НЕФТЯНАЯ ТРАССА НА ФИНИШЕ
Проект – БТС-60
В поселке Лупполово Ленинградской области началось строительство новой
нефтеперекачивающей станции «Сестрорецкая». НПС является частью проекта
БТС-60, последним этапом сооружения линейной части Балтийской трубопроводной
системы. В целом реализация проекта позволит увеличить мощности нефтяной
магистрали до 60 миллионов тонн в год.
БТС – уникальная российская система транспорта нефти, включает
в себя:
более 3200 километров магистральных трубопроводов диаметром
от 720 до 1020 мм (которые проходят по сложному рельефу, пересекают
более 100 рек),
22 НПС,
32 резервуара для хранения сырья суммарной емкостью 582 тыс. куб. м,
а также специализированный морской порт Приморск, снабженный нефтебазой,
системой управления движением судов.
Темпы роста объемов транспортировки нефти по БТС:
12 245 тыс. тонн – 2002 год,
17 600 тыс. тонн – 2003 год,
44 634 тыс. тонн – 2004 год,
52 млн тонн – 2005 год,
60 млн тонн - 2006 год.
Работы
по сооружению главной российской нефтяной магистрали, которая протянулась
на три с лишним тысячи километров от Ярославля до порта Приморск, завершаются.
В декабре прошлого года вышло распоряжение Правительства России о проектировании
и строительстве третьей очереди Балтийской трубопроводной системы, что
предполагает увеличение пропускной способности нефтяной магистрали до
60 миллионов тонн. Напомним, за пять лет истории развития БТС ее мощности
увеличились более чем в четыре раза и составляют сегодня 52 миллиона
тонн сырья в год.
Транспорт нефти, а также функции заказчика по реализации проекта
БТС-60 осуществляет петербургская компания «Балтнефтепровод» - дочернее
предприятие ОАО «АК Транснефть».
В рамках проекта БТС-60 предстоит протянуть 145 километров трубопроводов,
провести реконструкцию 8 действующих НПС, построить новую нефтеперекачивающую
станцию во Всеволожском районе Ленинградской области, расширить мощности
специализированного порта Приморск.
Строительство новой НПС «Сестрорецкая», которая станет последним этапом
на пути сооружения линейной части нефтяной магистрали, идет полным ходом:
на стройплощадке действуют более 10 подрядных компаний, которые были
отобраны в результате конкурсных торгов. Перед заказчиками и подрядчиками
стоит задача завершить работы к концу года.
–
Первоначально предполагалось, что пропускную способность магистрали
на северо-западном участке можно будет увеличить, расширив мощности
НПС «Невская» и «Кириши», – рассказывает начальник НПС «Сестрорецкая»
ООО «Балтнефтепровод» Дмитрий Недворягин. – Однако расчеты проектировщиков
показали, что этих мероприятий для достижения расчетного давления, необходимого
для обеспечения транспорта нефти по магистрали в объеме 60 миллионов
тонн, недостаточно. Потому и было принято решение о сооружении НПС «Сестрорецкая»
близ поселка Лупполово во Всеволожском районе Ленинградской области,
которая придаст магистрали необходимую дополнительную мощность.
Строителям предстоит в течение нескольких месяцев построить магистральную
насосную, двухэтажный административно-бытовой корпус для обслуживающего
персонала, протянуть 17 километров внешних и внутренних электросетей
для обеспечения объекта электроэнергией, провести работы по благоустройству.
Важнейшей задачей является строгое соблюдение всех технологических стандартов,
отраслевых норм и правил, обеспечение экологической безопасности природной
среды как во время строительства, так и при эксплуатации НПС «Сестрорецкая».
Впрочем, это давно уже стало не просто стилем работы на объектах БТС,
а стратегией компании ОАО «АК «Транснефть».
С прошлого года «Балтнефтепровод» работает по международным стандартам
безопасности управления окружающей средой. В начале этого года международные
эксперты после проверки деятельности предприятия подтвердили, что система
управления окружающей средой соответствует международному стандарту
ISО 14001.
В нефтепроводных управлениях работают экоаналитические лаборатории,
которые ведут мониторинг состояния воздуха, почв, поверхностных вод
на объектах линейной части магистрали. Инвестиции в охрану окружающей
среды, соблюдение норм природоохранного законодательства при строительстве
объектов только в 2004 году составили почти 52 миллиона рублей. В этом
году затраты на природоохранные мероприятия уже превысили 72 миллиона
рублей.
Работы
на стройплощадке, где сооружается НПС «Сестрорецкая», идут в соответствии
с графиком, который разработан заказчиками совместно с генподрядной
компанией «Мосинжстрой», а непрерывный контроль над ходом строительства
осуществляют представитель заказчика и независимые эксперты. Специалистами
ведется пооперационный контроль по всем видам работ – земляным, бетонным,
сварочно-монтажным.
– Контроль действительно очень жесткий, – подтверждает заместитель начальника
ПТО компании «Мосинжстрой» Максим Нежижимов. – Это понятно: НПС не только
сложный инженерный объект, но и опасный. Мы стараемся выполнять все
требования заказчика, предписания службы, которая ведет технадзор: в
проекте, где так строго и жестко выполняются нормы природоохранного
законодательства, мы участвуем впервые.
И тоже, как положено по технологии, тщательно проверяем качество труб,
задвижек, оборудования, железобетонных конструкций, из которых монтируется
станция. Более того, каждый узел после монтажа проверяется на прочность.
Так что на стройплощадке ведется тройной контроль над качеством работ.
Качество работ обеспечивается не только жестким контролем над ходом
строительства, но и использованием лучшего оборудования, технологий
и материалов, достижений науки. Однако, выбирая оборудование для проекта,
заказчики ориентируются на отечественных производителей.
– В сооружении НПС «Сестрорецкая», – подчеркивает начальник НПС «Сестрорецкая»
Дмитрий Недворягин, – используется в основном отечественное оборудование.
Трубы, задвижки, электроприводы на стройплощадку поставляют российские
производители. Исключение составляют только системы автоматики, которые
мы заказали в Венгрии. Поставки наши партнеры осуществляют четко по
договорам.
Своевременные поставки и строгое соблюдение графиков строительства позволит
нам выполнить работы по сооружению НПС «Сестрорецкая» в сроки, которые
определены руководством «Транснефти». Уже назначена дата запуска станции
в эксплуатацию – 17 декабря.
К середине следующего года компания «Транснефть» планирует завершить
выполнение всех мероприятий по проекту БТС-60.
Роза Михайлова
Тел. 703-3256