных затрат.
Например, наши конструкции везут на Сахалин и там возводят
из них здания. Другой пример – выставочный павильон для ЗАО «Транзас».
Он был нами изготовлен в Петербурге, в разобранном виде перевезен в
подмосковный г. Жуковск на авиационную выставку «МАКС-2005», там собран,
а после выставки возвращен в Петербург. Причем речь идет о сооружении
10 метров высотой.
Говоря о легких быстровозводимых стальных конструкциях, необходимо
отметить низкую трудоемкость строительства. Она на 40–70% ниже, чем
в традиционном домостроении (со сборкой справляются несколько человек
без использования тяжелой техники). А также экономию на нулевом цикле
(как правило, работы по фундаменту требуют в 2 раза меньше затрат).
В целом здания, построенные из быстровозводимых конструкций, оказываются
дешевле, чем из кирпича, дерева или газобетона, что особенно актуально
на фоне роста цен на строительные материалы и энергоресурсы.
Другим несомненным преимуществом является возможность создания любых
архитектурных форм без усложнения конструкций. Более того, этот способ
строительства позволяет убрать все инженерные коммуникации в стены,
смонтировав их внутри панелей прямо на заводе.
Эта технология подходит для широкого диапазона климатических зон и геологических
условий, в том числе для сейсмически опасных районов, вплоть до 9-балльной
зоны. Вызывает недоумение, что такие конструкции пока не нашли должного
применения в системе МЧС. Используя легкие быстровозводимые конструкции,
можно создать мобилизационный запас для МЧС и в случае необходимости
использовать его в любой точке страны.
Сейчас наша компания совместно с московским институтом Кучеренко разрабатывает
стандарты применения многослойных стеновых систем с эффективными утеплителями
на стальных каркасах для строительства в сейсмических районах.
– Чем отличаются друг от друга различные каркасные системы
(канадская, американская, скандинавская)?
– В принципе они похожи и отличаются друг от друга типами соединений,
системами расчета и применяемыми материалами.
Впервые здания с применением деревянного каркаса появились еще в XIII–XIV
веках в Германии и Голландии, это так называемые «фахверковые» дома.
В наше время появились каркасные системы из металлических конструкций.
Они надежны, обладают большей прочностью и легкостью, возможностями
индустриального изготовления.
В каждой промышленно развитой стране есть производство металлического
профиля, конструкций для каркасного домостроения. Разделение на американскую,
скандинавскую, канадскую строительную систему весьма условно, так как
в каждой стране их несколько, а то и десятки. Например, в США в области
легких быстровозводимых конструкций работают около 700 фирм, только
в Нью-Йорке действуют два крупных завода по изготовлению строительного
профиля: Super Stud и Marino Wear.
– Каковы перспективы использования быстровозводимых конструкций
в России?
– В России активно используются зарубежные строительные системы с применением
ЛМК, но также разрабатываются и свои. На разной стадии разработки находятся
около 6 строительных систем, каждое предприятие идет своим путем.
Наша компания одной из первых, еще 9 лет назад, начала осваивать новые
технологии, а в 2002 году мы создали и запатентовали систему «МКС» (торговая
марка «СССР» – сверхлегкие стальные системы России). «МКС» мы создавали
на основе лучших мировых систем, таких как американские DECK STUD, Lindab
Systemline, финская Rosette, немецкая Richter и других. При этом учитывали
российскую специфику.
Особенностью нашей системы является применение пустотных железобетонных
предварительно напряженных плит для перекрытия пролетом до 9 м. Мы применяем
несущий оцинкованный профиль собственной разработки толщиной 1–2 мм.
В других строительных системах (например, «Молодечно») применяются традиционные
коробчатые профили замкнутого сечения от 4 до 6 мм толщиной.
Мы работаем с одной из авиастроительных компаний над созданием системы,
которая предполагает сборку и доставку на место полностью готового сооружения
(в собранном виде). По такой технологии можно будет создавать здания
площадью до 2 тыс. кв. м.
В целом развитие быстровозводимых технологий, и в частности
технологий с использованием каркасов из ЛМК, имеет хорошие перспективы.
На фоне удорожания энергоресурсов и материалов заказчик стремится оптимизировать
затраты и скорее окупить вложенные инвестиции. Быстровозводимые технологии
позволяют это сделать не в ущерб качеству, поэтому заказчики все активнее
переходят на ЛМК разных типов.
– Где эти технологии могут применяться?
– Из быстровозводимых конструкций можно проектировать любые типы зданий:
торговые комплексы, спортивные и промышленные сооружения, общественные
и жилые дома. Легкие металлические конструкции могут использоваться
также для надстройки зданий без усиления существующих конструкций.
Технология может применяться и в многоэтажном строительстве. Еще в 1998
году мы совместно с петербургским институтом урбанистики спроектировали
9-этажное здание в Уфе из панельно-каркасных конструкций. Проект предусматривал
применение свариваемых в заводских условиях каркасов из стальных высокопрочных
оцинкованных профилей, проемы которых заполняются панелями.
Это так называемая американская строительная система DECK STUD, где
панели могут быть несущими, самонесущими и навесными. Проект прошел
экспертизу Госстроя, но из-за дефолта не был реализован. Сейчас ряд
компаний, в том числе петербургских, успешно используют технологии каркасно-монолитного
домостроения, им осталось сделать еще один шаг по применению на своих
зданиях ограждающих стен из легких каркасов с эффективным утеплением.
– Назовите наиболее интересные объекты, построенные с использованием
быстровозводимых конструкций?
– Таких объектов довольно много. Только с участием нашей компании было
реализовано около 200 проектов с использованием ЛМК: кондитерская фабрика
в г. Балтийске Калининградской области, торговые комплексы в Выборге,
в Кронштадте, предприятие пищевой отрасли в Петербурге, мансарды, в
том числе над зданием Центробанка, и др.
Беседовала Наталья Соколова
Тел./факс (812) 324-6473